Малое и среднее предпринимательство

Малые и средние предприятия в Туве – это около 7 тыс. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 9 тыс. граждан. Преобладающая доля сектора малого предпринимательства (98 процентов) – микробизнес, который обеспечивает реализацию товаров и услуг без создания рабочих мест.

За последние 5 лет зафиксированы резкие колебания количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Численность субъектов малого и среднего предпринимательства

в Республике Тыва

за 2012-2016 гг.

Категории субъектов предпринимательства 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.   2016 г.
Средние предприятия
Малые предприятия
Микропредприятия
Всего ЮЛ
ИП
ИТОГО

Общий спад в численности субъектов предпринимательства в Республике Тыва за 2012-2016 годы не сопровождался сокращением налоговых поступлений, а наоборот доходы бюджета от малого бизнеса в целом ежегодно росли.

Налоговые поступления

по специальным налоговым режимам за 2012-2016 гг.

Налоги на совокупный доход (тыс. рублей) 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2012-2016 гг.
УСН
УСН на основе патента (ПСН)
ЕНВД
ЕСХН
Всего: 289 061 312 728 320 329

Структура малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва не сбалансирована в территориальном аспекте: 51% субъектов предпринимательства ведет деятельность в г. Кызыле. При этом 50 % предпринимателей заняты в сфере торговли.

Одним из основных показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, является количество субъектов предпринимательства на 1000 чел. населения. Например, в 2013 году в Республике Тыва на 1000 человек населения приходилось 32,6 тыс. ед. Наименьшее число предпринимателей на 1000 человек населения среди регионов Сибирского федерального округа – в Кемеровской области и Забайкальском крае.

Цель развития сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:

оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями к 2030 году составит 30 млрд. рублей;

количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. чел. населения к 2030 году составит 33 ед.;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего; предпринимательства, в общей численности занятого населения к 2030 году составит 13 процентов;

бюджетные поступления в виде налогов и сборов по специальным налоговым режимам к 2030 году составит 420 млн. рублей;

коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий) к 2030 году составит 9 ед.;

доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) получивших государственную поддержку к 2030 году составит 18 процентов;

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран. Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира.

Способы и механизмы достижения цели:

Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий, что будет реализовано в рамках деятельности Единого сервисного центра поддержки предпринимательства.

Интеграция действующих институтов развития бизнеса. На сегодняшний день в республике действует широкий спектр инфраструктуры поддержки бизнеса: Бизнес-инкубатор, фонды поддержки предпринимательства, МФЦ для бизнеса, Агентство по привлечению инвестиций, Торгово-промышленная палата республики. В целях координации задач, поставленных в рамках Стратегии, необходимо создание Единого сервисного центра поддержки предпринимательства к концу 2018 года.

Развитие экспорта. Приграничное положение республики создаст условия для развития экспортного потенциала малого бизнеса. В частности, перенаправление федеральной автодороги М-54 «Енисей» в Туве с 1 января 2017 г. открывает перспективы активизации внешнеэкономической деятельности после реконструкции пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Хандагайты – Боршоо» до уровня многостороннего перехода.

Обеспечение доступности финансовых средств. В рамках реализации Стратегии продолжится реализация мер, направленных на обеспечение доступности финансовых средств субъектам предпринимательства. В течение последних лет в каждом муниципальном образовании созданы фонды поддержки предпринимательства, осуществляющие деятельность по предоставлению субъектам малого предпринимательства льготных займов на сумму до 1 млн. рублей сроком до 3 лет. Фонду поддержки предпринимательства Республики Тыва отведена ключевая роль по развитию системы заемного финансирования.

Раскрытие предпринимательского потенциала. Взаимодействие с средними специальными образовательными учреждениями, перепрофилирование училищ, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Для республики, где средний возраст населения составляет 29,3 лет, особенно актуальным является вопрос развития молодежного предпринимательства.

Развитие туристских услуг. Принимая во внимание значимый мультипликативный эффект, способствующий росту занятости экономически активного населения, повышению благосостояния нации и социально-экономическому развитию муниципальных образований республики, туризм признается одним из приоритетных направлений развития экономического развития Тувы. Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого кластерного подхода на проектном управлении и механизмов государственно-частного партнерства. Эффективная государственная поддержка отрасли позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в сферу туризма на условиях государственно-частного партнерства, но и улучшить имидж республики.

К новой экономике

Наши рекомендации