Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования

Трансфертная цена –

В случае, когда продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, величина ТЦ учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом.

Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации делегированы хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им затраты и доходы.

В идеале ТЦ должна содержать в себе информацию, которая заставляла бы менеджеров центров ответственности принимать оптимальные для всего предприятия решения. В качестве показателя оптимальности широко используется максимально возможный маржинальный доход организации.

Трансфертные цены применяются при составлении внутренней отчетности по центрам ответственности. Поэтому установленная ТЦ будет справедливой в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

· совпадении целей менеджеров различных уровней управления и организации в целом;

· предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

На практике применяются следующие методы расчета ТЦ:

  • на основе рыночных цен;
  • на основе себестоимости (переменной или постоянной), по принципу «себестоимость плюс»;
  • на основе договорных ТЦ.

В м/н практике широко распространен рыночный подход. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности.

Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:

· наличием хорошо разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данного предприятия;

· достаточно высокой степенью децентрализации, когда центры ответственности свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов.

Кроме того, организация несет дополнительные затраты по сбору информации об уровне рыночных цен на них.

При применении второго методарасчета ТЦ существуют различные варианты. В основу ТЦ может быть положена:

  • полная себестоимость;
  • нормативная себестоимость;
  • переменная себестоимость.

Преимуществом первого варианта является ясность расчетов. Недостатками являются следующие:

- передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, т.к. заранее уверен, что ТЦ покроет эти затраты и превысит на сумму установленной наценки.

- при применении данного варианта расчета ТЦ сложно контролировать работу передающего центра ответственности и оценить ее эффективность.

Отмеченные недостатки устраняются расчетом ТЦ по второмуварианту – на базе нормативных затрат. Однако нормирование затрат оказывается бессмысленно при высоком уровне инфляции, нецелесообразно в условиях индивидуального производства.

При использовании третьего варианта расчета ТЦ – на основе переменной себестоимости. В данном случае постоянные затраты покрываются из выручки организации. Так как ТЦ не возмещает постоянные затраты, этот вариант не позволяет рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности.

Третий метод предполагает расчет договорной ТЦ. При этом используется следующая формула:

ТЦ = удельная переменная + удельный маржинальный доход,

Себестоимость утраченный продающим

Подразделением в результате

Отказа от внешних продаж.

Эта формула применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.

Выбор того или иного метода расчета ТЦ зависит от трех факторов:

  • от характера решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;
  • от степени децентрализации организационной структуры предприятия;
  • от состояния рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются рыночные цены.

Наши рекомендации