Порядок и методика выполнения курсового проекта
1.1 Организация и руководство курсовым проектом
Тематика курсовых проектов разрабатывается на кафедре и утверждается заведующим кафедрой до начала семестра, в котором предусмотрено их выполнение в соответствии с учебными планами.
Студент вправе выбрать тему курсового проекта из числа утвержденных на кафедре или самостоятельно предложить свою тему с обоснованием ее целесообразности.
Руководство курсовым проектом начинается с выдачи задания. Задание на курсовой проект выдает студенту руководитель. В задании четко формулируются исходные данные для выполнения расчетов, устанавливаются объем и содержание основных разделов, указываются конкретные сроки выполнения этапов работы над курсовым проектом. Задание подписывается руководителем курсового проекта и студентом, датируется днем выдачи и утверждается заведующим кафедрой(Приложение Б).
Задание по курсовому проекту выдается студенту:
- очной формы получения высшего образования в первые две недели после начала семестра, в котором учебными планами он предусмотрен;
- заочной формы получения высшего образования на лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии, предшествующей семестру, в котором учебными планами он предусмотрен.
При выдаче задания руководитель курсового проекта доводит до сведения студентов график выполнения курсового проекта с указанием сроков выполнения основных этапов и представления законченной работы.
Руководство курсовым проектом поручается, как правило, наиболее квалифицированным преподавателям кафедры, имеющим научную квалификацию и обладающим методическим опытом или опытом производственной, научно-исследовательской деятельности.
Руководитель курсового проектирования обязан:
- разработать задание студенту на выполнение курсового проекта;
- составить график выполнения студентом курсового проекта;
- консультировать студента по всем вопросам, связанным с выполнением курсового проекта;
- контролировать ход курсового проектирования студентом;
- оценивать выполнение студентом каждого этапа (в процентах) курсового проекта;
- оказывать помощь студенту в подборе необходимой литературы и др.
Консультации по курсовому проекту для студентов дневной формы обучения организуются еженедельно в соответствии с графиком консультаций, утвержденным заведующим кафедрой. Посещение данных консультаций для студентов является обязательным. На консультациях руководитель проверяет состояние выполнения курсового проекта, анализирует типовые ошибки, оказывает помощь студентам в нахождении рациональных путей их устранения. По мере необходимости преподаватель организует индивидуальные консультации студентов в соответствии с графиком, который определяет самостоятельно с учетом расписания занятий студентов, и доводит его до сведения студентов.
Студент обязан после каждого этапа выполнения курсового проекта представлять руководителю выполненные расчеты, решения и другие материалы на проверку. По решению декана заведующий кафедрой представляет в деканат информацию о ходе выполнения курсового проекта. Законченный курсовой проект, подписанный студентом, представляется руководителю в срок, установленный графиком выполнения. Выполненный курсовой проект может быть сдан на проверку руководителю до срока, указанного в графике.
Руководитель проверяет полноту представленных материалов, соответствие их заданию, определяет готовность проекта. Проверка курсовых проектов проводится в течение не более 10 календарных дней.
В случае несоответствия курсового проекта предъявляемым требованиям либо необходимости внесения исправлений студенту устанавливается дополнительный срок (с конкретным указанием требуемых исправлений на обороте титульной страницы).
После внесения исправлений и доработки курсового проекта студент повторно представляет руководителю курсовой проект для проверки и защиты, но не позднее, чем за три дня до срока защиты. Устранение недостатков, отмеченных руководителем, контролируется комиссией в процессе защиты.
Решение о допуске к защите курсового проекта оформляется на ее титульном листе надписью «Допущен к защите» и подписью научного руководителя.
Структура курсового проекта
Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно на материалах конкретных субъектов хозяйственной деятельности (сельскохозяйственных организаций, перерабатывающих предприятий, предприятий агросервисного обслуживания и др.) с обязательным использованием и обработкой бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности не менее чем за 3 последних года. Курсовой проект выполняется на основе изучения современной экономической, правовой, агротехнической и другой необходимой литературы.
