Проведите анализ портфеля продукции с помощью матрицы БКГ
Объект анализа: АО «Микромашина»
Характеристики продаж основных видов продукции
Вид продукции | Год | Емкость рынка тыс. шт. | Продажи завода тыс. шт. | Продажи ведущего конкурента тыс. шт. |
1. Трубки стеклянные медицинского назначения ТУ 64-2-5-90 | ||||
2. Ампулы стеклянные ТУ 9462-002-11068395-2005 | ||||
3. Стеклянный бой медицинского стекла ТУ 5889-001-11068395-2012 |
Алгоритм построения матрицы:
1. Определить долю рынка, которую занимал каждый продукт в 2004 году
Доля рынка - отношение объемов продаж каждого продукта к объему аналогичной продукции, реализуемой лидером .
2. Доля рынка отмечается по горизонтальной оси матрицы, которая варьируется от 0,1 до 10, в качестве водораздела между высокой и низкой долей рынка выделяется 1.
Т. е. если фирма продает продукта меньше, чем лидер, то продукт попадаете первую часть матрицы и наоборот.
3. Определите темп роста каждого продукта в отрасли, как отношение емкости рынка каждого продукта ( ) 2014 года к 2013:
ТР= , %
4.Темп роста продукта в отрасли отмечается по вертикальной оси матрицы: от 0 до 20%, где 10% выделяется в качестве водораздела между быстрым и медленным ростом.
5. Нанесите на матрицу кружки, показывающие положение продукта на осях рост - доля рынка. Диаметр круга пропорционален объему продаж данного продукта на рынке.
6. Сделайте выводы
Матрица БКГ
Темп роста рынка
(затраты денег)
|
Звезда
|
|
|
Дойная корова
|
|
10 1 0,1
Высокая Доля рынка Низкая
(получение денег)
Виды стратегий для квадрантов матрицы БКГ
Квадрант | Характеристика | Маркетинговая стратегия | |
Темп роста рынка (отрасли) | Доля рынка | ||
«Трудный ребенок» (вопросительный знак) | Высокий (развивающаяся отрасль) | Низкая | Требует большие вложения.Интенсификация усилий (снижение цен, новые каналы сбыта и пр.) или уход |
«Звезда» | Быстрый (развивающаяся отрасль) | Высокая (лидирующее положение) | Поддержание отличительных преимуществ. Интенсификация усилий для поддержания или увеличения доли рынка |
«Дойная корова» | Медленный (зрелая или сокращающаяся отрасль) | Высокая (лидирующее положение) | Поддержание существующего положения. Использование прибыли для развития др. СЕБ |
«Собака» | Медленный (зрелая или сокращающаяся отрасль) | Низкая(ограниченный объем сбыта) | Уменьшение усилий или ликвидация |
Контрольные вопросы:
1. Как определяется конкурентная позиция предприятия?
2. Опишите метод профильного анализа внешней среды организации.
3. Дайте определение сценария. В чем его назначение?
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1.Почему исследования становятся функцией современного менеджмента?
а) повышается образовательный уровень менеджеров;
б) обостряется конкуренция;
в) компьютер расширяет возможности анализа;
г) повышается сложность решаемых проблем;
д) этому способствует развитие науки;
2.Какое из определений исследования является наиболее полным?
а) это способ получения дополнительной информации;
б) это вид деятельности человека;
в) это способ использования знаний в практической деятельности;
г) это навыки анализа и проектирования;
д) познание законов природы и общества;
3.Зачем исследовать управление?
а) чтобы повышать квалификацию менеджеров;
б) для повышения качества управленческих решений;
в) для разработки стратегии управления;
г) для эффективного совершенствования управления;
д) для получения дополнительной информации при принятии решений.
4.В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
а) затруднено получение объективной информации;
б) размыты границы объекта исследования;
в) ограничены возможности экспериментирования;
г) решающее значение системного подхода;
д) динамичность процесса функционирования.
5.Как называется способность менеджера привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения?
а) антиномичность;
б) экспрезентность;
в) инновационность;
г) аттрактивность;
д) латентность.
6.При управлении в крупных масштабах системой управления называется:
а) совокупность отношений управления в социально-эконо-мической системе;
б) система действий менеджера по реализации управленческого воздействия;
в) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними;
г) область деятельности, в которой обнаруживается и распознается проблема;
д) комплекс средств и возможностей эффективного функционирования организации.
7.Что такое проблема?
а) направление исследования;
б) совокупность информации о состоянии системы;
в) тенденции развития управления системы;
г) противоречие, требующее разрешения;
д) кризисные ситуации в развитии управления.
