Методические указания к выполнению курсовой, бакалаврской и дипломной работы по экономике и организации производства
Российской Федерации
Московский государственный технологический университет
(Станкин)
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия
Методические указания к выполнению курсовой, бакалаврской и дипломной работы по экономике и организации производства
Москва 2003 г.
УДК 658.51.012.332: 621. 9.04 (075)
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия: Метод. указ. /Сост. Л.А. Игнатова, М.А. Скородумова- М.: МГТУ “Станкин”, 2002-31 с.
Методические указания содержат программу действий при разработке бизнес-плана на спроектированном предприятии.
Методические указания предназначены для студентов всех специализаций при выполнении курсовой, бакалаврской и дипломной работ по экономике и организации производства.
Табл.-16. Библ. 4 назв.
Составители: к.э.н., доц. Игнатова Л.А.
к.э.н., доц. Скородумова М.А.
© МГТУ “Станкин”, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших видов деятельности любого промышленного предприятия являются инвестиционные операции, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, обеспечивающих получение определенных выгод для данного предприятия.
В практической деятельности различают следующие типы таких инвестиций:
- инвестиции в физические активы;
- инвестиции в денежные активы;
- инвестиции в нематериальные активы.
Под физическими активами понимают производственные здания и сооружения, а так же любые виды машин, оборудования и других видов основных фондов.
Денежные активы- это права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д.
Под нематериальными активами понимаются ценности, приобретаемые организацией в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретенная лицензия и т.д.
Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы.
Подготовка инвестиционного проекта- это длительный процесс, состоящий согласно международной практике из трех этапов:
§ предынвестиционный;
§ этап инвестирования;
§ этап эксплуатации созданного производства.
В курсовой, бакалаврской и дипломной работах объектом выполнения служит только предынвестиционный этап, главной задачей которого является разработка бизнес-плана.
Бизнес-план-это документ, в котором рассматриваются основные аспекты предприятия, анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы решения этих проблем.
Составляемый бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в данное производство и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
-3-
Разработка бизнес-плана предполагает решение следующих основных задач:
· определение емкости и перспектив развития будущего рынка сбыта;
· оценка тех затрат, которые необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерение с теми ценами, по которым нужно продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыль задуманного производства;
· определение таких показателей, на основе которых возможно регулярно оценивать, идет ли дело на подъем или катится к развалу.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида и объема выпускаемых изделий, от размеров создаваемого предприятия, цеха. Это положение распространяется на содержание курсовой, бакалаврской и дипломных работ.
Выполняемая студентом работа состоит из трех частей:
В первой части работы необходимо разрабатывать план маркетинга, представляющий собой основополагающий раздел бизнес-плана.
Вторая часть работы- организационная, содержащая:
1. Разработку производственной базы: состав и расчет потребности технологического оборудования, нагревательных устройств, подъемно-транспортных средств, ценных инструментов, приспособлений и контрольно-измерительных приборов, производственного и хозяйственного инвентаря, расчет площадей зданий.
2. Менеджмент предприятия, включающий выбор и обоснование организационной структуры управления предприятием, расчет потребного числа работающих по профессиям и занимаемым должностям.
Третья часть работы- экономическая, содержащая:
1. Расчет стоимости основных фондов, расчет затрат на основные материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели.
2. Расчет фондов заработной платы по категориям работающих.
3. Составление сметы общепроизводственных (косвенных) расходов.
4. Определение цеховой себестоимости годового выпуска продукции.
5. Определение полной себестоимости и оптовой цены единицы продукции.
6. Расчет экономических показателей: прогнозируемой годовой прибыли, общей рентабельности производства, запаса финансовой прочности, рентабельности продаж, окупаемости инвестиций в производственные фонды.
7. Определение критического объема выпуска продукции или точки безубыточности.