Курсовой проект должна включать в себя следующие структурные части:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть (разбитая на главы и параграфы);
- заключение;
- список использованных источников;
- графическую часть;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист является первой страницей проекта и оформляется в соответствии с приложением А. Страница титульного листа включается в общую нумерацию страниц проекта. Исчисление страниц начинается с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Задание на выполнение курсового проекта оформляется на типовом бланке, выдается преподавателем и собственноручно, подписывается студентом (Приложение Б).Номер страницы на задании не ставится и не включается в общую нумерацию страниц.
Содержание включает перечисление всех заголовков проекта: введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок (приложение В). Содержание оформляется на отдельном листе и учитывается при нумерации страниц курсового проекта. Слово "Содержание" записывается в виде заголовка по центру строки прописными буквами.
Введение— вступительная, начальная часть курсового проекта. В нем дается общая оценка состояния изучаемой отрасли, раскрывается актуальность разрабатываемой темы, определяются цель и задачи курсового проекта, указываются использованные методы экономических исследований, объект исследования и материалы, на основании которых выполнялась курсовой проект.
Основная часть курсового проекта содержит, как правило, три главы (раздела), каждая из которых включает не менее двух подразделов. В подразделах могут быть выделены пункты.
Первая глава (раздел) является теоретической и, по сути, есть не что иное, как обзор литературы по избранной теме. На основе изучения учебной, научной, методической литературы отечественных и зарубежных авторов, анализа нормативных и законодательных актов Республики Беларусь рассматриваются теоретические аспекты изучаемой темы. Приводятся мнения различных авторов по вопросам экономической оценки и подходов к решению проблем по теме исследования. В данной главе приводятся цифровые данные (характеризующие тему исследования) по Республике Беларусь, сравнивается их уровень с аналогичными данными стран ближнего и дальнего зарубежья.
В данной главе важно увязать теоретическую часть курсового проекта с последующей аналитической частью.
При написании первой главы необходимо основное внимание уделить экономическому аспекту изучаемой темы. Нецелесообразно подробно описывать технологию производства и вдаваться в глубокий исторический экскурс по проблемам изучаемой темы.
Теоретический материал должен содержать ссылки на источники использованной литературы.
Вторая глава является аналитической частью курсового проекта. Она должна состоять не менее чем из трех подразделов.
В первом подразделе дается характеристика объекта исследования. В нем рассматриваются общие сведения о сельскохозяйственной организации, состав и структура землепользования, наличие и эффективность использования трудовых ресурсов, структура и эффективность использования основных фондов, показатели эффективности использования оборотных средств, анализируется специализация, дается экономическая оценка эффективности отрасли растениеводства и животноводства, а также общие производственно-экономические показатели и финансовые результаты проекта организации в целом.
Во втором подразделе, на примере конкретной сельскохозяйственной организации, освещается современное состояние рассматриваемой проблемы, на фактическом материале проводится оценка экономической эффективности.
Экономическую оценку необходимо проводить в динамике (не менее чем за 3 последних года), сравнивать производственные показатели изучаемого объекта с показателями передовых сельскохозяйственных организаций, средними данными района, области и республики. Анализ должен быть целенаправленным и конкретным. Не следует подменять аргументированные доказательства и выводы простой перепиской данных годового отчета без дополнительной их обработки.
Излагая данную главу, студент обрабатывает цифровой и аналитический материал и рассчитывает необходимые экономические показатели. На их основе составляются таблицы, которые должны быть простыми для понимания и правильно отражать содержание изучаемого вопроса. В данной главе (как и во всей работе) также приветствуется использование графиков, диаграмм, схем. Все таблицы, графики и рисунки должны иметь номер и название. Таблицы, графики и рисунки следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые или отдельно на следующей странице. При этом текст должен полностью или частично предшествовать таблицам и рисункам со ссылкой на них.
