Тема № 10: «СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА. ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ, ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. ПРОТИВОПАРКИНСОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.»

Составитель:

Преподаватель кафедры фармакологии,

к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА:«Снотворные средства. Противосудорожные, противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства».

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств

· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств

· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма

Приобрести знания:

· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств

· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов

· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;

· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;

· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.

Закрепить навыки:

· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;

· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых снотворных средств (нитразепам, фенобарбитал, зопиклон, золпидем, триазолам, мелатонин),изучаемых проивосудорожных средств (натрия оксибутират, лидокаин, барбитураты, магния сульфат, мидокалм, фенобарбитал, фенитоин (дифенин), этосуксимид, карбамазепин, клоназепам, натрия вальпроат, диазепам, ламотриджин) и изучаемых противопаркинсонических средств (леводопа, мидантан, циклодол, селегилин, бромокриптин)при определенных состояниях;

· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты

· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;

· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма

· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;

· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.

· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;

· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Снотворные средства(нитразепам, фенобарбитал, зопиклон, золпидем). Классификация. Возможные механизмы действия снотворных средств, влияние на структуру сна.

2. Особенности действия и сравнительная характеристика производных барбитуровой кислоты и бензодиазепина, алифатических соединений. Бензодиазепины короткого действия (триазолам). Побочные эффекты. Возможность развития лекарственной зависимости.

3. Препараты других фармакологических групп, оказывающих снотворное действие (мелатонин).

4. Острое отравление снотворными средствами и принципы его фармакотерапии.

5. Противосудорожные средства.Определение. Принцип действия. Противосудорожное действие препаратов разных фармакологических групп (производные бензодиазепина, натрия оксибутират, лидокаин, барбитураты, магния сульфат, мидокалм, натрия вальпроат, финлепсин). Особенности их действия. Характеристика по активности, скорости и длительности действия, угнетающему влиянию на дыхательный центр.

6. Противоэпилептические средства(фенобарбитал, фенитоин (дифенин), этосуксимид, карбамазепин, клоназепам, натрия вальпроат, диазепам, ламотриджин). Определение. Классификация. Возможные механизмы действия противоэпилептических средств. Основные принципы фармакотерапии эпилепсии.

7. Сравнительная оценка эффективности действия отдельных препаратов при разных формах эпилепсии. Средства для купирования эпилептического статуса. Побочные эффекты противоэпилептических средств.

8. Противопаркинсонические средства(леводопа, мидантан, циклодол). Основные принципы коррекции экстрапирамидных расстройств. Классификация. Механизмы действия противопаркинсонических средств.

9. Сравнительная оценка эффективности действия отдельных препаратов. Противопаркинсоническое действие ингибиторов МАО (селегилин) и непрямых дофаминергических средств (бромокриптин).

10. Основные побочные эффекты противопаркинсонических средств.

11. Применение ингибиторов ДОФА-декарбоксилазы (карбидопа и др.) для уменьшения побочного действия и повышения эффективности леводопы.

5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.

· работа в малых группах

· составление фармакодинамических алгоритмов:

Наши рекомендации