Более распространена форма аренды – лизинг – аренда с последующим выкупом. Лизинговые операции делятся на 2 вида: финансовый лизинг и оперативный лизинг.

.

2.Валютные курсы и факторы на него влияющие. Необходимость валютного курса объясняется следующим факторами.

1. Взаимный обмен валютами при торговле товарами, услугами, при дви-жении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностран-ную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обра-щаться в качестве законного покупательного и платежного средства на тер-ритории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приоб-ретает иностранную валюту на национальную -- для погашения задолженнос-ти и выплаты процентов по внешним займам.

2. Сравнение цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах.

3. Периодическая переоценка счетов в иностранной валюте фирм и бан-ков. Внешне валютный курс представляется участникам обмена как «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных деньгах, т. е. коэффициент пересчета одной валюты в другую определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке.

По существу же валютный курс -- это соотношение между национальной и иностранной валютами, определяемое их покупательной способностью и ря-дом других факторов. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между то-варопроизводителями и мировым рынком.

Билет №9

1.Ценообразование в международной торговле. Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:

· место и время продажи товара;

· взаимоотношения между продавцом и покупателем;

· условия коммерческой сделки;

· характер рынка;

· источники ценовой информации.

Мировыми ценами называется особая разновидность цен в международной торговле — цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.

Окончательная стоимость товара формируется из[4]:

· цены изготовителя;

· стоимости услуг переводчиков;

· стоимости юридического сопровождения сделки;

· стоимости контроля производства (инспектирование продукции);

· стоимости транспортировки;

· размера платежей в бюджет (таможенные платежи, НДС и др.);

· комиссии посредников, организующих импорт продукции.

2.Понятие и виды балансов международных расчетов. Балансы международных расчетов -- это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами таких балансов являются: расчетный баланс; баланс международной задолженности; платежный баланс.

Расчетный баланс -- это соотношение требований и обязательств данной страны на какую-либо дату по отношению к другим странам независимо от сроков наступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов. Различают расчетные балансы на определенный период и на определенную дату.

Баланс международной задолженности широко используется в статистике развитых и развивающихся стран. Он близок к расчетному балансу, но отличается от него набором статей и имеет свои особенности в отдельных странах. Например, в США применяется так называемый баланс международных инвестиций**.

Платежный баланс -- это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Он представляет собой количественное и

качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве.

Билет №10

  1. Государственное регулирование внешней торговли: понятие, форма. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

    Схема 2.

    ‑­
    Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

    Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    фискальную - пополнение госбюджета;

    протекционистскую - защита отечественных производителей;

    регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

    Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ‑­

    ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

    Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

2.Валютные рынки, валютные риски. Валютный рынок (англ. Foreign exchange market, currency market) — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов Международный валютный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под международным валютным рынком понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.

Внутренний валютный рынок - это валютный рынок одного государства, т.е. рынок, функционирующий внутри данной страны.

Внутренний валютный рынок состоит из внутренних региональных рынков. К ним относятся валютные рынки с центрами в межбанковских валютных биржах.

Валютным риском называется риск девальвации национальной валюты, в которой оценивается экономический результат деятельности

Виды валютных рисков

Валютные риски, как и процентные, можно разделить на два основных вида:

· риск простой (краткосрочный по экспортно-импортным операциям);

· риск комплексный, понимаемый как обобщающее значение для конкретной фирмы, в характере деятельности которой присутствуют международные операции.

Не случайно в зарубежной экономической литературе, посвященной проблеме рисков, встречаются два термина: riskiness (мера простого риска или попросту рискованность) и risk exposure (рисковая позиция по тем или иным валютам для конкретной компании).

Билет №11

  1. Тарифное регулирование внешней торговли.
  2. Государственное регулирование валютных отношений.

Билет №12

  1. Понятие и виды таможенных пошлин. Протекционизм и фритредерство.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

· Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

· Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

· Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

· Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

· Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

· Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

· Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

· Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

· Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

· Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Протекционизм - экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальный внутренний рынок от иностранной конкуренции путём введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрета ввоза определённых товаров. Международная практика свидетельствует, что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестаёт существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Политика протекционизма – политика, направленная на стимулирование экспорта, ограниче

Фритредерство (англ. Free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества

2.Интеграция, как форма международного сотрудничества. Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Билет №13

1.Нетарифное регулирование внешней торговли. Квоты. Лицензии.. Квота (quota) -- количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Лицензирование (licensing) -- регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. разовая лицензия -- письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

* генеральная лицензия -- разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

* глобальная лицензия -- разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

* автоматическая лицензия -- разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

2.Международные и региональные валютные системы. Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ - совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном экономическом регионе. Например, Европейская валютная система.

Билет №14

  1. Формы интеграционных образований.Интеграция в Европе.Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредствомЕвропейского Союза иСовета Европы

Билет №15

1.Международные экономические организации. Международные организации - это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.

С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей). [3]

Билет №16

1.Декларирование и таможенная стоимость товара. Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

· перемещаемые через таможенную границу;

· при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;

· незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически является налоговой базой. Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Определяется декларантом, однако правильность определения контролируется таможенными органами. Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют принятым в мировой практике.

Наши рекомендации