Организация: понятие, жизненные циклы, стадии, виды, внешняя и внутренняя среда
Организация– систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Целевое начало возникает, т.к. люди создают их для того, чтобы с пом-ю них решать свои проблемы, получать для себя определенные рез-ты. Целевое начало орг-ции – отражение целей и интересов различных групп людей так или иначе связ-х с орг-ей, наполняющих ее внутреннюю структуру и создающих внешнее окружение. Достиж-е целей такого социального сообщ-ва возможно только в процессе в/д групп и индивидов в определенной коммуникативной сети. Внешние связи в такой сети упорядочены средами прямого (микросреда) и косвенного (макросреда) воздействия. Внутренние коммуникативные связи развиваются и реализуются в границах, определяющих место орг-ции в общ-ве. Термин «орг-ция» тесно связан с понятием «юр. лицо». В ГК РФ юр. лицо – орг-ция, кот. имеет в соб-ти в хоз. ведении или оперативном упр-ии обособленное имущ-во и отвечает по своим обяз-вам этим имущ-вом, м. приобретать и осуществлять права, нести обяз-ти, быть истцом и ответчиком в суде. Юр. лица д. иметь самостоятельный баланс или смету, юр. адрес, печать, штампы. Юр. лицами м.б. орг-ции, преследующие извлечение прибыли в кач-ве основной цели (коммерческие) или не имеющие своей целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль м/у участниками (некоммерческие).
Коммерческие м. создаваться в форме:
Хозяйственных товариществ и обществ – с уставным капиталом разделенным на доли учредителей. Все имущ-во принадлежит общ-ву на правах собственности. Хоз. тов-ва м.б. полными (уч-ки в соответствии с договором заним-ся предпринимательской деят-юот имени тов-ва и несут ответ-ть своим имущ-вом. Каждый уч-к имеет 1 голос, прибыль распредел-ся пропорционально долям уч-ков в уставном капитале) и коммандитными – тов-ва на вере (наряду с уч-ми, осуществляющими от имени тов-ва предпринимат деят-ть и отвечающими по его обяз-вам своим имущ-вом имеется коммандист, кот-ый несет риск убытков в пределах сумм вклада и не принимает участия в предпринимат. деят-ти).
ООО – уставный капитал разделен на доли, опреленные учредительными документами. Уч-ки не отвечают своим имущ-вом, риск в пределах вкладов. Число уч-ков не более 50 чел, иначе преобразование в АО или ликвидация. Высший орган – общее собрание уч-ков, также созд-ся исполнительный орган – коллегиальный или единоличный (осущ-ет текущее рук-во деят-ю, подотчетен общему собранию участников ООО).
ОДО – учрежденное одним или неск-ми лицами общ-во, уставный капитал кот. разделен на доли определенных размеров, но участники такого общ-ва несут субсидиарную ответ-ть по его обяз-вам своим имущ-вом в одинаковом для всех размере. При банкротсве одного из уч-ков его ответ-ть по обяз-вам общ-ва распредел-ся м/у остальными уч-ми пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами.
АО– уставный капитал разделен на определенное число акций. Уч-ки не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связанных с деят-ю общ-ва, в пределах стоим-ти принадлежащих им акций АО. ОАО– уч-ки м. отчуждать принадлежащие им акции без согласия др. акционеров. ЗАО – акции распредел-ся только среди учредителей или заранее опреленного круга лиц. Учредители АО заключают м/у собой дог-р, в кот. определяются порядок порядок деят-ти, размер уставного капитала, категории акций и порядок их размещений. Высший орган упр-я – общее собрание акционеров. Созд-ся наблюдательный совет в общ-ве более 50 чел-к. Исполнительный орган м.б. коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (дир-р, ген. дир-р). Он осущ-ет текущее рук-во деят-ю и подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров.
Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хоз. деят-ти. Кооператив основан на личном трудовом или ином участии его членов и объединении его членами имущественных паевых взносов. Члены несут субсидиаоную ответ-ть. Имущ-во делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль распределяется м/у членами в соответсвии с их трудовым участием. Высший орган – общее собрание членов. Каждый член имеет 1 голос. Если больше 50, то м.б. создан наблюдательный совет. Исполнит. орган – правление во главе с председателем.
Унитарное предприятие – ком. орг-я, не наделенная правом собств-ти на закрепленное за ней соб-ком имущ-во. Имущ-во не м.б. распределено м/у соб-ками (оно неделимо). Упр-е осуществляет рук-ль, назначаемый соб-ком или уполномоченным соб-ком органом.
