Мероприятие 2. Улучшению качества алкогольной продукции

Проблема: производство алкогольной продукции является одной из существенных статей доходов ООО «Старый порт». Ранее было указано, что в ООО «Старый порт» существует такая проблема, как недостаточно высокий уровень качества выпускаемой продукции.

Цель: снижение затрат за счет улучшения качества алкогольной продукции.

Реализация: совершенствование экономических методов управления качеством.

Под качеством продукции (товара или услуги) понимается совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности.

В процессе эволюции представлений о качестве бизнес-процессы прошли следующие этапы с направленностью действий:

- на контроль качества (КК);

- обеспечение качества (ОК);

- стоимость качества (СК);

- управление качеством (УК).

При контроле качества основная направленность действий - на продукт. Естественно, при этом организовывались и развивались системы контроля продукции по ее параметрам качества.

На этапе обеспечения качества основная направленность действий - на процесс, контроль параметров технологических процессов во времени. Это уже был процесс создания качества, именно на этот этап пришлось теоретическое развитие и начало практического применения статистических методов контроля и регулирования.

На этапе направленности действий на стоимость качества основное внимание, дополнительно к предыдущим этапам, уделялось структурной организации систем обеспечения качества, оптимизации затрат на обеспечение качества, что вызывалось необходимостью конкуренции и развитием рынка потребителя.

Совершенствование экономических методов управления качеством, важнейшее место среди которых отводится измерению, прогнозированию, планированию и стимулированию за повышение качества, не только вписывается в общую программу использования экономических методов управления бизнес-процессами в организации, но и способствует усилению действенности этих методов в повышении эффективности общественного производства.

Поэтому управление качеством следует рассматривать как самостоятельную, сложную функцию управления бизнес-процессами, призванную обеспечить эффективное решение повышения производительности организации.

Особо следует отметить, что в структуре понятия «качество» не исключаются предыдущие этапы, они включаются последовательно в систему обеспечения и управления качеством, в целом составляя эту систему. Эволюция идет по спирали, с постоянным усилением, в зависимости от цели, этапов направленности.

С экономической точки зрения качество продукции раскрывается в процессе ее использования. В философском понимании качество выражает целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность. Социально-экономический аспект категории «качество» определяется характером отношений членов социальных групп и общества в целом к результатам своего труда и мерой удовлетворения их потребностей.

Технический аспект качества характеризуется совокупностью свойств продукции, функциональностью отдельных свойств, их интенсивностью по сравнению с аналогичными свойствами у конкурентной продукции, предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности.

Качество как экономическая категория связано с понятиями «потребительная стоимость», «полезность», «удовлетворение потребностей». Отсюда мерой полезности продукта следует считать общественно необходимое качество, которое предопределяет достижение уровня потребительских свойств, обеспечивающего удовлетворение потребностей при наиболее производительном использовании имеющихся в распоряжении организации материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономический аспект качества в системе управления должен найти свое отражение в решении различных по характеру задач, в том числе при определении величины затрат, необходимых для создания и использования потребительных стоимостей, оценке экономической эффективности работ по повышению качества продукции, определению критериев выбора наиболее рациональных решений (организационных и технических), направленных на повышение качественных параметров продукции.

Следует учитывать, что между техническими и экономическими возможностями существует определенное несоответствие, что, собственно, и делает направление выбора наиболее рациональных пределов повышения качества продукции принципом выбора наиболее эффективной области использования созданных потребительных стоимостей.

Именно поэтому управление качеством продукции должно основываться на комплексном исследовании общественных потребностей, технико-технологических и экономических возможностей и практической целесообразности использования данной продукции.

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством - квалиметрию.

В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют отдельные свойства продукции, комплексные - совокупно по нескольким свойствам. Они подразделяются на обобщенные, групповые, интегральные, индексные. Обобщенный показатель характеризует наиболее существенное свойство продукции, именно по нему обычно и оценивается качество.

Интегральный показатель качества характеризует отношение суммарного эффекта от потребления продукции к полным затратам на его создание.

По применению показатели подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели характеризуют качество продукции в натуральном, условном, денежном выражении. Эти показатели составляют базу для расчета относительного уровня качества, который определяется путем сравнения совокупности технико-экономических параметров продукции с такими же параметрами базового, эталонного или конкурирующего образца.

Относительные показатели определяют соотношение сравниваемых величин и выражаются в коэффициентах, процентах, наименованных числах и др. Они применяются для определения уровня качества продукции, динамики показателей качества, темпов роста качественных показателей продукции за определенный период времени, а также используются в системах аттестации бизнес-процессов и сертификации продукции.

По характеризуемым свойствам показатели качества делятся на следующие группы.

Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости.

Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке.

Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример - отношение стандартных частей к общему числу составляющих.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростных, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др.

Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерам могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

- информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

- материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

- технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

- трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

В год предприятием производится 440 тыс. литра алкоголя. В настоящее время алкоголь реализуется по цене 9 руб. за кг, что в 2010 году составило 3960 тыс. руб. После открытия линии по розливу алкоголя, ООО «Старый порт» планирует реализовывать свою продукции по цене 21 руб. за литр, что в проекте на 2013 год составит 9240 тыс. руб., что на 5280 тыс. руб. больше, чем в базовом году.

Исходя из произведенных расчетов, в проекте на 2013 год с учетом реализации данного мероприятия ООО «Старый порт» получит следующие финансовые результаты, представленные в табл. 6.2.1.

Таблиц 6.2.1.

Финансовые результаты по итогам 2-го мероприятия

Показатель 2012 год (база) 2013 год (проект) Изменения
Тыс. Руб. %
Выручка 78630,00 158780,00 80150,00 7,94%
Себестоимость 32568,31 34768,24 2327,19 7,17%
Валовая прибыль 20931,69 24011,76 1995,30 9,06%
Прибыль от реализации 20931,69 24011,76 1995,30 9,06%
Прочие доходы 1289,00 1289,00 0,00 0,00%
Прочие расходы 1284,00 1332,81 48,81 3,80%
Балансовая прибыль 20936,69 23967,95 1946,49 8,84%
Налог на прибыль 4187,34 4793,59 389,30 8,84%
Чистая прибыль 16749,35 19174,36 1557,19 8,84%
Рентабельность продукции, % 64,27 69,06   1,20
Рентабельность расчетная, % 44,05 48,99   2,67

Срок окупаемости: 3418,44 / 1557,18 = 2,2 года.


Наши рекомендации