Совокупный спрос. Эффекты, объясняющие наклон совокупного спроса. Факторы, влияющие на совокупный спрос.

AD- совокупный спрос, представляющий сумму спросов всего макро-эк-кого объекта(дом хоз-во, фирмы, государство, иностр. сектор)

Р
AD= C+I+G+Xn, где C-потребительский расход

I-частные валовые инвестиции

AD
G- госуд. закупки товаров и услуг

Xn – чистный экспорт (импорт)

ВВП
Отличие ВВП от AD состоит в том, что ВВП представляет сумму фактических расходов макроэкономических объектов, которые были сделаны в течение 1 года.

AD – расходы, которые намерены совершить экономические агенты.

В эк-ке рассматривается 3 эффекта объяснения отрицательного наклона AD:

1. Эффект реального богатства (Артура Пигу )

предполагает, что при увеличении уровня цен падают размеры реального богатства населения, что приводит к сокращению потребительских расходов. Таким образом, падает совокупный спрос, а вместе с ним и уровень выпуска.

2. Эффект процентной ставки (Кейнса)

Состоит в следующем: при увеличении уровня цен в экономике, очевидно, растет спрос на деньги. Увеличение спроса на деньги, в свою очередь, провоцирует повышение уровня реальной ставки процента. Рост банковской ставки процента не любят инвесторы, предпочитающие финансировать бизнес-проекты кредитами от банков, а не из собственного кармана. Таким образом, рост спроса на деньги отпугивает инвесторов, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций в экономику. Следовательно, падает уровень выпуска.

3. Эффект импортных закупок или чистого экспорта (Эффект Манделла Флеминга

при увеличении уровня цен падает экспорт рассматриваемой страны: товары и услуги там становятся дороже, а импортируемые товары — относительно дешевле для населения. Следовательно, увеличивается импорт в страну и падает экспорт из нее. Из этого следует, что величина чистого экспорта понижается, а это говорит о том, что падает объем совокупного выпуска.

Неценовые факторы влияющие на совокупный спрос:

Потребительские расходы, которые зависят от:

· Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD

· Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD

· Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD

· Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

Инвестиционные расходы, к которым относят:

· Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению AD.

· Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.

· Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.

· Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

· Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

Государственные расходы

Расходы на чистый экспорт

Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

25. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.

AS– суммарные объемы производства экономики, произведенных как государством, так и частными предприятиями.

В экономической науке рассматривают 3 различных состояния AS:

а) Горизонтальный (кейсианский участок)

соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен. Хар-ся тем, что экон. ресурсы используются не полностью,

AS
Р
гос-во осуществляет жесткую политику ценообразования и

в)
по мере вовлечения экон. ресурсов в процесс произв-ва и

б)
увеличения объемов произв-ва уровень цен остается

а)
неизменным(стабильным).

Такое состояние экономики может сохраняться до y0.

ВВП
y0
y*

Восходящий(промежуточный)

характеризует реальную экономику, активно используются рыночные механизмы, начинаю расти цены, рост темпов объемов продукции, темпы экономического роста высокие, безработица сокращается, экономика стремится к своему патенциалу

в)вертикальный (классический )

участок совокупного предложения явл-ся трактовкой классической школы о полном действии всех эконом. ресурсов, производством эконом. max возможного объема выпуска, при гибких ценах.

(экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.)

В реальной экон-ке рассматривается промежуточный отрезок AS, т.к. ВВП имеет умеренные темпы роста, а процессы ценообразования частично регулируются рынком и частично гос-вом.

На сдвиг совокупного предложения оказывают цены на факторы производства, а также налоги.

Неценовые факторы совокупного предложения:

Изменение цен на ресурсы:

· Наличие внутренних ресурсов

· Цены на импортные ресурсы

· Господство на рынке

Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

Изменения правовых норм:

· Налоги с предприятий и субсидии

· Государственное регулирование


Наши рекомендации