Надзор за сертифицированным производством
Основными процедурами надзора за производством у головного изготовителя после выдачи Разрешительного письма или Свидетельства одобрения (Сертификата) производства являются:
- плановые общие аудиты, проводимые Авиарегистром МАК по окончании срока действия Свидетельства одобрения, указанного при его выдаче;
- внеплановые общие аудиты, проводимые Авиарегистром МАК в случае выявления грубых нарушений, серьезных производственных дефектов, выявленных в эксплуатации;
- "летучий контроль" отдельных систем и элементов производства, проводимый независимой инспекцией в плановом или чрезвычайном порядке в соответствии с ее полномочиями;
- контроль независимой инспекцией своевременного выполнения мероприятий по плану, утвержденному АР МАК по результатам предыдущего аудита;
- контроль независимой инспекцией действующей технической документации.
Время проведения планового аудита определяется сроком действия Сертификата или Свидетельства об одобрении производства. За исключением отдельных случаев срок действия Сертификата или Свидетельства устанавливается на 2 года.
В случае невыполнения по вине предприятия аудита в установленные сроки или при неудовлетворительных результатах аудита Авиарегистр специальным письмом может предложить независимой инспекции прекратить проводить приемку изделий гражданской АТ.
В отдельных случаях Авиарегистр МАК вправе перенести сроки выполнения аудита при наличии объективных причин. К их числу относятся:
- приостановка выпуска изделий данного типа;
- необходимость совместить первоначальный аудит производства изделий нового типа с периодическим аудитом производства освоенных изделий;
"Летучий контроль" отдельных систем и элементов производства проводится по программам, утвержденным начальником независимой инспекции у изготовителя. Обобщенные результаты и выводы по результатам "летучих контролей" Независимая инспекция сообщает в АР МАК в составе полугодовой информации. При необходимости начальник независимой инспекции представляет в АР МАК рекомендации по проведению внеплановых аудитов или других мер воздействия на изготовителя.
6.3. Ответственность Изготовителя
Изготовитель несет ответственность за поддержание системы контроля изготовления или системы управления качеством в соответствии с утвержденными данными и процедурами, а также за то, что каждый изготовленный экземпляр изделия, предъявленный для выдачи удостоверения о летной годности, соответствует типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем безопасную эксплуатацию.
Изготовитель обязан извещать Авиарегистр и независимую инспекцию о любых изменениях в производстве, которые могут повлиять на процедуры контроля, соответствие изделий типовой конструкции и их летную годность. Такие изменения могут включать:
1. Передислокацию части предприятия или введение дополнительных производств;
2. Возобновление производства после перерыва в течение длительного времени, превышающего обычно практикуемый перерыв, например, в отпускной период;
3. Значительное сокращение с последующим возобновлением деятельности производственных служб;
4. Значительное сокращение численности персонала контроля изготовления или службы качества;
5. Изменение или пересмотр данных или процедур службы контроля изготовления или службы качества.
Изготовитель несет ответственность за идентификацию (маркировку) экземпляров изделия в соответствии с установленными Авиарегистром требованиями, действующими стандартами, а также в соответствии с утвержденными процедурами контроля изготовления и управления качеством.
Особенности сертификации производства
Компонентов воздушных судов
В большинстве случаев Авиарегистр МАК занимается сертификацией производства основных компонентов воздушного судна: двигателей и воздушных винтов. Для всех остальных компонентов Авиарегистр МАК проводит обследование и сертификацию производства в следующих случаях:
- изделие имеет Сертификат типа или Свидетельство о годности, выданные АР МАК;
- АР МАК установит, что .изготовитель производит компонент, существенно влияющий на летную годность (например, крыло, шасси и т.п.);
- изготовитель производит компоненты, влияющие на летную годность и предназначенные для экспорта.
При этом остаются неизменными следующие принципиальные подходы:
- ответственность за соблюдение типовой конструкции изделия и его компонентов несет головной разработчик воздушного судна, двигателя, воздушного винта;
- ответственность за контроль поставщиков несет головной изготовитель воздушного судна, двигателя, воздушного винта;
- контроль изготовления и приемка всех основных компонентов воздушного судна у изготовителей должны проводиться независимой инспекцией.
