Надзор за исполнением законов о приеме, регистрации, учете, рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

Надзор за исполнением законов органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: Прокурор проверяет исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлениях регламентирован УПК, ведомственными НА органов дознания (например, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 01. 03. 2012. №140.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с принятия сообщения о преступлении, к которым закон относит заявление о преступлении, явку с повинной и рапорт об обнаружении преступления. Регистрация сообщения о преступлении заключается во внесении уполномоченным должностным лицом в книгу учета сообщений о преступлениях, каждому сообщению присваивается регистрационный номер. Упк не устанавливает срок, в течение которого должно быть зарегистрировано поступившее сообщение о преступлении. Но в приказе о едином учете преступлений (это совместный приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН от 29. 12. 2005) предусмотрено, что должностное лицо, правомочное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений. Передача незарегистрированного сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается. Согласно приказу Генпрокурора от 06. 09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и приказу Генпрокурора от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» проверка исполнения требований УПК и других ФЗ при приеме….. должна проводиться систематически, не реже 1 раза в месяц, а при наличии сведений о нарушении закона – безотлагательно. Приказ Генпрокурора РФ от 12.09.2006 №80/725 «Об усилении прокнадзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» содержит положение о том, что уполномоченным прокурорам надлежит не реже 2 раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях (п. 4.5). ст.22 Закона о прокуратуре: прокурор вправе вызывать должностных лиц органов дознания, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, полагается ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых кампаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов РФ и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Подлежит систематическому анализу содержание информационных программ радио, телевидения и иных электронных СМИ, различных публикаций.

- Постановление о возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель выносят при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК. Копия постановления о возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, следователем и руководителем следственного органа в соответствии с ч. 4 ст. 146 Кодекса должна незамедлительно направляться прокурору. В тех случаях, когда прокурор, исходя из текста копии постановления о возбуждении уголовного дела, не может сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, следует незамедлительно истребовать материалы, обосновывающие принятое решение (п. 6 приказа Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137). Как нарушение прав участников уголовного судопроизводства следует рассматривать случаи принятия решений о возбуждении уголовного дела по факту при наличии в материалах проверки данных, указывающих на конкретное лицо, и дающих основание подозревать это лицо в совершении преступления.

Признав принятое решение о возбуждении уголовного дела незаконным либо необоснованным, прокурор в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменяет такое постановление своим мотивированным постановлением, копия которого направляется должностному лицу органа дознания, принявшему решение о возбуждении уголовного дела.

Срок дополнительной проверки по материалу, по которому прокурор отменил постановление о возбуждении уголовного дела, в УПК не регламентирован. В приказе Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 указано, что при отмене постановления о возбуждении уголовного дела и возвращении его в орган дознания прокурор устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий (п. 5).

- Осуществляя надзор за законностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурору следует помнить, что перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела четко определен в ст. 24 УПК и не подлежит расширительному толкованию. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4 ст. 148 УПК). Неисполнение данного требования должно повлечь принятие мер прокурорского реагирования (приказ Генпрокурора № 277 п. 1.5).

УПК не устанавливает срок, в течение которого прокурор должен проверить законность принятого органом дознания решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако приказ Генпрокурора РФ от 12.09.2006 N 80/725 предписывает прокурорам проводить проверку законности постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента поступления соответствующего постановления и материалов в прокуратуру (п. 4.3). При проверке принятого решения в случае возникновения сомнений в его законности и обоснованности необходимо незамедлительно истребовать обосновывающие его материалы. При наличии в материалах проверки противоречий прокурор вправе получить объяснения от заявителя, в том числе и о причинах изменения им своих первоначальных объяснений (приказы Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 и от 12.09.2006 N 80/725).

Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения, который не должен превышать сроки, указанные в ст. 144 УПК. Указание прокурора о возбуждении уголовного дела, данное дознавателю одновременно с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, носит обязательный характер и подлежит безусловному исполнению.

В случае установления фактов невыполнения данных прокурором указаний при проверке им порядка приема, регистрации и принятии решения по сообщениям о преступлениях по каждому такому факту следует принимать меры прокурорского реагирования, к которым относятся: требование об устранении нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК), дача дознавателю письменных указаний (п. 4 ч. 2 ст. 37), отмена незаконных или необоснованных постановлений дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37), внесение представлений об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона о прокуратуре), направление предостережений о недопустимости нарушений закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В пределах предоставленных прокурору полномочий необходимо сосредоточить внимание на устранении причин и условий, способствующих сокрытию органом дознания преступлений от регистрации и учета, принятию незаконных решений по сообщениям о преступлениях. По выявленным нарушениям закона нужно добиваться привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.

Наши рекомендации