Организация как объект менеджмента. Тема 2: Внутренняя и внешняя среда организации

Тема 2: Внутренняя и внешняя среда организации

1. Организация как объект менеджмента

2. Внешняя среда организации: понятие, составные элементы

3. Внутренняя среда организации

4. Интеграционные процессы в менеджменте

Организация как объект менеджмента

Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.

Организация – это сознательное объединение людей, для достижения определенных целей.

В менеджменте организация – это самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию или оказывающий услуги.

Признаки организации:

1. Наличие цели, к достижению которой стремятся члены организации

2. Совместная деятельность членов организации (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.

3. Наличие ресурсов (люди, материалы, технология и информация) которые необходимо преобразовывать для достижения целей организации.

4. Связь с внешней средой. Организации зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

5. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Разделение труда – это качественное разграничение и обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями (служит основой их дальнейшей специализации). Разделение труда может быть постадийным, соответствующим последовательным этапам превращения исходных ресурсов в конечный продукт или услугу – горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда осуществляется по уровням управленческой иерархии, т.е. между руководителями и подчиненными.

6. Обособленность, которая выражается в замкнутости внутренних процессов, наличием границ отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

7. Саморегулирование – самостоятельное решение тех или иных вопросов организационной жизни. Оно осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающих их единство.

8. Организационная культура – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и поведение людей.

Жизнедеятельность организаций протекает подчиняясь действию определенных законов:

1. закон синергии – гласит, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

2. закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Разделение дополняется объединением, специализация – универсализацией, дифференциация – интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно, существенно увеличивать организационный потенциал.

3. Сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. [Например, при раздутом штате работники слоняются без дела и мешают друг другу. в то время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. И в том и в другом случае возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

4. Закон композиции – функционирование всех без исключения элементов организации в той или иной степени подчиняются общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

5. Закон самосохранения – предполагает, что любая организация, так же как и ее элементы, стремятся сохранить себя как целое. Это требует соблюдение ряда условий: недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере организационной устойчивости (конфликтов, перестроек, изменение рангов ключевых фигур и т.д.), экономию и рациональное использование ресурсов, расширение сфер деятельности.

6. Закон информированности. Порядок в организации зависит от информированности ее членов о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

7. Закон онтогенеза – жизнь любой организации состоит из 3 основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становление, развитие и угасание. Задача руководителя максимально сократить первую фазу, продлить вторую и отсрочить наступление третьей.

Современные организации очень разнообразны и классифицируются по определенным критериям:

Классификация организаций:

1. По легитимности деятельности:

- официальные (формальные) – создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными (все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы).

- неофициальные (неформальные) – складываются стихийно и существуют как совокупность незафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели (дружеские отношения).

2. По формам собственности:

- частные

- государственные

- муниципальные

- семейные

3. По отношению к прибыли, как к главной цели деятельности:

- коммерческие - преследуют цель извлечения прибыли

- некоммерческие – преследуют другие цели

4. По организационно-правовым формам: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.

5. По принадлежности к той или иной отрасли экономики: организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

Наши рекомендации