Компоненты воздушного судна, приобретаемые (покупаемые) головным изготовителем, в общем случае называются покупными комплектующими изделиями (ПКИ). Перечень утвержденных ПКИ, входящих в типовую конструкцию передается головным разработчиком (держателем Сертификата типа) головному изготовителю в составе утвержденного независимой инспекцией комплекта конструкторской документации.
Основанием для внесения КИ и его поставщика в вышеупомянутый перечень являются:
- соответствующий документ Авиарегистра МАК (Свидетельство о годности или Одобрительное письмо), утверждающий типовую конструкцию, как это предусмотрено АП-21 раздел В, глава 7;
- Технические условия на изготовление, контроль, приемку и поставку серийного изделия), утвержденные разработчиком и изготовителемПКИ, а также независимыми инспекциями в установленном порядке.
Наличие указанных документов означает, что независимой инспекцией у разработчика и изготовителя КИ проведены в требуемом объеме:
- контроль корректировки конструкторской документации ПКИ по результатам испытаний, требуемых АП, с присвоением, по крайней мере, литеры "О1";
- контроль постановки комплектующего изделия на серийное производство;
- утверждение стандартов системы качества на предприятии изготовителя ПКИ.
В Технических условиях указывается вид эксплуатационного документа (формуляр, паспорт или этикетка), утверждаемого независимой инспекцией индивидуально для каждого серийного экземпляра ПКИ при положительных результатах его приемочных испытаний.
В отдельных случаях, в порядке исключения, у поставщика комплектующих изделий категории "В" может отсутствовать независимая инспекция. Перечень таких поставщиков КИ должен составляться отдельно и утверждаться независимой инспекцией у изготовителя образца.
В этих случаях должен быть предусмотрен входной контроль, обеспечивающий уверенное определение соответствия каждого экземпляра ПКИ типовой конструкции.
Изготовитель воздушного судна, двигателя или воздушного винта может использовать для установки на каждый серийный экземпляр только ПКИ, указанное в Перечне утвержденных ПКИ, входящих в типовую конструкцию, полученное от утвержденного разработчиком поставщика и снабженное эксплуатационным документом, утвержденным независимой инспекцией у изготовителя КИ.
Основным документом, определяющим взаимоотношения поставщика и изготовителя образца, устанавливающим требования к поставляемым материалам и изделиям, является договор (контракт) на поставку. Договор на поставку должен содержать все необходимые требования к поставляемому материалу или изделию или ссылки на документы, их содержащие (ТУ на поставляемый компонент, для стандартизированных компонентов - номер ГОСТа или ОСТа), а также все дополнительные требования к поставщику, связанные с обеспечением качества поставок, включая требования к сопроводительным документам, подтверждающим годность изделий к эксплуатации.
В случае применения иностранных комплектующих изделий система контроля за их поставщиками со стороны головного разработчика и изготовителя должна включать в себя следующие процедуры:
- процедуры контроля конфигурации (учета изменений) типовой конструкции в части, касающейся импортных материалов и комплектующих изделий;
- требования к составу и содержанию сопроводительной документации к поставляемым и комплектующим изделиям;
- порядок делегирования полномочий по контролю продукции и утверждению сопроводительной документации для материалов и комплектующих изделий;
- процедуры выдачи разрешений на прямую поставку комплектующих изделий эксплуатантам сертифицированных изделий;
- порядок взаимодействия с независимой инспекцией в части, касающейся использования комплектующих изделий иностранного производства на изделиях.
Контроль иностранных поставщиков и их продукции на этапе серийного производства основного изделия производится разработчиком и изготовителем образца в соответствии с утвержденными стандартами предприятия.
Содержание и реализация стандартов по контролю иностранных поставщиков и их продукции подлежат оценке комиссиями АР МАК при сертификации производства основного изделия и в процессе последующего надзора.