Понятие классификации рынков. Отраслевая структура рынка: сравнительная характеристика.
Признак | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень много | Значительное множество фирм | Несколько | Одна |
Характер продукции | Однородная продукция | Дифференцированная продукция | Дифференцированная, стандартизированная | Уникальная продукция |
Условие вступления в отрасль | Любой может вступить | Сравнительно легкие условия вступления | Достаточно высокие условия | Невозможно |
Контроль над ценами | Отсутствует | Существует некоторый контроль | Контроль ограничен взаимной зависимостью фирм | Значительный контроль |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Основной упор на рекламу, торговую марку и т.д. | Очень типична | Отсутствует |
31. Основные признаки совершенной конкуренции.
Совершенная (свободная или чистая) конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
При этом MC=MC=AC=P, что в реальных условиях не возможно.
Признаки совершенной конкуренции:
-бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
-однородность и делимость продаваемой продукции
-отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
-высокая мобильность факторов производства
-равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения валового дохода и валовых издержек).
Конкурентная фирма – фирма, продающая свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.
Фирма производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.
Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль.. минимизация убытков.
Случай сравнения валовых величин:
-Если фирма закрывается, но остается в отрасли ,то она несет постоянные издержки – VC.
-Фирма не закрывается ,продолжает работу, но минимизирует издержки
-TR‘ в таком случае фирме придется закрыться.
33. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения предельного дохода и предельных издержек).
Пусть равновесная цена Р и равновесный объём Q, если производить меньше Q, то МС<Р. если МС невысокие, то производитель произведёт ещё единицу продукции. Если производить больше Q, то МС>MR – не выгодно, исходя из этого: MC=MR–гл условие максимизации прибыли.