Подходы к определению границ рынка. Классификации отраслевых рынков

Подходы к определению границ рынка. Классификации отраслевых рынков

Граница отраслевого рынка позволяет определить круг фирм, производящих для него товары.Отрасль представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, попавшие в границы отраслевого рынка на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению качественных результатов исследования.

Выделяют несколько типов границ рынка:

продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;

временные границы,позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;

локальные границы,ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

Определение границ рынка имеет огромное значение в работе антимонопольных комитетов многих стран. В границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичностьстановится меньше определенной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности , можно получить разные масштабы отраслевого рынка.

Классификация отраслевых рынков В связи с наличием различных видов границ отраслевых рынков, совокупность рынков может быть классифицирована по различным признакам.

Классификационные признаки:

- виды деятельности его участников -(производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный).

- объекты сделок - (товарные, финансовые, недвижимости; факторов производства);

- условия функционирования -(открытые - свободный вход на рынок новых фирм; закрытые - существуют барьеры входа на рынок; стихийные;организованные,-например, биржевая торговля, аукционы;стабильные; нестабильные; продавца; покупателя);

- степень локализации сделок(территория, время); Например, По степени локализации торговых сделок отраслевые рынки бывают:

- глобальные,

- региональные,

- локальные,

- местные.

- типы взаимосвязи (вертикальные, горизонтальные);

- характер взаимодействия (конкурентный, неконкурентный)

- стадии зрелости рынков (Пионерные, растущие, зрелые, или развитые, затухающие, или сжимающиеся)

Понятие спроса, эластичности спроса.

Спрос - рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага. Закон спроса отражает обратную зависимость м.ценой и количеством спрашиваемого блага, т.е. при увеличении рыночной цены товара происходит сокращение количества покупателей, желающих и способных приобретать данный товар по новой цене.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — спрос, при котором процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение количества покупаемого товара, что общий доход производителя, продавца товара остается неизменным, или, с другой стороны, такое сокращение количества покупаемого товара в ответ на увеличение цены, что доход не изменяется. Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность— относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %. Е рd = %∆Q/ %∆P

1. Эластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в большей степени (E pd > 1).

2. Неэластичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется в меньшей степени (E pd < 1).

3. Единичный – если при изменении стоимости (цены) на 1% величина сп-са меняется тоже на 1% (E pd = 1)

Выделяют 2 крайних состояния спроса:

1. Совершенно эластичный – самое малое изменение цены приведет к изменению покупок в неограниченных масштабах.

2. Абсолютно неэластичный – никакое изменение цены продукта или услуги не приведет к изменению объема покупок.

Подходы к определению границ рынка. Классификации отраслевых рынков - student2.ru

Модель Бертрана.

Модель Бертрана носит стратегический характер, который препятствует ценовой войне конкурентов производимых один и тот же продукт. Постоянное демпингование цен (искусственное снижение цен [dumping – сброс]) – не выгодно ни одному из участников рынка. С помощью модели Бертрана доказано, что существует только одна цена, которая будет приносить максимальную прибыль каждому предприятию находящиеся в единой товарной нише.

На рисунке цены двух фирм-конкурентов приведены в виде так называемой кривой реакции. Каждая кривая указывает на лучшую цену одной фирмы при заданной цене конкурента. Например, предприятие 1 единственное, которое предлагает на своем рынке уникальный продукт. Со временем на рынок выходит предприятие 2 и объявляет ценовую войну, предлагая потребителю более низкую цену. Данная стратегия приводит к снижению цен практически до уровня себестоимости продукции. На рисунке видно, где конкурирующие фирмы постепенно снижают цены (по точкам A, B, C, D) на свой продукт до уровня пересечения кривых (точка S) на пороге себестоимости. Поэтому конкурентам нужна оптимальная стратегия. Подходы к определению границ рынка. Классификации отраслевых рынков - student2.ru Отсюда может вытекать либо сговор компаний либо ценовая война, до тех пор пака данные фирмы не будут работать себе в убыток.

Модель Курно.

Модель Курно базируется на следующих предпосылках:

1. Две фирмы производят однородный товар.

2. Фирмам известна кривая рыночного спроса.

3. Фирмы принимают решения о производстве независимо друг от друга и одновременно, при этом обе фирмы максимизируют прибыль.

4. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным.

В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем продукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена «старой» фирмы остаются прежними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Новая фирма принимает ситуацию как данность и, чтобы еще более укрепиться на рынке, вновь снижает цену на свой товар и отвоевывает новый сегмент рынка. Старая фирма мирится с возросшим объемом производства и ценой новой фирмы и снова сокращает свой объем производства и свое присутствие на рынке. Так, постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению их сил.

Бертран против Курно

Согласно модели Курно, цена в условиях дуополии ниже монопольной цены, но выше цены в условиях совершенной конкуренции. Согласно же модели Бертрана, дуополистической конкуренции достаточно для того, чтобы снизить цены до уровня предельных издержек, т.е. двух фирм хватает, чтобы установить цены на уровне совершенной конкуренции.

Если мощности и объем производства можно легко изменить, то модель Бертрана точнее воспроизводит дуополистическую конкуренцию. В противном случае, дуопо- листическую конкуренцию точнее воспроизводит модель Курно.

Подходы к определению границ рынка. Классификации отраслевых рынков

Граница отраслевого рынка позволяет определить круг фирм, производящих для него товары.Отрасль представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, попавшие в границы отраслевого рынка на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению качественных результатов исследования.

Выделяют несколько типов границ рынка:

продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;

временные границы,позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;

локальные границы,ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

Определение границ рынка имеет огромное значение в работе антимонопольных комитетов многих стран. В границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичностьстановится меньше определенной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности , можно получить разные масштабы отраслевого рынка.

Классификация отраслевых рынков В связи с наличием различных видов границ отраслевых рынков, совокупность рынков может быть классифицирована по различным признакам.

Классификационные признаки:

- виды деятельности его участников -(производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный).

- объекты сделок - (товарные, финансовые, недвижимости; факторов производства);

- условия функционирования -(открытые - свободный вход на рынок новых фирм; закрытые - существуют барьеры входа на рынок; стихийные;организованные,-например, биржевая торговля, аукционы;стабильные; нестабильные; продавца; покупателя);

- степень локализации сделок(территория, время); Например, По степени локализации торговых сделок отраслевые рынки бывают:

- глобальные,

- региональные,

- локальные,

- местные.

- типы взаимосвязи (вертикальные, горизонтальные);

- характер взаимодействия (конкурентный, неконкурентный)

- стадии зрелости рынков (Пионерные, растущие, зрелые, или развитые, затухающие, или сжимающиеся)

Наши рекомендации