Изменение спроса. Факторы, определяющие спрос.
Изменение объема спроса следует отличать от изменения функции спроса в целом.
Если меняется цена данного товара при прочих неизменных условиях, то изменяется объем спроса. Сам спрос остается неизменным.
Когда изменяется любой другой фактор, за исключением цены данного товара, тогда меняется функция спроса в целом. Изменение функции спроса означает, что новым становится уже сам спрос. Т.е. потребители готовы купить иное количество данного товара по каждой из предложенных на рынке цене.
Покажем изменение спроса на графике.
D1‹D‹D2
Рост спроса вызовет сдвиг первоначальной линии спроса вправо, вверх. В то время как падение спроса означает сдвиг влево, вниз.
Изменение спроса под влиянием любого фактора, определяющего функцию спроса, за исключением цены, приводит к сдвигу первоначальной линии спроса.
Влияние неценовых факторов на изменение спроса
Неценовые детерминанты спроса.
Ø Изменение вкусов потребителей (происходящее, как правило, при появлении более совершенных или более модных товаров).
Ø Количество потребителей. При увеличении количества потребителей спрос на продукт возрастает. При снижении падает.
Пример.
При большой рождаемости увеличивается спрос на товары для детей.
Ø Изменение доходов потребителей.
При увеличении дохода потребителя спрос на товары растет, это относится, к так называемым, нормальным товарам или товарам высшей категории. Те же товары, спрос на которые падает при увеличении дохода потребителя, называются товарами низшей категории или товарами Гиффина.
Ø Спрос на сопряженные товары.
Сопряженные товары бывают двух видов:
1. Товары-субституты (заимозаменяемые) (чай и кофе).
2.Комплементарные товары (взаимодополняемые) (телефон и зарядка).
При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой товар увеличивается.
Р Чай Pñ Р D D’КофеDñ
D(масло) (маргарин)
Р2 В Р1
Р1 А
D
D’
D
Q Q
Q2 Q1 Q1 Q2
При уменьшении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой товар тоже уменьшается.
Р Р D’ D
D Чай PòКофеDò
Р1 Р1
Р2
D D
D’
Q Q
Q1 Q2 Q2 Q1
При увеличении цены на один из взаимодополняющих товаров прос на другой товар падает.
РПылесосPñ Р D’ DМешки для мусора Dò
D
Р2 В Р1
Р1 А
D
D
D’
Q Q
Q2 Q1 Q2 Q1
При снижении цены на один из взаимодополняющих товаров спрос на другой товар растет.
P Р D’ D
D ПылесрсPò
Мешки для мусораDñ
Р1 Р1
Р2
D
D
D’
Q
Q1 Q2 Q1 Q2
Ø Изменения в ожидании потребителей.
P D D’ Сахар. P D’ D Телевизоры.
Р1 Р1
D’ D
D D’
Q Q
Q1 Q2 Q1 Q2
В ожидании повышения цен спрос на какой-либо товар увеличивается, в ожидании снижения цен- снижается.
Таблица. Неценовые факторы изменения спроса.
Причины сдвига | Изменение спроса | Направления сдвига |
Рост цены на товар-субститут | увеличился | |
Снижение цены на товар-субститут | сократился | |
Рост цены на комплементарный товар | сократился | |
Снижение цены на комплементарный товар | увеличился | |
Рост дохода (товар нормальный ) | увеличился | |
Рост дохода (товар низший) | сократился | |
Снижение дохода (товар нормальный) | сократил ся | |
Снижение дохода (товар низший) | увеличился | |
Ожидания роста цен | увеличился |
Подведем итоги.
Закон спроса описывает обратно пропорциональную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой при прочих неизменных условиях. На графике изменение объема спроса вследствие изменения цены показывается движением от одной точки, находящейся на кривой спроса, к другой.