Прогнозный бухгалтерский баланс.
Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса для организаций в целом.
Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.
Данные баланса на конец предшествующего года
Активы | Пассивы | ||
I. Внеоборотные активы | III. Капитал и резервы | ||
Земля | 50 000 | Уставной капитал | 70 000 |
Здания и оборудование | 100 000 | Нераспределенная прибыль | 37 054 |
Минус: Сумма амортизации | (60 000) | Всего капитал и резервы | 107 084 |
Всего внеоборотные активы | 90 000 | IV. Долгосрочные обязательства | |
II. Оборотные активы | V. Краткосрочные обязательства | ||
Запасы материалов | Кредиторская задолженность поставщикам | 2 200 | |
Запасы готовой продукции | 3 280 | Начисленный налог на прибыль | 4 000 |
Дебиторская задолженность | 9 500 | Всего краткосрочные обязательства | 6 200 |
Денежные средства | 10 000 | ||
Всего оборотные активы | 23 254 | ||
Валюта баланса | 113 264 | Валюта баланса | 113 264 |
Прогнозный баланс составляется на основе данных баланса предшествующего года с учетом операций, отраженных во всех плановых бюджетах.
Прогнозный баланс (с расчетом всех показателей)
Актив | Расчет | Сумма |
I. Внеоборотные активы | ||
Земля | На уровне баланса прошлого года | 50 000 |
Здания и оборудование | Баланс предшествующего года + Покупка оборудования (бюджет капитальных вложений) | 10 000 + 24300 = 124 300 |
Минус: Сумма амортизации | Баланс предшествующего года + амортизация из бюджета ОПР | ( 60 000 + 16 240) |
Всего внеоборотные активы | 98 060 | |
II. Оборотные активы | ||
Запасы материалов | Оценка запасов на конец периода | |
Запасы готовой продукции | Оценка запасов на конец периода | 4 100 |
Дебиторская задолженность | Баланс предшествующего года + планируемый объем продаж (бюджет продаж) - приток ден. средств от продаж | 23 040 |
Денежные средства | Бюджет движения денежных средств | 8 752 |
Всего оборотные активы | 36 392 | |
Валюта баланса | 134 452 | |
Пассив | Расчет | Сумма |
III. Капитал и резервы | ||
Уставной капитал | Баланс предшествующего года | 70 000 |
Нераспределенная прибыль | Баланс предшествующего года + нераспределенная прибыль планового периода (Отчет о прибылях) | 37 054 + 24 574 = 61 628 |
Всего капитал и резервы | 131 628 | |
V. Краткосрочные обязательства | ||
Кредиторская задолженность поставщикам | Баланс предшествующего года + стоимость закупок (бюджет материалов) - платежи за материалы | 2 200 + 19 346 – 19082 = 2 464 |
Начисленный налог на прибыль | Отчет о прибылях и убытках – Бюджет движения денежных средств | 4 000 +7 640 – 11 280 = 360 |
Всего краткосрочные пассивы | 2 824 | |
Валюта баланса | 134 452 |
Задача. Составление гибкого бюджета
1. Составить производственный отчет за 3 квартал текущего бюджетного периода
Показатели | Фактический результат | Гибкий бюджет | Общий (статический) бюджет | Расчет отклонений | ||
Отклонение по эффективности | Отклонение по объему продаж | Общее отклонение | ||||
Ф | ГБ | СБ | Ф-ГБ | ГБ-СБ | Ф-СБ | |
Объем производства, шт. | ||||||
Материальные затраты, д.е. | 2,5д.е./кг * 3,5кг/шт * 800 шт = | 2 д.е./кг * 3кг/шт * 890 шт = | ||||
Трудовые затраты, д.е. | 5,5 д.е./ч * 4,5 ч/шт * 800 шт = | 5 д.е./ч * 5 ч/шт * 890 шт = | ||||
ОПР пер., д.е. | 3 д.е./ч * 4,5 ч/шт * 800 шт = | 2 д.е./ч * 5 ч/шт * 890 шт = | ||||
ОПР пост, д.е. | 9500 д.е. | 7215 д.е. |
2. Определить отклонения по факторам, не связанным с объемом по прямым затратам:
Тема 5 Внутренняя отчетность
Сегментарная отчетность
Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа, основным принципом которого является последовательное разложение, расчленение исследуемого объекта и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведение маржинального дохода.