Третья глава (конструктивная часть курсового проекта по глубине изложения вопросов должна быть центральной. Она посвящается разработке и обоснованию студентом своих предложений по увеличению производства продукции, эффективному использованию ресурсов, улучшению качества, сокращению потерь продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда и т. д. Целесообразность и реальность рекомендуемых мероприятий должны быть подкреплены соответствующими расчетами или фактическими данными. В данной главе лучше привести одно – два конкретных предложения по решению изучаемой проблемы и сделать их обоснование экономическими расчетами, чем перечислить все возможные пути решения проблемы без подтверждения их конкретным цифровым материалом.
В связи с большим разнообразием тематики и объектов исследования этот раздел курсового проекта будет более других разделов индивидуальным как по содержанию, так и по форме изложения материала.
Структуру этой главы студент определяет самостоятельно, но учитывает тот факт, что в данной главе должны содержаться пути совершенствования исследуемой проблемы, резервы повышения эффективности, а также предложения и мероприятия по улучшению ситуации на анализируемом предприятии.
Дополнительные темы выбираются студентом при наличии достаточного цифрового материала для проведения полноценного исследования по теме проекта.
Заключение является логическим завершением курсового проекта. Оно должно быть конкретным и вытекать из результатов проведенного экономического исследования. В данном разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Другими словами, заключение является кратким резюме вышеизложенных разделов. Пишутся выводы и предложения тезисно (по пунктам).
Список использованных источников должен включать полный перечень библиографических источников, которые студент использовал на всех этапах выполнения курсового проекта. В ходе написания курсового проекта необходимо использовать современную литературу: книги и монографии не более 5–7-летней давности издания по отношению ко времени написания курсового проекта; журнальные статьи — не более 3–5-летней давности. Использование литературы более позднего года издания допускается, если требуется анализ изменения каких-либо понятий во времени или рассматриваемая тема длительное время никем не исследовалась.
В списке использованных источников сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами. Список использованных источников дипломника формируются в порядке появления ссылок в тексте курсового проекта, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.
Сведения об источниках печатают с абзацного отступа. В списке использованных источников после номера ставят точку. Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению Е.
Графическая часть должна содержать разработанные варианты организационно-технологических схем,рациональные производственные и организационные структуры, технологические карты, логические схемы, математические и организационные модели, графики рассматриваемых технологических и производственных процессов,планировку объекта проектирования в соответствии с заданием, основные технико-экономические показатели проекта. На планировке должны быть показаны размеры производственных помещений, условные обозначения расположения оборудования и рабочих мест, монтажно-установочные размеры, условные обозначения точек подвода коммуникаций (электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и т.п.) в соответствии с требованиями стандартов и строительных норм и правил (СНиП).
Графическая часть может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами и другими результатами творческой деятельности студентов в зависимости от темы проекта и выполняется в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и
Единой системы технологической документации (ЕСТД).
Приложения содержат вспомогательный и дополнительный материал, который использован при выполнении работы, включение которых в текст основной части работы приведет к ее загромождению и затруднению понимания содержания. Также в приложение выносятся промежуточные расчеты, таблицы исходных данных, инструкции и положения, формы статистической и финансовой отчетности, алгоритмы или тексты программ, справочные и другие материалы. По форме приложения могут представляться в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм и т. п.).
Объем курсового проекта составляет 30–40 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.
1.3 Защита курсового проекта
Защита курсового проекта проводится до начала зачетно-экзаменационной сессии в соответствии с графиком, утвержденным на кафедре.
Защита курсового проекта производится публично перед комиссией, в состав которой входит не менее двух человек. На защите возможно присутствие студентов группы (потока). Комиссия назначается заведующим кафедрой. В состав комиссии входит руководитель курсового проекта и преподаватели кафедры.