8.Что понимается под целью исследования?
а) выбор предмета исследования;
б) главная направленность исследования;
в) проблема развития;
г) познание тенденций развития;
д) поиск путей эффективного развития.
9.Что дает менеджеру знание типологии исследований?
а) позволяет эффективно распорядиться ресурсами;
б) определяет организацию исследования;
в) удачное формирование коллектива исследователей;
г) способствует выбору наилучшего типа;
д) дает объективную оценку проблемы.
10.Что такое методология исследования?
а) совокупность методов исследования;
б) логическая схема исследования;
в) плановый подход к исследованию;
г) соответствие целей, средств и методов исследования;
д) эффективный прием получения знаний.
11.На преувеличении роли факта в научных выводах построена:
а) дуалистическая методология;
б) методология агностицизма;
в) методология позитивизма;
г) методология экзистенциализма;
д) материалистическая методология.
12.На связях, рождаемых противоречием, основан:
а) механистический подход;
б) метафизический подход;
в) организмический подход;
г) диалектический подход;
д) системный подход.
13.Что является главным в системном подходе к исследованию?
а) тип мышления менеджера;
б) знание предмета исследования;
в) возможность имитационного моделирования явлений;
г) определение целостности и связи явлений;
д) наличие всей необходимой информации.
14. чем преимущества диалектического подхода к исследованию?
а) требует количественных оценок;
б) предполагает учет человеческого фактора;
в) ориентирует на поиск противоречий;
г) дает новые знания;
д) имеет универсальный характер.
15.Что является главным признаком концепции исследования?
а) наличие всей необходимой информации;
б) наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования;
в) комплекс ключевых положений по методологии и организации исследования;
г) совокупность эффективных подходов к исследованию;
д) план организации и проведения исследования.
16.Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?
а) статистический анализ;
б) экспериментирование;
в) социометрический анализ;
г) тестирование;
д) хронометрирование.
17.Какую роль в исследованиях играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
а) определяет комплексный подход в исследовании;
б) позволяет определить свойства явлений;
в) способствует их упорядочению и ранжированию;
г) дает дополнительную информацию;
д) способствует поиску новых факторов.
18.Классификация путем деления по видоизмененному признаку называется:
а) комбинаторная классификация;
б) декомпозиция;
в) стратификация;
г) дихотомия;
д) типология.
19.В чем преимущество методов тестирования?
а) глубина раскрытия проблемы;
б) простота и доступность, не требует специальных знаний;
в) количественная определенность;
г) позволяет исключить психологические и личностные нюансы;
д) позволяет быстро получить информационный материал.
20.Что характеризует валидность показателя?
а) конструкцию показателя;
б) соответствие измеряемому параметру;
в) синтетичность показателя;
г) методологию построения показателя;
д) цели практического использования.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
к экзамену по дисциплине «Системный анализ проблем предприятия»
1. Место и роль курса «Исследование систем управления» в системе менеджмент-подготовки.
2. Понятие исследования, соотношение его элементов.
3. Типология исследований по различным критериям.
4. Характеристики исследования, учитываемые при его организации и проведении.
5. Исследования в практике управления.
6. Эволюция функций управления, ее причины.
7. Исследование как стиль функционирования системы управления.
8. Проблематика исследований в современном менеджменте.
9. Требования к современному менеджеру.
10.Основные черты менеджера исследовательского типа.
11.Методология исследования управления: понятие и практическое содержание.
12.Понятие и классификация целей исследования.
13.Объект и предмет исследования систем управления.
14.Понятие и классификация подходов к исследованию.
15.Ориентиры и ограничения в исследовании систем управления.
16.Роль в методологии средств и методов исследования, их классификация.
17.Проблема и задача в методологии исследования систем управления.
18.Этапы и критерии выбора проблем в практике исследования систем управления.
19.Последовательность и характеристика этапов определения и распознавания проблемы.
20.Качество проблемы, его параметры.
21.Уровни постановки проблемы, их содержание.
22.Методологические принципы исследования.
23.Этапы исследования систем управления и возможности их комбинации.
24.Процессуально-методологические схемы исследования систем управления.
25.Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления.
26.Результаты исследования управления, их классификация.
27.Проблематика исследования систем управления.
28.Контроль и диагностика функциональных, структурных и параметрических проблем. Типичные проблемы переходной экономики и их симптомы.
29.Основные подходы к исследованию и совершенствованию управления.
30.Этапы эволюции методологии и подходов к исследованию.
31.Практическая формула диалектического подхода к исследованию.
32.Принципы диалектического подхода к исследованию.
