Особенности государственного территориального устройства России. Субъекты Российской Федерации, принципы их формирования и виды.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской Федерации входит 85 субъектов, в том числе: 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов. Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Республики, названные в Конституции РФ государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;

Автономные образования — автономная область и автономные округа, представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;

Края, области и города федерального значения, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Можно выделить следующие принципы Федерации:

· национально-территориальный принцип устройства Федерации (совмещение национальных и территориальных основ ее структурной организации), доставшийся в наследство от прошлого развития России в качестве Республики СССР;

· принцип свободного регионального развития субъектов РФ, основывающийся на Федеративном договоре 1992 г. и двусторонних договорах о разграничении полномочий между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

· принцип равноправия и самоопределения народов (населения субъекта), заключающий опасность полного отделения и выделения субъекта из состава России, так как самоопределение народов. населяющих определенную территорию, связано с созданием самостоятельного государства;

· принцип равноправия тождественных субъектов РФ, отражающий неравное положение трех видов субъектов РФ;

· принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Содержание этих принципов закреплено в нормах Конституции (в ст. 5 и гл. 3 «Федеративное устройство»).

Таким образом, федеративное устройство России — это конституционно-правовой институт, нормы которого определяют форму государственного устройства, виды субъектов РФ, распределение компетенции между субъектами и Федерацией, основы отношений между субъектами РФ.

Наши рекомендации