Формирование розничной цены.

Состав розничной цены приведен на рисунке.

Производственная себестоимость единицы продукции Коммерческие расходы  
Полная себестоимость единицы продукции Прибыль производителя  
Цена производителя Акциз, НДС  
Отпускная цена Издержки и прибыль сбытовых организаций  
Оптовая цена Издержки и прибыль торговых организаций
Розничная цена

Рисунок – Состав розничной цены

Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия

1 этап. Постановка целей ценообразования:

а) определение спроса на продукцию (верхняя граница);

б) оценка издержек (нижняя граница).

2 этап. Анализ цен и товаров конкурентов

3 этап.Выработка ценовой стратегии:

а) активная (демпинговые цены, повышение качества);

б) пассивная (на уровне конкурентов);

4 этап. Выбор метода ценообразования.

5 этап. Установление окончательной цены на товар.

6 этап. Разработка системы модификации цен (система скидок и наценок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен)

7 этап. Ценовое поведение предприятия на рынке, т.е. ценовая политика.

Существует 3 основные цели ценовой политики

1.Обеспечение сбыта (выживаемость).

2.Максимизация прибыли.

3.Удержание рынка сбыта продукции (более прочное положение на рынке)

Как правило, все эти три цели одновременно стоят перед предприятием.

Стадии формирования цен

1.Стадия приобретения материально-технических ресурсов.

2.Стадия производства и реализации продукции.

3.Стадия переработки продукции.

4.Стадия торговли.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

Ценовые методы– это способы формирования цен на товары и услуги.

Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции и добавлении целевой прибыли (по полной себестоимости, по сокращенной себестоимости, рентабельности активов, обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли и др.)

Параметрические методы основаны на учете технико-экономических параметров товаров (качество продукции).

Рыночные методыценообразования основаны на взаимодействии спроса и предложения на рынке (с учетом конкуренции, с учетом ценности товара и др.).

Принципы:

1) научная обоснованность цен;

2) целевая направленность цен;

3) непрерывность процесса образования цен;

4) единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Прибылькак экономическая категория хар-етфин рез-т предпринимательской деят-ти предприятия, является показателем ее эффективности, источником средств для осуществления инвестиций, форм-е спец фондов, а также платежей в бюджет. Получ прибыли – цель деят-ти любой коммерческой орган-ии.

Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений явлосн источником финан-ния капитал. вложений, осущвоспроизводства ос ср-в, пополнения собственных об ср-в, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

ф-и: 1. Хар-ет эконом. эффект, полученный в рез-те деят-ти предприятия.2. П-ль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определятся полученной прибылью.3. П-ль является одним из источников форм-ния бюджетов разных уровней.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.

Различают П от реализации продукции, валовую П, П до налогообложения, чистую П.

Прибыль от реализации продукции – фин рез-т производственной и сбытовой деят-ти пред-я, основная или преобладающая часть балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, с другой от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, организации рекламы, сбыта, ценовой и товарной политики и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль предприятиеполучает не только от реализации продукции, (от обычных видов деятельности) но и от других (прочих) видов деятельности. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции «+» внереализационные и операционные доходы и «-» внереализационные и операционные расходы.

Операционные доходы и расходы – доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду; а также расходы, связанные с этой деятельностью и т.д.). Внереализационные доходы и расходы – затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов; курсовые разницы; активы, полученные безвозмездно и др.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчисленийв резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

Ставка налога на прибыль составляет 20% (в т.ч. в Фед. бюджет – 2%).

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

Выручка-себестоимость=валовая прибыль

Валовая прибыль-коммерч расходы- управл расходы=прибыль от реализ

               
 
Выручка
 
Себестоимость
    формирование розничной цены. - student2.ru
 
 
    формирование розничной цены. - student2.ru

формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru

Налогооблагаемая прибыль
формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru
Балансовая прибыль
формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru
Операционные и внереализационные расходы
Операционные и внереализационные доходы
Прибыль от реализации (по обычным видам деятельности)
Прочие доходы и расходы
формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru
Валовая прибыль
формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru формирование розничной цены. - student2.ru
Управленческие расходы
Коммерческие расходы
при

           
    формирование розничной цены. - student2.ru   формирование розничной цены. - student2.ru
 
  формирование розничной цены. - student2.ru

Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.

Методы планирования прибыли

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией.

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

§ собственный капитал;

§ активы предприятия;

§ единицу реализуемой продукции;

§ инвестируемый капитал.

Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль».

Распределение чистой прибыли в самом общем виде можно представить:

                                               
   
Чистая прибыль
 
    формирование розничной цены. - student2.ru   формирование розничной цены. - student2.ru   формирование розничной цены. - student2.ru   формирование розничной цены. - student2.ru   формирование розничной цены. - student2.ru
 
 
 
Фонд накопления
 
Фонд потребления
 
Резервный фонд
 
Фонд социальной сферы
 
Нераспределенная прибыль
 
Прибыль к распределению между учредителями

Подробно рассмотрим формирование фондов накопления и потребления.

