Финансовый и оперативный лизинг: сущность и основные различия

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЗИНГ НА ТРАНСПОРТЕ»

2012/13 учебный год, группа 101919 (составители: Лукша Е.И., Зиневич А.С.)

Понятие и экономическая сущность лизинга

Рассматривая экономическую сущность лизинга, следует отметить, что до последнего времени не выработано единого мнения по этому вопросу. Сложность отношений, складывающихся при лизинге, обусловливает существование нескольких точек зрения на его сущность и происхождение. Содержание и роль лизинга в теории и на практике трактуется по-разному. Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с долгосрочной арендой или с одной из её форм, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или правом пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют лизинг как действие за чужой счёт, т.е. управление чужим имуществом по поручению доверителя. Такое разнообразие в толковании лизинга вызвано как сложным, неоднозначным содержанием лизинговой деятельности, так и различием в правовых системах, законодательстве, бухгалтерском учёте, отчетности и налогообложении разных стран.

В большинстве случаев под лизингом понимают долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и сооружений производственного назначения. Представляется, что лизинг имеет сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно элементы торговой сделки, инвестиционной и арендном форм деятельности, которые тесно сочетаются и взаимодействуют Друг с другом, образуя новую экономико-правовую форму предпринимательской деятельности.

История зарождения и развития лизинговых отношений в мире

Во многих работах, посвященных исследованию лизинга, можно встретить мнение, что лизинг является древнейшей формой финансирования, которая была распространена у шумеров и других народов Месопотамии пять тысяч лет назад и существовала в Вавилоне около двух тысяч лет до нашей эры.

По мнению других авторов, лизинг все же – явление более молодое, относящееся к новейшему периоду истории хозяйственных взаимоотношений. Вероятнее всего, лизинг начал свое развитие в XIX веке, когда в 1877 году американская телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их во временное владение и пользование.

Примерно в это же время в Англии и США собственники каменноугольных копей стали задумываться над тем, что покупка вагонов для перевозки угля для них невыгодна: выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось все большее количество вагонов. Именно в это время стали появляться первые прототипы лизинговых компаний, которые занимались только покупкой и сдачей в аренду вагонов. При составлении договоров в них включали пункт о праве пользователя купить имущество по окончании срока договора. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, учитывая перспективу их последующего приобретения в собственность. К тому же в таких сделках появилась возможность использования ускоренной амортизации имущества.

Лизинговые сделки произвели настоящий бум в хозяйственных отношениях, поскольку они имели несравнимые преимущества, которые сохраняются и по сей день: с одной стороны, это ускоренная амортизация, позволяющая оптимизировать налогообложение у лизингополучателей в течение действия договора, а с другой стороны, по окончании договора не возникает дополнительного налогообложения при передаче имущества в собственность лизингополучателя (так как имущество практически полностью самортизировано).

Функции лизинга

- финансовая – освобождение товаропроизводителей от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и предоставление ему своего рода долгосрочного кредита в материально-вещественной форме;

- производственная – оперативное решение производственных задач путём временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально устаревающих машин;

- сбытовая – расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта;

- получение налоговых и амортизационных льгот – лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что снижает налогооблагаемую прибыль; применение метода ускоренной амортизации также снижает налогооблагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.

Финансовый и оперативный лизинг: сущность и основные различия

Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга не менее 1 года обеспечивают возмещение лизингодателю не менее 75% контрактной стоимости предмета лизинга, независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом предмета лизинга или его возвратом лизингодателю.

Возможны следующий модификации финансового лизинга:

- раздельный финансовый лизинг (частично финансируемый лизингодателем) – объединяет несколько кредитных организаций для финансирования крупных лизинговых проектов и предусматривает привлечение лизингодателем долгосрочного займа у нескольких кредиторов на сумму до 80% от стоимости объекта лизинга;

- групповой (акционерный) лизинг – когда в качестве арендодателя выступает группа участников, которые учреждают специальную корпорацию и назначают доверенное лицо, которое совершает все необходимые лизинговые операции;

- прямой финансовый лизинг – проводится самостоятельно одним лизингодателем, не являющимся производителем имущества.

Объектами финансового лизинга являются, как правило, самые дорогостоящие виды машин, оборудования и транспорта. Ставка платы при финансовом лизинге ниже, чем при оперативном.

Оперативный лизинг – это вид лизинга, при котором лизинговые платежи в течение срока договора обеспечивают возмещение лизингодателю менее 75% стоимости предмета лизинга и по истечению срока лизингополучатель возвращает лизингодателю предмет лизинга.

В отличие от финансового, при оперативном лизинге срок аренды короче, чем период возврата полной стоимости имущества (от нескольких месяцев до 5 лет), при этом предусматривается возможность прекращения действия договора в любой момент. Палат за оперативный лизинг включает расходы на ремонт и ТО техники. При оперативном лизинге на период обслуживания объекта лизинга во временное пользование предоставляется резервное быстрообновляемое оборудование. Ставка платы учитывает физический и моральный износ оборудования, а также затраты на его обслуживание, прибыль лизингодателя и риск, связанный с возможностями его последующего использования. Она может существенно превысить амортизационные отчисления.

Таблица. Основные отличия финансового и оперативного лизинга Финансовый лизинг Оперативный лизинг
По окончанию договора право собственности может перейти к лизингополучателю Да Нет
Лизингополучатель имеет право выкупить предмет лизинга по окончанию срока лизинга по цене, заведомо ниже рыночной (т.е. по его остаточной стоимости) Да Нет
Риски, связанные со взятым в лизинг автопарком берет на себя лизингополучатель (риск потери стоимости автомобиля, технические, страховые риски, риски остаточной стоимости) Да Нет
Лизингодатель предоставляет широкий спектр услуг, связанных с сервисным обслуживанием автомобиля Нет Да

В мировой практике финансовый и оперативный лизинг гармонично дополняют друг друга, предоставляя участникам лизингового рынка наиболее полный набор возможностей, связанных с обновлением лизингополучателями своих основных средств.

Наши рекомендации