Такой анализ осуществляется контроллингом на основе сегментированной отчетности, т.е. отчетности, составляемой по тем предметам деятельности, информация о затратах и доходах которых интересует менеджеров. В качестве таких предметов могут выступать структурные единицы, виды продукции, клиенты, сбытовые территории. Высокая степень аналитичности при этом достигается в том случае, когда информация о затратах, продажах и, соответственно, доходах постепенно конкретизируется по мере перехода к более детальным сегментам хозяйственно-финансовой деятельности фирмы. Например, в первую очередь составляется и анализируется отчет, в котором сегментами являются заводы, входящие в состав фирмы, затем по каждому заводу в качестве сегментов рассматриваются выпускаемые виды продукции. По каждому виду продукции, в свою очередь, проводится детализация в разрезе сбытовых территорий и т.д. При составлении сегментированной отчетности показывается величина маржинального дохода (суммы покрытия), приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или компании в целом. Возможны два подхода к составлению и, соответственно, анализу сегментированной отчетности. В первом случае используется так называемый простой (одноступенчатый) расчет маржинального дохода, когда для каждого сегмента такой доход определяется как разность между объемом его продаж и переменными затратами. При этом постоянные затраты на сегменты не относятся, т.е. рассматриваются как нераспределяемые и вычитаются из суммы маржинальных доходов, полученных всеми сегментами. Так, отчет фирмы, у которой входящие в нее заводы рассматриваются как сегменты, выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1.
Сегментированный отчет по компании при простом (одноступенчатом) расчете маржинального дохода
№ п/п | Показатели | Заводы как сегменты компании | |||||
Завод № 1 | Завод № 2 | Итого по компании | |||||
тыс. д. е. | % | тыс. д.е. | % | тыс. д.е. | % | ||
1. | Выручка от продаж | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |||
2. | Переменные затраты | 52,8 | 63,4 | 57,4 | |||
3. | Маржинальный доход | 47,2 | 36,6 | 42,6 | |||
4. | Постоянные затраты | - | - | - | - | 35,9 | |
5. | Операционная прибыль | - | - | - | - | 6,7 |
Анализ представленного сегментированного отчета показывает, что маржинальный доход, обеспечиваемый заводом № I, значительно превышает аналогичный доход, получаемый заводом № 2 (2500 тыс. д.е. против 1500 тыс. д.е., т.е. более чем на 66 %), и формирует свыше 62% маржинального дохода компании (2500 д.е. из 4000 д.е.). При этом отношение маржинального дохода к выручке от продаж, т.е. коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности производимой и реализуемой продукции, у завода № 1 превышает соответствующий показатель другого завода на 29% (47,2 против 36,6%).
Как видно из приведенного примера, сегментированная отчетность уже при простом (одноступенчатом) расчете маржинального дохода представляет определенную информационную базу для анализа. Однако, поскольку для получения прибыли необходимо покрыть (возместить) постоянные затраты, то для аналитика представляет интерес, в какой степени каждый сегмент причастен к формированию и, главное, к покрытию этих затрат. В связи с этим предпочтительным является двухступенчатый расчет маржинального дохода, при котором выделяются специальные (прямые) и общие (косвенные) постоянные затраты. Специальные (прямые) постоянные затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты, а общие - рассматриваются как затраты, возникающие на более высоком уровне сегментирования или на уровне компании в целом, и на сегменты не относятся. В этом случае отчетность, в которой в качестве сегментов выступают заводы, будет иметь следующий вид (табл. 2).
Таблица 2.