Институционально-социологическое направление

(Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен) — школа экономического анализа, представители которой в разное время предлагали осуществлять планирова­ние рыночного хозяйства (У. Митчелл); провести национализа­цию крупных корпораций и расширить государственный сек­тор в экономике, создать систему национального планирования (Дж. Гэлбрейт); разработали теорию прав собственности (Р. Коуз), теорию экономической организации (Р. Коуз, О. Уилъ-нмсон); теорию общественного выбора (Дж. Бьюкенен).

Значительный вклад в развитие экономической науки внесли российские и советские экономисты. Имеют мировую известность:

· Е.Е. Слуцкий (1880-1948) – основоположник современной математической теории потребления.

· Н.Д. Канторович (1912-1986) – лауреат Нобелевской премии за разработку теории оптимального использования ресурсов (1975). Эта теория была положена как основа линейного программирования.

Лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1973 г. стал В.В. Леонтьев (1906-1999), в 1931 г. уехавший в США. Оба лауреата – выпускники Ленинградского университета.

Тема 2. Cущность, структура функционирования рынка

Экономическая система – это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

1. По форме собственности на средства производства;

2. По способу координации и управления экономической деятельностью.

На основе этих признаков различают следующие основные модели экономических систем: традиционная экономика; командная или тоталитарная экономика; рыночная экономика; смешанная экономика

Сущность и функции рынка

Условия возникновения рынка:

ü общественное разделение труда и специализация;

ü экономическая обособленность товаропроизводителей, свобода предпринимательства;

ü разрешение проблемы трансакционных издержек - затрат, связанных с передачей прав собственности (получение лицензии, поиск информации, ведение переговоров по измерению свойств товаров, защита правового режима с помощью юридической системы, потери за счет ошибочного поведения на рынке). Если эти расходы выше предполагаемого дохода, рынок не будет создан.

Рынок

в узком смысле слова - как сфера обмена, сбыта, купли-продажи товаров. в широком смысле слова представляет собой систему экономических отношений купли-продажи товаров и услуг, охватывающая их производство, распределение, обмен и потребление

Суть рыночных отношений состоит в возмещении затрат продавцов (производителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению спроса покупателей на основе свободного соглашения, возмездности, эквивалентности, конкурентности.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его функциях.

Ø Регулирующая функция – это воздействие на все сферы экономики, обеспечение согласования между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением по цене, объему и структуре, пропорциональности всех сфер национальной экономики. В современных условиях - сочетание саморегулирования и государственного регулирования.

Ø Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, снижению издержек, интенсификации производства. Банкротство тех, кто не стремится к этому (санация).

Ø Ценообразующая функция– это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов на основе затрат и полезности благ.

Ø Посредническая функция обеспечивает встречу производителей и потребителей с целью обмена товарами и услугами на основе выбора.

Ø Информационная функция дает участникам рынка через цены, процентные ставки информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

• эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

• гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

• оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

• свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

• не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

• не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

• игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

• не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

• не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение.

Структура рынка

Структура рынка может быть определена по разным критериям (показателям):

· по объектам обмена (рынок товаров и услуг (благ), рынок средств производства, потребительский рынок, рынок труда, рынок инвестиций, денежный рынок, рынок ценных бумаг и др.);

· по субъектам (покупателей, продавцов, государственных учреждений);

· по объему (местный, региональный, национальный, мировой);

· по степени ограниченности конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции);

· по организации рыночного обмена (оптовый рынок, розничный рынок, экспортный рынок, импортный рынок);

· по формам собственности (частный рынок, корпоративный рынок, государственный рынок);

· по уровню насыщенности (избыточный рынок, равновесный рынок, дефицитный рынок);

· по соблюдению законности (легальный рынок, нелегальный рынок).

Основными субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, фирмы и государство.

Ø Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или несколько лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Ø Фирма – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

Ø Государство – представлено учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Кроме структуры рынок имеет также свою инфраструктуру.

Инфраструктура – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на данный момент экономических условий функционирования рынка (соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей, состояние товарных запасов и т.д.).

Наши рекомендации