Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте

Наиболее часто для оценки уровня конкурентоспособности транспорт­ной продукции или транспортного предприятия используют след методы:

Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупно­масштабного производства. Здесь ведущая роль принадлежит внешним факторам, определяющим конкурентоспособность. К ним можно отнести тенденции развития экономики страны в целом и транспортного рынка в частности, возможные колебания его конъюнктуры, легкость доступа, внезапное появление или уход конкурента, тенденции развития научно-технического прогресса, возможность технологических, организацион­ных и информационных нововведений, государственное регулирование, субсидирование и протекционизм.

Функциональный подход основан на сопоставлении экономических показателей: издержек и цен, загрузки производственных мощностей, объемов производства, рентабельности. Главным образом анализируются три основные группы показателей:

• первая — показатели эффективности производства и сбыта (от­ношение чистой прибыли к объему продаж, к стоимости материальных активов, к чистому оборотному капиталу);

• вторая — показатели интенсивности использования основного и оборотного капитала (объем продаж по отношению к стоимости ма­териальных активов, оборотному капиталу и стоимости материально-производственных запасов, а также по отношению основного капитала к стоимости материальных активов и материальных запасов к чистому оборотному капиталу);

• третья — показатели финансовой деятельности предприятий (от­ношение оборотного капитала к текущим долгам, отношение текущего долга к стоимости материальных активов и т.п.).

Особое место занимают матричные методы, основанные на идее рас­смотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой такого подхода служит концепция жизненного цикла товара и технологии.Жизненный цикл включает в себя основные стадии: зарождение идеи, внедрение, рост, насыщение и спад. На каждом этапе можно оценить долю товара на рынке и динамику продаж.

Одним из самых известных методов анализа и оценки конкуренто­способности является матрица Бостонской консультационной группы, разработанная в 60-х гг. XX в. для развития концепции «кривой опыта», определяющей эффективность функционирования организации во вре­мени. Данный метод позволяет принимать решение на долгосрочную перспективу в организации, производящей различную продукцию, на­ходящуюся на разных стадиях жизненного цикла, имеющую различный темп роста и различную долю рынка.

Конкурентоспособность транспортной продукции может быть оценена в определенном приближении. Индекс конкурентоспособности определяется по формуле

Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru

где Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru – конкурентоспособность предлагаемого варианта;

Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru – показатель конкурентоспособности базового аналога.

Решение выбирается, если Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru

Кроме того, для оценки дополнительных затрат, зависящих от качества транспортного обслуживания (Здоп), применяется подход, основанный на определении суммарных затрат по внедрению новой технологии за весь период ее существования

Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru

Где И – удельные инвестиционные затраты;

Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru – отдельный элемент вида затрат;

Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности на транспорте - student2.ru – вида затрат.


Наши рекомендации