Некоммерческие м. создаваться в форме:
Потребительского кооператива – добровольное объединение граждан и юр.л. на основании членства с целью удовлетворения матер-х и иных потреб-тей уч-ков, осуществляемое путем внесения ими паевых взносов в уставный капитал. Члены солидарно несут субсидиарную ответ-ть.
Общественные и религиозные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных материальных потреб-тей. Имеют право осуществлять предпринимат. деят-ть ради целей, для кот. они созданы.
Фонд – не имеющая членства неком. орг-ция, учрежденная гражданами или юр. л. на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворит., культур. и иные общественно-полезные цели.
Внутренняя среда орг-ции любой формы соб-ти - это взаимосвязанная совокупность 2-х основных эл-ов: субъекта и объекта упр-я. Специфичность ф-ии УП закл-ся в том, что главный объект упр-я – люди вне завис-ти от формального закрепления во внутренней структуре орг-ции. Без персонала нет орг-ции, персонал в современных усл-х – это основа основ достиж-я рыночного успеха. В отнош-х м/у современной орг-ей и персоналом все более просматриваются рыночные мотивы. Орг-я представляет сотруднику в обмен на его лояльность что-то, представляющее для него исключительную ценность (напр-р, престиж, осознанный риск достиж-я высоких матер-х и нематер-х рез-ов, возм-ть достиж-я глобальной цели привлекательной для сотрудника, комфортные усл-я для профессион. деят-ти). Наличие таких ценностных предлож-ий позволяет орг-ции формулировать стратегию формир-я персонала и упр-я им.
Жизненные циклы и фазы развития организации. Содержание и характеристика.
Жизненный цикл орг-ции вкл. 4 фазы:
1. Создание (Предпринимательская деят-ть) – орг-ция нах-ся в становлении. Группа людей принимает реш-е, каким продуктом (услугой) будет заним-ся фирма. Цели нечеткие. Нет распределения ролей, все активны. Фирма требует вливания ресурсов.
2. Рост (Коллективность) – формир-ся миссия орг-ции; необх. иметь назв-е фирмы. Распределение ролей и ответственности.
3. Зрелость (Формализация) – примерно через год после создания фирмы; уже построена структура и есть четкое распределение обяз-тей; возрастает роль рук-ва.
4. Старение (Упадок) – фирма должна расширить свой рынок; сокращение рынков сбыта, спад спроса на продукцию; необх-м найм раб-ков с эксклюзивными знаниями.
Стадии развития орг-ции:
1. Рождение. Цель орг-ции – выжить. Лидер как правило новатор, энергия концентрируется на новом. Проблема – выйти на рынок, стать известным. Организационная модель – максимизация прибыли.
2. Детство. Цель – прибыль. Концентрация на выяснении конкуренции. Проблема – существование. Метод упр-я – малая группа единомышленников.
3. Отрочество. Цель – рост орг-ции. Энергетика на завоевание рынка за счет инноваций. Проблема – доля рынка.
4. Ранняя зрелость. Цель – систематический рост. Тип лидера – участник процесса. Энергетика – на координацию действий. Проблема – быстрый рост фирмы. Метод упр-я – децентрализованный. Орг. модель – хорошее положение на рынке.
5. Расцвет сил. Цель – сбалансированный рост. Лидер – корпоративный деятель, его задача – осуществлять внеш. связи с др. корпорациями. Энергия уходит на интеграцию упр-я. Проблема – централизация, автономность. Метод упр-я – централизованный. Модель – социальная ответственность.
6. Полная зрелость. Цель – закрепление своего уникального образа на рынке. Тип Лидера – государственный деятель. Энергетика уходит на приспособление к внешним условиям рынка, эк-ке, политике. Проблема в равновесии интересов. Метод упр-я – коллегиальный. Модель – социальный институт.
7. Старение. Цель – обслуживание клиента. Лидер – администратор. Энергетика на существование. Проблема – стабильность в кач-ве застоя. Метод упр-я – традиционный. Модель – бюрократия.
8. Умирание
9. Обновление. Приходят новые люди, начинается реинжениринг. Тип Лидера – реорганизатор. Энергетика на обновление. Проблема – омоложение коллектива. Метод упр-я – состязательный.
Самые опасные периоды – детство, отрочество, т.к. фирма нарабатывает опыт конкурентных отнош-ий. Задача – не упустить успех. В это время вся работа выполняется и во внерабочее время. Рук-ль д.б. параноидный.
На уровне зрелости происходит диверсификация, хар-ся борьбой за власть. На этом этапе слабым звеном явл-ся переоценка собственных возможностей и недооценка конкурентов.
На уровне старения неэффективна система мотивации, закрытость новым идеям. Либо жесткая система обновлений, либо гибель.