Предложение. Неценовые факторы предложения

Процесс купли-продажи товаров рассматривается здесь не с позиции покупателя, а с позиции продавца. Предложение (S) характеризует возможность и желание производителей (продавцов) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам при данных условиях.

Объем (величина) предложения (Qs) – это количество товара или услуги, которое готовы продать производители (продавцы) по определенной цене в данных экономических условиях. Законе предложения: чем выше цены на товар, тем больше объем предложения этого товара, а чем ниже цена, тем меньше объем предложения. Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения.

Функцию предложения от цены можно представить в виде шкалы предложения и графически.

Шкала предложения – это таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени.

Шкала предложения яблок

Цена яблок за 1 кг, тыс. руб. Объём предложения в неделю, кг

Из табл видно, что объем предложения и цена товара находятся в прямой зависимости: чем выше цена, тем больше величина предложения товара. Графическая иллюстрация закона предложения представлена на рис. 4. в виде кривой (линии) предложения S.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Таким образом, изменение цены товара вызывает изменение объема предложения и на графике это отражается движением по кривой предложения S.

Предложение изменяется также под влиянием неценовых факторов. Они определяют сдвиг кривой предложения вправо (S2) или влево (S1), что показано на рис.

 
  Предложение. Неценовые факторы предложения - student2.ru

Неценовыми факторами, влияющими на предложение, являются:

1. Цены на ресурсы. При росте издержек производства продукция становится неконкурентоспособной, и производитель сокращает ее производство. 2. Применяемые технологии. Использование более совершенных технологий снижает издержки производства. Поэтому производитель выпускает больше данного товара и предложение товара на рынке увеличивается.3. Налоги и субсидии. Производители платят налоги. Налоги для производителя являются издержками. 4. Количество производителей. Чем больше производителей, тем больше предложение. 5. Ожидания. Ожидаемое изменение цен в будущем повлияет на поведение производителя в настоящее время и, соответственно, на предложение. 6. Особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство (засуха).

Рыночное равновесие

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения, которое формирует рыночною цену. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны. Покупатели хотят купить товар по более низкой цене, а продавцы хотят продавать свой товар по более высокой цене. Конкуренция между ними приводит к согласованию их интересов: количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, совпадёт с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. На рынке установится рыночное равновесие. Следовательно, рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения: QD = Qs.

Предложение. Неценовые факторы предложения - student2.ru

На рис. линии спроса и предложения пересекаются в точке Е, которая является точкой рыночного равновесия. Объём продаж, соответствующий этой точке, равен объему спроса и называется равновесным объемом (QE). Точка Е определяет также равновесную цену. Равновесная цена (PE) – это рыночная цена, при которой планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают.

Рыночное равновесие может нарушаться, если цена отклоняется от равновесного уровня. Допустим, рыночная цена установилась на уровне Р1. В таком случае величина спроса превысит величину предложения (QD1 > QS1). На рынке возникнет дефицит товара, который приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Покупатели начнут предлагать более высокие цены. По мере роста цен, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока рыночная цена не достигнет своего равновесного уровня РЕ.

Если рыночная цена установится на уровне Р2, то величина предложения превысит величину спроса (QS2 > QD2). На рынке появится излишек товара, который вызовет конкуренцию между продавцами. Они будут избавляться от этого излишка путем снижения цены. Снижение цены сократит величину предложения и одновременно повысит величину спроса. Рыночная цена установится на уровне равновесной цены РЕ.

Таким образом, конкуренция автоматически восстанавливает рыночное равновесие.

Эластичность

Эластичность спроса

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как: а) эластичный; б) неэластичный; в) единичной эластичности.

Например, при повышении цены на 10% величина спроса может понизиться и на 15%, и на 10%, и на 5%.

Эластичность спроса по цене определяется отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

Коэффициент (Е) = процент роста Q

эластичности спроса процент падения P

Ценовая эластичность позволяет сделать ряд практических выводов:

· При эластичном спросе цена товара и объем его продажи изменяются в противоположных направлениях. Снижение цены вызывает такой рост спроса, что суммарная выручка увеличивается.

· Принеэластичномспросе общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара: при уменьшении цены она падает, а при увеличении – растет.

· Если спрос отличается единичной эластичностью, то выручка остается прежней.

· При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы ростом величины спроса.

Эластичность предложения

Степень изменения величины предложения в зависимости от цены характеризуется эластичностью предложения. Мерой этого изменения является:

Коэффициент (Е) = процент изменения Q

эластичности предложения процент изменения Р

Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины предложения, то такое предложение называется «эластичным». Напротив, если даже значительное изменение цены лишь немного изменяет величину предложения, то такое предложение считается «неэластичным».

