Технические средства защиты от действия электрического тока: изоляция, заземление, зануление, небольшое напряжение, знаки безопасности, средства индивидуальной защиты и др.
Ионизирующиеизлучения— квантовое (электромагнитное и корпускулярное) излучение, под влиянием которого из нейтральных атомов образовываются ионы.
Ионизация живой ткани приводит к разрыву молекулярных связей и изменениям химической структуры разных соединений. Изменениям в химическом составе значительного количества молекул служат причиной гибели клеток.
Заболевания, вызванные ионизацией, могут быть острыми или хроническими.
Острые поражения наступают при облучении большими дозами на протяжении короткого промежутка времени. Большие дозы рентгеновского и гамма-излучения могут вызвать смерть.
Безопасность работающих с радиоактивными веществами обеспечивается таким образом: установление предельно допустимых доз облучения разными видами ионизирующих излучений; применение защиты временем, расстоянием; проведение общих мероприятий защиты; использование средств индивидуальной защиты.
4.
Электромагнитные факторы — освещенность, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, электромагнитныеизлучения, магнитное поле.
Источника:
электромагнитных полей— атмосферное электричество, радиоизлучение Солнца и галактик, электрические и магнитные поля Земли, искусственные источники излучения;
постоянных магнитных полей — электромагниты, соленоиды, импульсные установки полупериодного или конденсаторного типа, вылитые и металлокерамические магниты.
Действие электромагнитных полей на человека зависит от напряжения электрического и магнитного полей, потока энергии, частоты колебаний, размера излучения поверхности тела и индивидуальных особенностей организма.
Отрицательное действие постоянных магнитных и электро-статических полей зависит от напряжения и времени действия. В результате действия полей, которые имеют напряженность, которая превышает предельно допустимый уровень, развиваются нарушение со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения и некоторых биохимических показателей крови.
Наиболее эффективным методом защиты от электромагнитных излучений является установка преломляющих или поглощающих экранов.
5. Химические факторы — едкие, токсичные, отравляющие, огне- и взрывоопасные вещества.
Химические факторы по влиянию на человека подразделяются на:
G общетоксичные,
G раздрожающие,
G сенсибилизируюшие (после недлинного действия на организм предопределяют в нем повышенную чувствительность к этому веществу - аллергические заболевания),
G канцерогенные (служат причиной развития злокачественных опухолей),
G мутагенные (служат причиной изменений в генетическом коде клеток организма).
Часто вредные вещества проявляют комплексное отрицательное действие на организм. Например, аммиак имеет сильное раздражающее действие и одновременно общетоксичное.
По степени опасности действия на организм вредное и ядовитое вещества разделяют на 4 класса:
І класс – чрезвычайно опасные: большинство инсектицидов, хлор.
ІІ класс – сильно опасные: кислоты, подавляющее большинство пестицидов.
ІІІ класс – умеренно опасные: ванилин, минеральные масла, синтетические моющие средства, табак, пыль зерновая.
ІV класс – мало опасные вещества: аммиак, ацетон, бензол, этиловый спирт, пыль.
Чтобы исключить возможность отравления, возникновение профессиональных и производственных заболеваний, санитарными нормами предусмотрены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны – концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работы на протяжении 8 часов или другого времени, но не больше 41 часа в неделю, на протяжении всего трудового стажа не могут вызвать заболевания или отклонений в состоянии здоровья, которые выявляются современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни данного или следующих поколений.
При одновременном содержимом в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений их фактических концентраций (С1, С2, С3…...Сn) в воздухе рабочей зоны к их ПДК (ПДК1, ПДК2, ПДК3…....ПДКn) не должна превышать 1.
Расчет осуществляют за формулой:
6. Биологические факторы — опасные и вредные микро- и макроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.
Влияние отдельных видов живых организмов на человека может в некоторых случаях представлять серьезную опасность.
Патогенные микроорганизмы приводят к заболеванию человека, в том числе инфекционными болезнями.
Основными средствами предотвращения распространения являются:
v устранение или уменьшение действия хотя бы одного из следующих факторов:
Ø источника инфекции,
Ø путей передачи и распространение инфекции;
v повышение стойкости людей к инфекции.
Некоторые микроорганизмы развиваются в пищевых продуктах с образованием ядовитых веществ, которые, попадая в организм человека, служат причиной развития отравлений.
Растения и животные иногда являются причиной тяжелых заболеваний людей вследствие поражения ядами, которые находятся в их организмах.
7.
Психофизиологические факторы — усталость, стресс, ошибочные операции, конфликты.
Человек является частью производственного коллектива. Создание комфортных условий труда, автоматизация и механизация технологических процессов, поддержание благоприятного социального и морального климата, психологическая совместимость всех членов коллектива - признаки успешной деятельности и решение всех текущих и перспективных задач.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение “окружающая среда” и “среда жизнедеятельности”.
2. Охарактеризуйте сферы окружающей среды: атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу.
3. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
4. Охарактеризуйте виды сред жизнедеятельности человека.
5. Сравните бытовую и производственную среду за уровнем опасного влияния.
6. Дайте определение опасного и вредного фактора.
7. Какими признаками характеризуются отрицательные факторы?
8. Как делятся отрицательные факторы за характером действия на человека?
9. Какие факторы относят к активной группе?
10. Какие факторы относят к пассивно-активной группе?
11. Какие факторы относят к пассивной группе?
12. Сформулируйте определение предельно допустимого уровня фактора.
13. Приведите примеры отрицательного влияния механических факторов и укажите способы защиты.
14. В чем заключается отрицательное влияние электрических и электромагнитных факторов? Укажите способы защиты.
15. Какое отрицательное влияние могут оказать термические факторы? Приведите факторы, которые сопровождают их.
16. Приведите классификацию отрицательных химических факторов, укажите их отрицательное влияние и способы защиты.
Раскройте необходимость создания здоровых психофизиологических условий на производстве и в быту.