-4-
1. Разработка плана-маркетинга
В разработку плана-маркетинга необходимо включить:
1.1. Характеристику изделия, предназначенного к изготовлению:
· наименование изделия, его характеристика и область применения;
· наличие лицензии, товарного знака;
· потенциальные покупатели данного изделия.
1.2. Оценка рынка:
q анализ спроса на данное изделие;
q определение сегментов рынка (какое количество изделий в настоящее время покупается, каковы темпы их роста и как они сохраняются на ближайшее будущее);
q анализ группы потребителей (кто в настоящее время покупает данное изделие, каково состояние потребителей в отношении покупательных способностей);
q анализ цен на группу товаров, в которую входит данное изделие.
1.3. Стратегия маркетинга:
Ø описание стратегических альтернатив и выбор одной из них (например, стратегия снижения издержек. лидерство в качестве выпускаемой продукции и т.д.);
Ø использование ценовой политики (применение скидок при покупке оптом, при продаже крупным торговым партнерам, предоставление отсрочки платежа);
Ø проведение рекламной кампании (основное внимание рекламной кампании уделяется уникальным свойствам товара. тестированию его независимыми лабораториями и получение сертификата соответствия).
Каналами распространения рекламы могут служить;
v вывески в магазинах продажи данных изделий;
v объявления в журналах и газетах;
v рекламный ролик на телевидении;
v издание рекламных проспектов.
1.4. Схемы распространения изготовленных изделий:
§ со склада предприятия–изготовителя;
§ через посредников;
§ через магазины;
§ заказы по почте.
-5-
2. Организационная часть курсовой,
бакалаврской, дипломной работ
Менеджмент предприятия
Расчет стоимости зданий
№ п/п | Здание | Площадь зданий, м2 | Стоимость одного м2 здания, руб./м2 | Стоимость здания, руб. | Норма амортизац. отчислений, % | Сумма амортизац. отчислений, руб. |
1. | Производственное и вспомогательное | |||||
2. | Обслуживающее | |||||
Итого |
Примечание:
1. Если здание находится в собственности данного предприятия, то в себестоимости изготовленной продукции стоимость здании учитывают через амортизацию.
2. Если здание взято предприятием в аренду, то в себестоимости изготовленной продукции стоимость здания учитывают в соответствии со ставкой годовой арендной платы за один квадратный метр общей нежилой площади.
3.1.2. Определение стоимости оборудования и подъемно-транспортных средств
Стоимость оборудования и подъемно-транспортных средств определяют по его первоначальной (балансовой) стоимости.
Таблица 8
Российской Федерации
Московский государственный технологический университет
(Станкин)
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия
Методические указания к выполнению курсовой, бакалаврской и дипломной работы по экономике и организации производства
Москва 2003 г.
УДК 658.51.012.332: 621. 9.04 (075)
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия: Метод. указ. /Сост. Л.А. Игнатова, М.А. Скородумова- М.: МГТУ “Станкин”, 2002-31 с.
Методические указания содержат программу действий при разработке бизнес-плана на спроектированном предприятии.
Методические указания предназначены для студентов всех специализаций при выполнении курсовой, бакалаврской и дипломной работ по экономике и организации производства.
Табл.-16. Библ. 4 назв.
Составители: к.э.н., доц. Игнатова Л.А.
к.э.н., доц. Скородумова М.А.
© МГТУ “Станкин”, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших видов деятельности любого промышленного предприятия являются инвестиционные операции, то есть операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, обеспечивающих получение определенных выгод для данного предприятия.
В практической деятельности различают следующие типы таких инвестиций:
- инвестиции в физические активы;
- инвестиции в денежные активы;
- инвестиции в нематериальные активы.
Под физическими активами понимают производственные здания и сооружения, а так же любые виды машин, оборудования и других видов основных фондов.
Денежные активы- это права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д.
Под нематериальными активами понимаются ценности, приобретаемые организацией в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретенная лицензия и т.д.
Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы.