Чистая прибыль
Финансовый резерв (резервный фонд)
1. Расширение производства. 2. Погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним. 3. Прирост собственных ОБС. 4. Финансирование НИОКР. 5. Строительство и эксплуатация объектов жилищного, социального, культурно-бутового и природоохранного назначения. 6. Осуществление социально-культурных мероприятий.   1. Оказание материальной помощи. 2. Вознаграждение по итогам работы за год (кроме с/х предприятий). 3. Единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий. 4. Выплата дивидендов по трудовым акциям, долевым накоплениям, вкладам. 5. Установление дополнительных трудовых и социальных льгот (сверх предусмотренных законодательством). 6. Расходы соц. характера, направленные на повышение личных доходов работников.
Средства, направляемые на производственное и социальное развитие. Фонд накопления   Средства, направляемые на потребление Фонд потребления

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Планирование – процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в рес-сах и ср-вах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осущ намеченных мероприятий.

Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственно-хозяйственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия.

Если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку с помощью него осуществляется увязка ресурсов, потенциала предприятия как с целями его развития, так и со способами их достижения. Выделяется планирование отдельных видов ресурсов(напрфин планирование) Планирование позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.

Планирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Гибкость - предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Соблюдение данного принципа требует корректировки плана при различных изменениях внутренней и внешней среды.

2. Непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года).

3. Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо.

4. Участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия.

5. Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия.

6. Комплексность предполагает взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

7. Многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

8. Итеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации).

В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Методы планирования:

1. Балансовый - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии могут составляться балансы: бухгалтерский, производственной мощности, рабочего времени, энергетический, финансовый и др.

2. Расчетно-аналитический – используется для определения показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. При помощи этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

3. Экономико-математические методы – позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров и выбрать из нескольких вариантов плана оптимальный.

4. Графоаналитический метод – дает возможность отразить результаты экономического анализа графическими средствами.

5. Программно-целевые методы – позволяют представить план в виде комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Цели достигаются конкретными исполнителями за счет выделяемых для этого ресурсов. Основой программы является генеральная цель, формирующая подцели и задачи. На основе ранжирования целей составляется граф «дерево целей», который является базой для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование.

Стратегическое планирование – видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Это организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Стратегическое планирование по сроку своего действия носит «обозримый» характер, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала.

Необходимость стратегического планирования в большей степени определяется рыночной системой хозяйствования (конкуренция и динамичное развитие НТП, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия).

Таким образом, стратегическое планирование – это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. Продолжительность планового периода, который охватывает стратег. планирование, составляет, как правило, 10-15 лет.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основ этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития на срок от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели как можно более полно отражали происходящие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом текущих тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие. Неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочным планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия.

Еще более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет, как правило,10 дней. Это, по-существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ.

Бизнес план - это подробный, четко структурированный документ, описывающий состояние предприятия (фирмы), его цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Резюме – краткое содержание бизнес плана, составляется в последнюю очередь.

1. Описание продукта (услуги). В данном разделе содержится информация о продукте (или услуге) который предприятие собирается производить: какие потребности призван удовлетворить данный продукт, какой полезный эффект можно от него получить, сем он отличается от товаров-конкурентов. Два элемента – потребительские свойства товара и цена - являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента. В этом разделе приводится характеристика основных качеств товара, его внешнего вида, может содержаться информация об упаковке, сервисном обслуживании.

2. Анализ рынка сбыта.

3. Оценка конкурентов. Определяется, кто является крупнейшим конкурентом, в каком состоянии дела: стабильны, на подъеме или идут на спад. Анализируются все остальные конкуренты. Устанавливаются отличия товара предприятия от аналогичных товаров конкурентов. Исследуются возможности появления новых конкурентов. Определяют направления, по которым наблюдается преимущество над конкурентами. Акцент делается именно на них.

4. Стратегия маркетинга.

5. План производства. Главная задача раздела – подтвердить расчетами, что фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки. Данные раздел содержит ответы на следующие вопросы: где будут производиться товары – на действующем или на вновь создаваемом предприятии; какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем; где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали; предполагается ли производственная кооперация и с кем; какое оборудование потребуется и где планируется его приобрести. Предоставляется информация о контроле за качеством выпускаемой продукции. Завершается данный раздел оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе.

6. Организационный план. Данный раздел содержит ответы на следующие вопросы: какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела; на каких условиях они будут привлекаться (на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей); условия оплаты труда и мотивации. Кроме этого, должна предоставляться организационная схема фирмы с указанием: кто, чем будет заниматься; кто и как будет осуществлять координация, контроль и взаимодействие всех работников фирмы. Если планируется ведение бизнеса с компаньоном, это указывают в данном разделе.

7. Финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточности.

Наши рекомендации