Защита состоит в коротком (5–10 минут) докладе студента по выполненной работе и в ответах на вопросы преподавателей. Студент должен дать четкие объяснения по существу проекта. Доклад может сопровождаться презентацией, разработанной студентом.
Результаты защиты оцениваются комиссией по десятибалльной шкале. При принятии решения об оценке должны учитываться: полнота материала, представленного в разделах, оригинальность принятых решений, качество доклада, ясность ответов на вопросы, соблюдение требований стандартов к графическим и текстовым документам. Комиссия принимает решение большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя. При положительном результате защиты, отметка заносится в ведомость за подписью членов комиссии и в зачетную книжку за подписью руководителя курсового проекта, а также проставляется на титульном листе курсового проекта. Полное название курсового проекта вносится в зачетную книжку студента и в выписку к диплому.
Студенту, получившему неудовлетворительную отметку при защите курсового проекта, по решению декана может быть разрешена одна повторная защита этого же курсового проекта. Комиссия для защиты (не менее 3-х человек) назначается деканом факультета. Решение комиссии является окончательным.
2. Требования к оформлению курсового проекта
Набор текста курсового проекта осуществляется с использованием текстового редактора Word. При этом рекомендуется использовать шрифты типа Times New Roman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов, количество текстовых строк на странице — 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм. Абзацный отступ – 1,25 мм.
Обязательно необходимо установить автоматические переносы: Сервис / Язык / Расстановка переносов / Автоматическая расстановка переносов / Ширина зоны переноса слов — 7 мм / Макс. число последовательных переносов — 2 / ОК.
Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста курсового проекта. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и другое.
Текст основной части курсового проекта делят на главы (разделы) и подразделы.
Заголовки структурных частей курсового проекта«Содержание», «Введение», «Глава» «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печатают в середине строк, используя полужирный шрифт с размером 15 пунктов.
Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главыполужирным шрифтом размером 15 пунктов, выравнивание — по центру текста.
Пример оформления заголовков структурных частей
Глава 2
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом размером 15 пунктов, выравнивание — по ширине текста.
Пример оформления заголовка раздела
1.1 Сущность и значение оценки финансового состояния организации
В конце заголовков глав, разделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками).
Расстояние между заголовком и текстом должно составлять 2 межстрочных интервала (36 пунктов). Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1,5 межстрочных интервала (27 пунктов). Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует должно составлять 3 межстрочных интервала (54 пункта).
Каждую главу курсового проекта следует начинать с нового листа. Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей курсового проекта является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
Нумерация глав, разделов, рисунков, таблиц, формул, уравнений дается арабскими цифрами без знака «№».
Номер главы ставят после слова «Глава». Разделы «Содержание», «Перечень условных обозначений», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» не имеют номеров.
Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы).
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, диаграммы, графики, карты и другое) и таблицы служат для наглядного представления в курсовой работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
Иллюстрации и таблицы следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсового проекта или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, их размещают на листе формата А3 и учитывают как одну страницу.
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсового проекта. Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой. Например: «рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах курсового проекта приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах курсового проекта в целом, например: «рисунок 1», «таблица 3».
Иллюстрации должны быть выполнены с помощью компьютерной техники либо чернилами, тушью или пастой черного цвета на белой непрозрачной бумаге. Качество иллюстраций должно обеспечивать возможность их четкого копирования. Допускается использовать в качестве иллюстраций распечатки с приборов, а также иллюстрации в цветном исполнении.
Иллюстрации, как правило, имеют наименование располагаемые по центру страницы. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки — слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования. Точку в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок» и его номер полужирным 12 шрифтом, пояснительные данные к нему 14нежирным шрифтом. Пример оформления рисунка представлен в приложении Г.
Цифровой материал курсового проекта оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Пример оформления таблицы представлен в Приложении Д.
