Совокупный спрос. факторы совокупного спроса
Совокупный спрос – это общее, суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса является агрегированной величиной и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов:
· потребительский спрос на товары и услуги (C);
· инвестиционный спрос фирм (I);
· государственные закупки (G), включающие все расходы государства на армию, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.
· чистый экспорт (XN), т.е. разница между экспортом и импортом.
Совокупный спрос (АD) представляет собой абстрактную модель соотношения между общим уровнем цен (P) и реальным объемом национального производства (Y). Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и наоборот. Эта зависимость графически может быть представлена посредством кривой совокупного спроса (АD) (рис. 11.1).
Р
AD
0 Y
Рис. 11.1. Кривая совокупного спроса АD
Кривая совокупного спроса АD показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено всеми экономическими субъектами при каждом возможном уровне цен.
Отрицательный наклон кривой АD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:
· эффектом процентной ставки, показывающим, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Так, если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки, снижение уровня инвестиций, а, значит, и объема производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит;
· эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков, показывающим, что при повышении уровня цен реальное богатство уменьшается, что приводит к уменьшению потребительского спроса;
· эффектом импортных закупок, отражающим влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились.
Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги.
При этом следует различать изменения в объеме совокупного спроса, вызванные изменением уровня цен (движение вдоль кривой АD), и изменения в самом совокупном спросе, происходящие под влиянием неценовых факторов совокупного спроса (смещение кривой совокупного спроса АD0 вправо в положение АD1 (если спрос возрастает) или влево в положение АD2 (если спрос падает) (рис. 11.2).
Р
AD1
AD0
AD2
0 Y
Рис. 11.2. Изменение совокупного спроса
К неценовым факторам, влияющим на изменения в совокупном спросе, относятся:
1. Изменения в потребительских расходах, на которые, свою очередь, могут оказывать влияние:
· благосостояние потребителей, рост которого способствует увеличению потребительских расходов, и, соответственно, возрастанию совокупного спроса; И наоборот;
· ожидания потребителей относительно будущих доходов и уровня цен. Ожидание роста реальных доходов в будущем или снижения цен способствует увеличению совокупного спроса. И наоборот;
· задолженность потребителей, увеличение которой ведет к сокращению потребительских расходов, и, соответственно, уменьшению совокупного спроса. И наоборот;
· изменение налогов, снижение которых благоприятно отражается на доходах населения и стимулирует рост совокупного спроса. И наоборот.
2. Изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют:
· процентные ставки, снижение которых приводит к удешевлению кредита, и, соответственно, росту инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот;
· ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистические прогнозы на их получение способствуют увеличению спроса на инвестиционные товары и росту совокупного спроса. И наоборот;
· налоги с предприятий, увеличение которых сокращает прибыль, способствует снижению инвестиционных расходов, и, следовательно, совокупного спроса. И наоборот;
· используемые технологии. Новые технологии и инновации воздействуют на величину совокупного спроса, как правило, в сторону их увеличения;
· избыточные мощности, наличие которых сдерживает спрос на инвестиционные товары, и, следовательно, уменьшает совокупный спрос.
3. Изменения в государственных расходах.Рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса. И наоборот, следствием сокращения государственных расходов явится сокращение совокупного спроса.
4. Изменения в расходах на чистый экспорт, на которые, в свою очередь, могут оказывать влияние:
· национальный доход, создаваемый в зарубежных странах. С ростом его уровня граждане зарубежных стан имеют возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. И наоборот;
· валютные курсы, снижение которых делает товары данной страны дешевле для иностранцев, а импортные – дороже для соотечественников. Это увеличивает чистый экспорт, в результате чего совокупный спрос данной страны возрастает. И наоборот.
В целом рост расходов по любой группе факторов ведет к увеличению совокупного спроса, а их падение – к его снижению.
Совокупное предложение
Совокупное предложение– это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен в стране.
Совокупное предложение (AS) представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. В графической модели совокупного предложения кривая совокупного предложения AS отражает прямую зависимость между ценой и совокупным предложением, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства (рис. 11.3). Изменения в объеме совокупного предложения вызываются изменением уровня цен и отражаются движением вдоль кривой AS.
AS
Р
Классический
отрезок
Промежуточный
Кейнсианский отрезок
отрезок
0 Y1 Y* Y
Рис. 11.3. Кривая совокупного предложения AS
Поскольку среди экономистов кейнсианской и неоклассической школ не существует единого мнения в определении конфигурации кривой совокупного предложения AS, то она является эклектической, и, соответственно, имеет особую форму и отражает три различных состояния, которые могут сложиться в масштабе всей экономики:
· состояние неполной занятости ресурсов, которому соответствует горизонтальный, или кейнсианский отрезок. Так, в экономике, находящейся в состоянии глубокого спада, совокупность неиспользуемых ресурсов можно привести в действие и без изменения уровня цен. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рис. 11.3 он обозначен Y1);
· состояние, приближающееся к уровню полной занятости – восходящий, или промежуточный отрезок – отражает постепенное вовлечение в производство свободных ресурсов, имеющих определенные границы, что, в конечном счете, приводит к увеличению затрат и росту цен на товары и услуги. Экономика приближается к состоянию потенциального ВВП (полной задействованности всех ресурсов). На графике видно, что расширение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен;
· состояние полной занятости – вертикальный, или классический отрезок, отражающий основную посылку классической школы: в экономике все факторы задействованы в процессе производства и обеспечивают максимально возможный уровень объема производства Y*. В ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства у фирм больше нет, и они будут поднимать цены.
Таким образом, на горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; на вертикальном, или классическом, национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется; на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.
На положение кривой совокупного предложения AS влияют неценовые факторы, которые приводят к ее сдвигу. Если совокупное предложение растет, кривая смещается вправо с положения AS0 в положение AS1; если сокращается, то кривая сдвигается влево, от AS0 к AS2 (рис. 11.4).
К неценовым факторам, влияющим на совокупное предложение,относятся:
1. Изменения цен на ресурсы. При повышении цен на ресурсы (земля, труд, капитал и предпринимательские способности) увеличиваются издержки на единицу продукции, что сокращает совокупное предложение. И наоборот.
2.Изменения производительности труда. С ростом производительности труда за счет внедрения новых технологий, роста квалификационно-образовательного уровня работников и др. происходит снижение издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь, увеличивает совокупное предложение. И наоборот.
3.Изменения в налоговой политике. Увеличение налогов с предприятий увеличивает издержки на единицу продукции, что приведет к сокращению совокупного предложения. Если налоги сокращаются, либо выплачиваются субсидии, то это сокращает издержки и, следовательно, стимулирует рост совокупного предложения.
Р AS2 AS0 AS1
0 Y
Рис. 11.4. Изменение совокупного предложения
В целом снижение издержек производства предопределяет рост совокупного предложения, а их увеличение – его сокращение.