33.Диалектические методы исследования, их специфика.
34.Сочетание различных подходов в исследовании систем управления.
35.Состав и использование общенаучных методов в исследовании систем управления.
36.Конструирование определений как метод исследования, их классификация.
37.Принципы конструирования корректных определений.
38.Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления.
39.Исследовательские вопросы, их конструкция и классификация.
40.Метод классификации, его разновидности.
41.Принципы и правила осуществления классификации в исследовании.
42.Применение декомпозиции, стратификации, обобщения, дихотомии и типологии в исследованиях.
43.Метод морфологического анализа, его технология.
44.Построение морфологической схемы.
45.Операторы морфологического анализа.
46.Применение метода "букета проблем" в исследовании систем управления.
47.Метод доказательства в исследовательской деятельности. Строение доказательства.
48.Приемы и способы доказательства.
49.Правила доказательства. Ошибки и фальсификация доказательств.
50.Метод моделирования в исследовании систем управления
51.Язык современных моделей: формы выражения данных об объекте моделирования.
52.Требования к исследовательским моделям.
53.Принципы разработки исследовательских моделей.
54.Виды моделей: состав, условия применения, эффективность. Трудности использования моделей в исследовании систем управления.
55.Исследования робастности результата моделирования к ошибкам в информационных условиях.
56.Полемика как метод исследования систем управления.
57.Принципы научной и исследовательской полемики.
58.Общенаучный метод экспериментирования. Виды экспериментов, их достоинства и недостатки.
59.Конкретно-реальное содержание понятия "система".
60.Предметно-методологическое содержание понятия "система".
61.Сложная система. Свойства сложных систем.
62.Система управления как объект исследования. Влияние масштабов управления на ее содержание и характеристики.
63.Цели и функции системы управления организацией.
64.Построение дерева целей. Базовое дерево целей системы управления организацией.
65.Согласование целей администрации и персонала организации.
66.Подсистемы системы управления, их классификация и элементы.
67.Состав целевых подсистем системы управления организацией.
68.Состав функциональных подсистем системы управления организацией.
69.Состав обеспечивающих подсистем системы управления организацией.
70.Классификация систем управления по видам и статусному взаимодействию управленческих звеньев.
71.Показатели состояния, функционирования и развития систем управления.
72.Факторы и характеристики внешней среды организации.
73.Исследование взаимодействия "система управления - внешняя среда", его технология.
74.Типовые представления и их применение в исследовании систем управления.
75.Требования к объему информации при типизации представлений объектов, субъектов и процессов управления.
76.Классификация типовых представлений, последовательность их разработки.
77.Функционально-декомпозиционное представление системы управления.
78.Таблица функциональных портретов: назначение, разработка, анализ.
79.Представление системы управления в виде контуров обслуживания.
80.Агрегативно-декомпозиционное представление системы управления.
81.Кибернетическое представление системы управления в виде модели «параметр – поле допуска».
82.Исследование целеполагания: требования к целям, классификация целей.
83.Формализация целей при формировании критериев оценки эффективности системы. Параметры эффективности системы.
84.Моно- и поликритериальная постановка задач исследования. Методы линеаризации критериев, их достоинства и недостатки.
85.Основные принципы системного подхода к исследованию, их взаимосвязи.
86.Последовательность и характеристика этапов системного анализа при исследовании проблем организации.
87.Диагностирование организации как наиболее значимый этап системного анализа.
88.Состав и использование специфических методов исследования систем управления.
89.Влияние степени определенности проблемы на выбор метода исследования.
90.Метод изучения документов в исследовании систем управления. Факторы успеха исследования по документам.
91.Формирование альбома документов организации. Таблица характеристик документов.
92.Состав и выбор методов диагностирования информационных потоков.
93.Матричная информационная модель: назначение, разработка, анализ.
94.Схема информационных связей подразделения: назначение, разработка, анализ.
95.Документограмма: назначение, разработка, анализ.
96.Оперограмма: назначение, разработка, анализ.
97.Схема информационных потоков между подразделениями: назначение, разработка, анализ.
98.Схема движения документов между подразделениями: назначение, разработка, анализ.
99.Схема информационной увязки задач управления: назначение, разработка, анализ.
100.Измерения, их необходимость при исследованиях. Важнейшие проблемы сбора данных. Развитие теории измерений.
101.Уточнение структуры объекта исследования: функциональный и объектный подходы.
102.Ограничивающие факторы исследования, их классификация и содержание.
103.Структурирование информационных основ исследования систем управления по природе условий.
104.Структурирование информационных основ исследования систем управления по степени их формализации.