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена.В среднесрочный период предприятие подстраивается под спрос, используя ближайшие резервы: большую загрузку оборудования, интенсификацию труда, продажу запасов.В долгосрочный период производители перестраивают производство за счет замены оборудования на более производительное.

Конкуренция. Понятие, виды.

Конкуренция– латинское понятие, которое означает сталкивание, соперничество, борьбу за лучшие результаты.

Конкуренция возникает между различными экономическими субъектами: между производителями – за лучшие условия сбыта (продажи) своей продукции, за лучшие источники сырья; между покупателями – за лучшие условия покупки благ; между продавцами и покупателями – за лучшие условия купли-продажи товаров.

Конкуренция сопровождается концентрацией и централизациейпроизводства и усилением мощи крупного капитала. Поэтому в конечном итоге она приводит к образованию монополий и установлению их господства в экономической жизни общества. Существуют две основные формы конкурентной борьбы: а) внутриотраслевая конкуренция; б) межотраслевая конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция возникает раньше других форм конкуренции. В условиях развитого капитализма внутриотраслевая конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так: или разориться, или разорить других.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между капиталистами различных отраслей за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал. (Норма прибыли равна отношению прибыли к вложенному капиталу, выраженному в процентах). Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одних отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в другие отрасли, где норма прибыли более высокая. Это приводит к тому, что в отраслях с высокой нормой прибыли большой прилив капиталов, ищущих наиболее выгодного применения, усиливает внутриотраслевую конкуренцию, производство расширяется в этих отраслях, а следовательно, увеличивается предложение товаров.

Следствием этого является превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них. На этой основе цены на рынке начинают отклоняться от реальной стоимости товаров в сторону понижения. В результате происходит снижение общей выручки и нормы прибыли.

Конкуренция является двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночная борьба приводит к усовершенствованию техники, повышению качества товаров, снижению издержек на единицу продукции, значит, и цен, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послепродажное обслуживание покупателей.

Методы конкурентной борьбы

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. Прежде всего, выделяют ценовые и неценовые методы конкуренции.

Использование ценовых методов конкурентной борьбы означает, что производители снижают или повышают цены на свою продукцию, что приводит к росту количества проданных товаров. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации, когда в разных местностях или для разных покупателей устанавливаются различные уровни цен на один и тот же товар. Иногда производители (продавцы) для завоевания рынка используют так называемые демпинговые цены, когда товары продаются по очень низким ценам.

Методы неценовой конкуренции делятся на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.Конкуренция по продукту – стремление захватить часть рынка путем выпуска продукции нового ассортимента и улучшения качества продукции.

Конкуренция по условиям продаж предполагает использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Такая конкуренция включает рекламу, повышение качества предпродажных и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, льготы для постоянных покупателей и другие. Среди прочих неценовых методов можно отметить улучшение экологических показателей производства и товара, что имеет важное значение в условиях обострения экологической обстановки в мире.

Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку (кредит) и лизинг. Возможность покупки товаров в кредит значительно увеличивает спрос покупателей, что для производителей проявляется в увеличении количества проданной продукции. Лизинг осуществляется путём предоставления средств производства (машины, оборудование, транспортные средства, здания производственного назначения) в долгосрочную аренду, то есть временное пользование средствами производства на определённых условиях.

Методы конкурентной борьбы могут быть законные и незаконные (запрещенные). При использовании незаконных методов речь идет о «недобросовестной конкуренции». Она осуществляется, прежде всего, путём дискриминации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. Наиболее часто используются такие методы, как:

распространение ложных или неточных сведений о конкуренте или его товаре;

незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

реклама товара, не отвечающего требованиям качества.

Следует отметить, что современные нормы международного права запрещают такую конкуренцию и предусматривают ряд штрафных санкций к фирмам, которые её используют.

Иногда действуют и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, похищение коммерческих и технических секретов фирм (промышленный шпионаж) и другие.

Типы конкуренции

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

· участников сделок на рынке (продавцов и покупателей) очень много (множество);

· продукт у всех производителей однородный (стандартизированный), поэтому покупатель может выбрать любого продавца товара;

· покупатели и продавцы имеют полную информацию о рыночной конъюнктуре в целом (например, каждая фирма располагает информацией о технологии производства, уровне издержек и дохода, ценах на ресурсы, а потребители имеют необходимую информацию о ценах товаров и их качестве).

· нет барьеров (препятствий) для свободного входа новых фирм в отрасль и выхода из неё.

Совершенная конкуренция – идеальная модель рынка. В реальной действительности лишь некоторые рынки приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, валюты и другие). Как простейшая рыночная модель совершенная конкуренция является образцом (эталоном), с которым можно сравнить другие типы рынков (рынки несовершенной конкуренции), чтобы оценить их эффективность.

Наши рекомендации