Подготовка инвестиционного проекта- это длительный процесс, состоящий согласно международной практике из трех этапов:
§ предынвестиционный;
§ этап инвестирования;
§ этап эксплуатации созданного производства.
В курсовой, бакалаврской и дипломной работах объектом выполнения служит только предынвестиционный этап, главной задачей которого является разработка бизнес-плана.
Бизнес-план-это документ, в котором рассматриваются основные аспекты предприятия, анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы решения этих проблем.
Составляемый бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в данное производство и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
-3-
Разработка бизнес-плана предполагает решение следующих основных задач:
· определение емкости и перспектив развития будущего рынка сбыта;
· оценка тех затрат, которые необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерение с теми ценами, по которым нужно продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыль задуманного производства;
· определение таких показателей, на основе которых возможно регулярно оценивать, идет ли дело на подъем или катится к развалу.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида и объема выпускаемых изделий, от размеров создаваемого предприятия, цеха. Это положение распространяется на содержание курсовой, бакалаврской и дипломных работ.
Выполняемая студентом работа состоит из трех частей:
В первой части работы необходимо разрабатывать план маркетинга, представляющий собой основополагающий раздел бизнес-плана.
Вторая часть работы- организационная, содержащая:
1. Разработку производственной базы: состав и расчет потребности технологического оборудования, нагревательных устройств, подъемно-транспортных средств, ценных инструментов, приспособлений и контрольно-измерительных приборов, производственного и хозяйственного инвентаря, расчет площадей зданий.
2. Менеджмент предприятия, включающий выбор и обоснование организационной структуры управления предприятием, расчет потребного числа работающих по профессиям и занимаемым должностям.
Третья часть работы- экономическая, содержащая:
1. Расчет стоимости основных фондов, расчет затрат на основные материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели.
2. Расчет фондов заработной платы по категориям работающих.
3. Составление сметы общепроизводственных (косвенных) расходов.
4. Определение цеховой себестоимости годового выпуска продукции.
5. Определение полной себестоимости и оптовой цены единицы продукции.
6. Расчет экономических показателей: прогнозируемой годовой прибыли, общей рентабельности производства, запаса финансовой прочности, рентабельности продаж, окупаемости инвестиций в производственные фонды.
7. Определение критического объема выпуска продукции или точки безубыточности.
-4-
1. Разработка плана-маркетинга
В разработку плана-маркетинга необходимо включить:
1.1. Характеристику изделия, предназначенного к изготовлению:
· наименование изделия, его характеристика и область применения;
· наличие лицензии, товарного знака;
· потенциальные покупатели данного изделия.
1.2. Оценка рынка:
q анализ спроса на данное изделие;
q определение сегментов рынка (какое количество изделий в настоящее время покупается, каковы темпы их роста и как они сохраняются на ближайшее будущее);
q анализ группы потребителей (кто в настоящее время покупает данное изделие, каково состояние потребителей в отношении покупательных способностей);
q анализ цен на группу товаров, в которую входит данное изделие.
1.3. Стратегия маркетинга:
Ø описание стратегических альтернатив и выбор одной из них (например, стратегия снижения издержек. лидерство в качестве выпускаемой продукции и т.д.);
Ø использование ценовой политики (применение скидок при покупке оптом, при продаже крупным торговым партнерам, предоставление отсрочки платежа);
Ø проведение рекламной кампании (основное внимание рекламной кампании уделяется уникальным свойствам товара. тестированию его независимыми лабораториями и получение сертификата соответствия).
Каналами распространения рекламы могут служить;
v вывески в магазинах продажи данных изделий;
v объявления в журналах и газетах;
v рекламный ролик на телевидении;
v издание рекламных проспектов.
1.4. Схемы распространения изготовленных изделий:
§ со склада предприятия–изготовителя;
§ через посредников;
§ через магазины;
§ заказы по почте.
-5-
2. Организационная часть курсовой,
бакалаврской, дипломной работ