105.Структурирование информационных основ исследования систем управления по признаку снятия неопределенности в знании об объекте.
106.Источники информации при анализе и исследовании систем управления. Релевантные и неуместные данные.
107.Качественные и количественные критерии информационного обеспечения исследования систем управления.
108.Иерархические уровни руководства. Затраты времени руководителей различных уровней на выполнение информационных операций.
109.Статистические исследования систем управления.
110.Этапы статистического исследования системы управления.
111.Факторный анализ функционирования и развития систем управления.
112.Социологические исследования систем управления, цели и направления их проведения.
113.Методы социологических исследований систем управления.
114.Факторы успеха социологического исследования.
115.Этапы социологического исследования системы управления.
116.Содержание и специфика экспериментирования как метода исследования систем управления.
117.Критические факторы качества исследовательского эксперимента.
118.Метод управленческого экспериментирования "деловая игра".
119.Метод тестирования в исследовании систем управления. Конструкция и критерии качества тестов.
120.Правила формулировки высказываний при составлении тестов.
121.Метод экспертных оценок, область его применения в исследовании систем управления.
122.Отбор экспертов. Требования, предъявляемые к экспертам.
123.Разновидности и принципы проведения экспертизы.
124.Метод SWOT-анализа в исследовании систем управления.
125.Метод SMART-анализа в исследовании систем управления.
126.Метод исследования взаимодействия факторов.
127.Программа исследования: понятие, структура, разработка и содержание.
128.План исследования: понятие, структура, разработка и содержание.
129.Алгоритм исследования: понятие, структура, разработка и содержание.
130.Принципы планирования исследования систем управления.
131.Исследование форм представления планов, их классификация.
132.Организация исследования: понятие, условия, требования, формы.
133.Технология исследования систем управления.
134.Состав и выбор технологических схем исследований.
135.Линейная, циклическая, параллельная и последовательная технологии исследования, их содержание и условия эффективности.
136.Технология рационального разветвления исследований, ее содержание и условия эффективности.
137.Технология исследования адаптивного типа, ее содержание и условия эффективности.
138.Технология случайного поиска в исследовании, ее содержание и условия эффективности.
139.Технология критериальной корректировки исследования (алгоритмическая), ее содержание и условия эффективности.
140.Матрица предпочтений (парных сравнений): назначение, разработка, анализ.
141.Матрица распределения административных функций управления: назначение, разработка, анализ.
142.Распределение и перераспределение ответственности с применением сетевой модели.
143.Консультирование как форма организации исследования систем управления: понятие, содержание и условия эффективности.
144.Виды консультационно-исследовательской деятельности.
145.Образовательно-исследовательские структуры в системе управления.
146.Возникновение и формирование обучающего менеджмента.
147.Необходимость и формирование интегрального исследовательского интеллекта.
148.Принципы формирования интегрального исследовательского интеллекта.
149.Типологические характеристики творческих индивидуальностей исследователей.
150.Организационно-технологические принципы деятельности интегрального исследовательского интеллекта.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ "Крылья", 2000. - 416 с.
2. Горский Ю.М. Информационные аспекты управления и моде-лирования. - М.: Наука, 1978. - 223 с.
3. Евченко А.В., Кузьбожев Э.Н. Методы исследования систем управления: Уч. пособие/ Курск.гос.тех.ун-т. - Курск, 2001. - 168 с.
4. Зингер И.С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями. - М.: Статистика, 1974. - 128 с.
5. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Уч. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ООО Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2000. - 288 с.
7. Краткий курс практического менеджмента: Уч. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева; / Курск.гос.тех.ун-т. - Курск, 2001. - 244 с.
8. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. - М.: Патент, 1996. - 271 с.
9. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Уч. пособие для вузов. - М.: Изд-во "ПРИОР", 1998. - 384 с.
10. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 136 с.
11. Организационные структуры управления производством / Под ред. Б.З. Ми-льнера. - М.: Экономика, 1975. - 319 с.
12. Организация управления промышленным производством: Учеб. / О.В. Козлова, Л.А.Александров, М.А.Саркисов, Н.А.Саломатин и др.; под ред. О.В. Козловой, С.Е. Каменицера. - М.: Высш. шк., 1980. - 399 с.
13. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, Норма, 1997. - 526 с.
14. Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: Наука, 1979. - 319 с.
15. Управление организацией: Учеб. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 669 с.
16. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 672 с.
17. Хабакук М.Я. Целевые методы управления на предприятии. - М.: Экономика, 1981. - 56 с.
18. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Уч. пособие - М.: Дело, 2000. - 440 с.