Прогнозный бухгалтерский баланс.

Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса для организаций в целом.

Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

Данные баланса на конец предшествующего года

Активы   Пассивы  
I. Внеоборотные активы   III. Капитал и резервы  
Земля 50 000 Уставной капитал 70 000
Здания и оборудование 100 000 Нераспределенная прибыль 37 054
Минус: Сумма амортизации (60 000) Всего капитал и резервы 107 084
Всего внеоборотные активы 90 000 IV. Долгосрочные обязательства  
II. Оборотные активы   V. Краткосрочные обязательства  
Запасы материалов Кредиторская задолженность поставщикам 2 200
Запасы готовой продукции 3 280 Начисленный налог на прибыль 4 000
Дебиторская задолженность 9 500 Всего краткосрочные обязательства 6 200
Денежные средства 10 000    
Всего оборотные активы 23 254    
Валюта баланса 113 264 Валюта баланса 113 264

Прогнозный баланс составляется на основе данных баланса предшествующего года с учетом операций, отраженных во всех плановых бюджетах.

Прогнозный баланс (с расчетом всех показателей)

Актив Расчет Сумма
I. Внеоборотные активы    
Земля На уровне баланса прошлого года 50 000
Здания и оборудование Баланс предшествующего года + Покупка оборудования (бюджет капитальных вложений) 10 000 + 24300 = 124 300
Минус: Сумма амортизации Баланс предшествующего года + амортизация из бюджета ОПР ( 60 000 + 16 240)
Всего внеоборотные активы   98 060
II. Оборотные активы    
Запасы материалов Оценка запасов на конец периода
Запасы готовой продукции Оценка запасов на конец периода 4 100
Дебиторская задолженность Баланс предшествующего года + планируемый объем продаж (бюджет продаж) - приток ден. средств от продаж 23 040  
Денежные средства Бюджет движения денежных средств 8 752
Всего оборотные активы   36 392
Валюта баланса   134 452
Пассив Расчет Сумма
III. Капитал и резервы    
Уставной капитал Баланс предшествующего года 70 000
Нераспределенная прибыль Баланс предшествующего года + нераспределенная прибыль планового периода (Отчет о прибылях) 37 054 + 24 574 = 61 628
Всего капитал и резервы   131 628
V. Краткосрочные обязательства    
Кредиторская задолженность поставщикам   Баланс предшествующего года + стоимость закупок (бюджет материалов) - платежи за материалы 2 200 + 19 346 – 19082 = 2 464
Начисленный налог на прибыль Отчет о прибылях и убытках – Бюджет движения денежных средств 4 000 +7 640 – 11 280 = 360
Всего краткосрочные пассивы   2 824
Валюта баланса   134 452

Задача. Составление гибкого бюджета

1. Составить производственный отчет за 3 квартал текущего бюджетного периода

Показатели Фактический результат Гибкий бюджет Общий (статический) бюджет Расчет отклонений
Отклонение по эффективности Отклонение по объему продаж Общее отклонение
  Ф ГБ СБ Ф-ГБ ГБ-СБ Ф-СБ
Объем производства, шт.        
Материальные затраты, д.е. 2,5д.е./кг * 3,5кг/шт * 800 шт =     2 д.е./кг * 3кг/шт * 890 шт =      
Трудовые затраты, д.е. 5,5 д.е./ч * 4,5 ч/шт * 800 шт =     5 д.е./ч * 5 ч/шт * 890 шт =        
ОПР пер., д.е. 3 д.е./ч * 4,5 ч/шт * 800 шт =     2 д.е./ч * 5 ч/шт * 890 шт =        
ОПР пост, д.е. 9500 д.е.   7215 д.е.      

2. Определить отклонения по факторам, не связанным с объемом по прямым затратам:

Тема 5 Внутренняя отчетность

Сегментарная отчетность

Сегментарный анализ представляет собой сочетание классиче­ского экономического анализа, основным принципом которого явля­ется последовательное разложение, расчленение исследуемого объек­та и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предпо­лагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведе­ние маржинального дохода.

Такой анализ осуществляется контроллингом на основе сегмен­тированной отчетности, т.е. отчетности, составляемой по тем предме­там деятельности, информация о затратах и доходах которых интере­сует менеджеров. В качестве таких предметов могут выступать струк­турные единицы, виды продукции, клиенты, сбытовые территории. Высокая степень аналитичности при этом достигается в том случае, когда информация о затратах, продажах и, соответственно, доходах постепенно конкретизируется по мере перехода к более детальным сегментам хозяйственно-финансовой деятельности фирмы. Например, в первую очередь составляется и анализируется отчет, в котором сег­ментами являются заводы, входящие в состав фирмы, затем по каж­дому заводу в качестве сегментов рассматриваются выпускаемые виды продукции. По каждому виду продукции, в свою очередь, проводится детализация в разрезе сбытовых территорий и т.д. При состав­лении сегментированной отчетности показывается величина маржи­нального дохода (суммы покрытия), приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или компании в целом. Возможны два подхода к составлению и, соответственно, анализу сегментированной отчетности. В первом случае используется так называемый простой (одноступенчатый) рас­чет маржинального дохода, когда для каждого сегмента такой доход определяется как разность между объемом его продаж и переменны­ми затратами. При этом постоянные затраты на сегменты не относят­ся, т.е. рассматриваются как нераспределяемые и вычитаются из сум­мы маржинальных доходов, полученных всеми сегментами. Так, от­чет фирмы, у которой входящие в нее заводы рассматриваются как сегменты, выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1.

Сегментированный отчет по компании при простом (одноступенчатом) расчете маржинального дохода

№ п/п Показатели Заводы как сегменты компании
Завод № 1 Завод № 2 Итого по компании
тыс. д. е. % тыс. д.е. % тыс. д.е. %
1. Выручка от продаж 100,0 100,0 100,0
2. Переменные затраты 52,8 63,4 57,4
3. Маржинальный доход 47,2 36,6 42,6
4. Постоянные затраты - - - - 35,9
5. Операционная прибыль - - - - 6,7

Анализ представленного сегментированного отчета показывает, что маржинальный доход, обеспечиваемый заводом № I, значительно превышает аналогичный доход, получаемый заводом № 2 (2500 тыс. д.е. против 1500 тыс. д.е., т.е. более чем на 66 %), и формирует свыше 62% маржинального дохода компании (2500 д.е. из 4000 д.е.). При этом отношение маржинального дохода к выручке от продаж, т.е. ко­эффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности производимой и реализуемой продукции, у завода № 1 превышает со­ответствующий показатель другого завода на 29% (47,2 против 36,6%).

Как видно из приведенного примера, сегментированная отчет­ность уже при простом (одноступенчатом) расчете маржинального дохода представляет определенную информационную базу для анали­за. Однако, поскольку для получения прибыли необходимо покрыть (возместить) постоянные затраты, то для аналитика представляет ин­терес, в какой степени каждый сегмент причастен к формированию и, главное, к покрытию этих затрат. В связи с этим предпочтительным является двухступенчатый расчет маржинального дохода, при кото­ром выделяются специальные (прямые) и общие (косвенные) посто­янные затраты. Специальные (прямые) постоянные затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты, а общие - рассматри­ваются как затраты, возникающие на более высоком уровне сегмен­тирования или на уровне компании в целом, и на сегменты не отно­сятся. В этом случае отчетность, в которой в качестве сегментов вы­ступают заводы, будет иметь следующий вид (табл. 2).

Таблица 2.

Наши рекомендации