При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следующими правилами:
- допускается применять в таблице шрифт на 1–2 пункта меньший, чем в тексте курсового проекта;
- не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;
- таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующий лист. При переносе части таблицы на другой лист ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Если в курсовой работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;
- если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то его заменяют словами «То же» при первом повторении, а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических, физических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк;
- заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение. Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту дипломной работы;
- заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф параллельно графам таблицы;
- в случае прерывания таблицы и переноса ее части на следующую страницу в конце первой части таблицы нижняя, ограничивающая ее черта, не проводится.
Формулы и уравнения в курсовой работе(проекте) (если их более одной) нумеруют в пределах главы. Номер формулы (уравнения) состоит из номера главы и порядкового номера формулы (уравнения) в главе, разделенных точкой. Номера формул (уравнений) пишут в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы (уравнения), например: «(3.1)» — первая формула третьей главы.
При оформлении формул и уравнений необходимо соблюдать следующие правила:
- формулы и уравнения следует набирать только в Редакторе формул;
- формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строке;
- если формула или уравнение не умещаются в одну строку, они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х) и деления (:). При этом повторяют знак в начале следующей строки;
- ссылки на формулы по тексту курсового проекта дают в скобках;
- пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой или уравнением в той же последовательности, в какой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия.
Пример оформления формулы.
Расчет коэффициента восстановления платежеспособности [23, с. 214]:
, (3.1)
гдеkв.пл— коэффициент восстановления платежеспособности;
kт.л.1 и kт.л.2 — значение коэффициентов текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода;
kт.л.н — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
Т — отчетный период, месяцев.
Ссылки на источники в тексте курсового проекта осуществляются путем приведения номера в соответствии с библиографическим списком. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки.
Использование пробелов. Пробелы употребляются для разделения слов, сочетаний слов и символов, при употреблении тире и в других аналогичных случаях. В ряде сочетаний применяется так называемый неразрывный пробел. Он ставится нажатием клавиш Ctrl+Shift+пробел. Это используется для предотвращения переноса этих сочетаний в конце строки (например, А. И. Иванов, 20 кг, 2009 г. и др.). Между инициалами и фамилией также ставится неразрывный пробел для исключения разрыва их при переносе.
Неразрывный пробел ставится при написании числа и последующих единиц измерения, например: 200 млн руб., 1000 у. е., 95 %; написании типа и названия населенного пункта, например: г. Минск; при написании аббревиатуры организационно-правовой формы и названия организации,и названия организации, например, ОАО «Рассвет».
Использование сокращений и условных обозначений. При использовании сокращений, условных обозначений и единиц измерения физических величин, необходимо руководствоваться следующим правилом: в конце сокращения слова ставится точка, например: тыс., руб. и т. д., но точка не ставится в конце условного обозначения, например: млн, млрд, кг и т. д. Для обозначения временного интервала используется обозначение гг., например: в 2006–2009 гг.
Для обозначения иностранной валюты целесообразно использование терминов у. е. (условная единица), а не доллар США, евро и др.
При использовании единиц измерения физических величин необходимо руководствоваться международной системой единиц.
Обозначение единиц измерения необходимо отделять от текста запятой, например: «…прибыль предприятия, млн руб.»; «…показатель К2, отн. ед.» и т. д.
Числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности – словами, например «масса… равна 200 кг», «Уменьшить себестоимость… в два раза» и т. д.
Избавление от висячих строк в тексте. К висячим строкам относятся строки, в которых меньше 10 символов. Для избавления от них необходимо уплотнить текст всего или части абзаца, расположенного перед висячей строкой следующими действиями: выделяем эту часть текста, выбираем команды Шрифт / Интервал / Уплотненный / Выбираем значения уплотнения (не больше 0,5 пт).
Использование кавычек. При использовании в тексте кавычек, рекомендуется применение одинаковых унифицированных символов по всей работе. Например: использовать "…" или «…», но не "…" и «…».
3.Рекомендуемая тематика и содержание курсового проекта