ТЕМА 2.6. Парфюмерные средства
Из истории парфюмерии
В древности люди обратили внимание на растения с приятным ароматом. Родиной парфюмерного искусства считается Др. Египет. Остатки ароматических веществ, которые археологи периодически извлекают из гробниц фараонов, до сих пор благоухают – через несколько тысяч лет. Изначально использование ароматов связано с использованием эфирных масел. Шаманы и лекари, применяли воскурения различных благовоний, жрецы в ритуальных целях «коптили» жертвы – для придания им привлекательности в глазах многочисленных и малосимпатичных богов, умащивали тела именитых покойников, дабы души, не оскорбляли небожителей не приятным запахам.
С течением времени знатные египтяне начали привешивать к одежде мешочки, наполненные травами для собственного удовольствия. В Др. Риме и Др. Греции если мужчина мог доказать, что в момент знакомства с нынешней женой она использовала ароматические средства, то брак можно было расторгнуть по одной этой причине. Римляне использовали три основных вида духов: духи твердой консистенции, жидкие духи на масляной основе и ароматическую пудру.
В Тибете основным благовонием служил можжевельник. Не менее популярными были запахи пачули, мускуса и кускуса. Последний представляет собой корневые волокна, из которых делали циновки и занавески, источающие во влажном состоянии на солнце приятный запах. Для натирания тела применялась ароматическая мазь, состоящая из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции.
Долгое время западный мир был в изоляции от стран Востока. Изысканные восточные ароматы завозились в Европу редко и были очень дорогостоящими. Центром парфюмерии и центром переработки восточных пряностей была Венеция (так было до ХV в.). благодаря путешественнику Марко Поло и арабским морякам в Европу попали перец, мускатный орех, почки гвоздики, корица, имбирь, кардамон, шафран. В то время в самой Европе уже выращивали базилик, шалфей, анис, тимьян.
Во Франции парфюмеры-ремесленники существовали с ХII в. Самым крупным центром по производству сырья был город Грасс в основном благодаря произрастанию жасмина, роз и апельсиновых деревьев.
Но профессиональное создание духов в их современном виде появилось лишь в ХVI, когда итальянцу пришла в голову идея растворить ароматические вещества в винном спирте. Этот революционный прорыв позволил смешивать различные ингредиенты, создавать сочетания запахов. С тех пор технология изготовления духов практически не изменилась.
На профессиональное создание парфюмерной промышленности началось в конце ХIХ – начале ХХ в. Прогресс в промышленном производстве парфюмерии ХIХ в. обязан органической химии.
Начало ХХ в. ознаменовалось новым открытием в области в области парфюмерного производства. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственным путем. Следующий его шаг (1917 г.) – выпуск «Шипра», ставшего в последствии прародителем целого поколения ни с чем несравнимых запахов, имеющих терпких аромат дубового мха, пачули и бергамота. Герлен продвигает на рынке восточные и амбровые запахи, передающие пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы. В 1921 г. мир потрясают первые духи, содержащие альдегиды и синтетические продукты с интенсивным запахом, созданные Эрнестом Во. Это были духи «Шанель № 5 », выпущенные с товарным знаком известной французской законодательницы моды Габриэль Шанель. В 30-е гг. появились духи с оттенками, напоминающими запах кожи и цветов.
Много сделали для развития парфюмерной индустрии и бизнеса: Юбер Живанши, Нина Риччи, Ив Сен Лоран, Кристиан Диор, Франсуа Коти, Габриэль Шанель, Эсте Лаудер, Джанни Версаче, Жермен Селье, Андре Фрейс и др.
Механизм воздействия душистых веществ на орган обоняния окончательно не выяснен до сих пор. Существуют различные теории, как физические, так и химические, в которых объясняется этот механизм. Однако все они являются только гипотезами.
В настоящее время считается установленным, что для ощущения запаха нужен непосредственный контакт молекулы пахучего вещества с обонятельными рецепторами.
Ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы, называется запахом. Запах имеет свои характеристики, основные из которых интенсивность и стойкость.
Интенсивность запаха – сила запаха индивидуальных веществ или смесей при испарении (с полосок бумаги, ткани и др.).
Стойкость запаха – продолжительность сохранения запаха, характерного для индивидуального душистого вещества или смеси душистых веществ. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата душистых веществ, но и от типа запаха.
Этапы проявления запаха
Характер духов проявляется в несколько этапов:
Первичный запах длится от 10 до 30 м, в течении которых исчезают легкоулетучивающиеся вещества. По этой ноте определяется концентрация.
Средний запах (базисный) – «душа» духов, устойчивый запах, определяющий характер аромата, длится до 24 часов. Раскрывается прелесть духов.
Остаточный запах – духи могут испортиться вообще или приобрести силу, в зависимости от того, какой это сорт духов. На этом этапе можно услышать совсем неожиданную композицию.
Запахи оказывают влияние на деятельность ЦНС, на органы дыхания, настроение, чувства, ассоциативное воздействие.
Физиологическое воздействие: запах валерианы успокаивает, но замедляет свертываемость крови; ванилин повышает температуру тела.
Композиция – искусственные смеси душистых веществ, воспроизводящие запахи растений или своеобразные запахи.
Классификация запахов
В основу классификации запахов легли группы душистых веществ.
1 – цитрусовые. В семействе цитрусовых ощущаются эфирные масла, полученные выжиманием цедры плодов, таких как, лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут и др.
2 – цветочные. Это семейство группирует духи, главной темой которых является цветок: роза, жасмин, фиалка, ландыш, нарцисс, тубероза и др.
3 – папоротники. Это название не имеет ни какого отношения к запаху папоротников. Данную группу представляют ноты лаванды, группы древесных, дубового мха, кумарина, бергамота и т.д.
4 – шипры. Это семейство представляют духи, основанные главным образом на аккордах дубового мха, ладанника-лабданума, пачули и бергамота.
5 – древесные. Семейство древесных включает духи с теплыми оттенками, такими как сандал, пачули, иногда кедр, ветивер.
6 – амбровые. Под названием «духи амбровые» (их еще называют «восточные») группируются композиции с мягкими, пудровыми, ванильными и ярко выраженными животными нотами.
7 – кожа. Это своеобразное в парфюмерии семейство объединило духи с сухими нотами, в которых парфюмеры попытались воспроизвести характерных запах кожи (дым, сожженное дерево, табак) с «головными» цветочными оттенками.