Потребительский спрос понятие, изменение спроса, неценовые факторы спроса

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупа-телей. Готовность потребителя к покупке определяется его желанием при-обрести товар и платежеспособностью. Величина спроса должна иметь

определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Таким образом, спрос (D) – это желание и возможность покупателей при-обрести определенное количество товара по определенной цене в опреде-ленный момент времени.

Индивидуальный спрос –это спрос,предъявляемый на товар отдель-ным потребителем. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями, функционирующими на рынке данного товара.

Объем спроса (QD) –это количество товара,которое потребители хотят

и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса (PD) – это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данный товар.

Существует несколько способов представления спроса:

1) табличный способ. Таблица показывает то количество товара,накоторое будет предъявлен спрос при разных уровнях цены;

2) графический способ.График спроса(рис. 4.1)показывает количе-ство товара, которое потребители готовы и хотят купить по некоторым ценам. Размещение цены на вертикальной оси, а объема спроса на гори-зонтальной оси координат является традицией экономистов;

3) аналитический способ. Функция спроса характеризует зависи-

мость величины спроса от различных факторов. Важнейшим из этих фак-торов является цена товара.

Функция спроса может быть представлена следующим образом:

где QD – объем спроса на товар, шт.; Р – цена данного товара, ден. ед.

P D

Потребительский спрос понятие, изменение спроса, неценовые факторы спроса - student2.ru

P1      
P2      
QD2 QD  
QD1  

Рис. 4.1. Кривая спроса

Обратная зависимость объема спроса от цены товара называется законом спроса,который гласит,что при прочих равных условиях (неиз-менности всех прочих параметров) снижение цены, как правило, ведет к возрастанию величины спроса и наоборот.

Действие закона спроса может быть объяснено несколькими причи-нами: эффектом дохода, эффектом замещения, убывающей предельной полезностью.

Эффект дохода указывает на то,что при более низкой цене человекможет позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе

в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Снижение цены про-дукта увеличивает покупательную способность неизменного денежного дохода потребителя.

Эффект замещения выражается в том,что при более низкой цене наданный товар и неизменности цен на другие товары у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже.

Принцип убывающей предельной полезности предполагает уменьше-

ние удовлетворения, которое получает потребитель от потребления после-дующих частей какого-либо блага, поэтому рациональный потребитель соглашается увеличить покупки блага только при снижении его цены.

Закон спроса имеет свои исключения. Такие явления экономисты называют «парадоксами» закона спроса или случаями нетипичного пове-дения спроса. К этим «парадоксам» традиционно относят эффект Гиффена и эффект Веблена. Эффект Гиффена заключается в том, что при увеличе-нии цены на товары низкого качества, которые занимают большое место в бюджете малоимущих потребителей, объем спроса на данные товары при прочих равных условиях также растет. Эффект Веблена – феномен «демонстративного потребления» – заключается в увеличении потреби-тельского спроса на товар в связи с тем, что данный товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Такое потребление называется пре-стижным, когда товар используется не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление.

На желание и готовность потребителей приобретать товар оказывает влияние не только цена данного товара, но и ряд других факторов, которые принято называть неценовыми. Тогда спрос можно представить как функ-цию от разных факторов:

где QD – величина спроса; Р – цена данного товара; V – доходы потребите-лей; Z – потребительские предпочтения; Р1 – цены на товары-субституты; Р2–цены на комплементарные товары; В –другие факторы.

Следует различать изменение спроса и изменение объема спроса. Изменение объема спроса происходит под влиянием изменения цены

данного товара. В этом случае потребители приобретают другое количе-ство товара только потому, что цена товара изменилась. Графически это выражается в перемещении из одной точки кривой спроса в другую точку (рис. 4.2).


a) Р б) Р  
A C  
   
B A  
D  
D  
   
QD QD  

Потребительский спрос понятие, изменение спроса, неценовые факторы спроса - student2.ru

Рис. 4.2. Изменение объема спроса:

а – увеличение объема спроса; б – уменьшение объема спроса

Изменение спроса (рис. 4.3)происходит под влиянием неценовыхфакторов: кривая спроса сдвигается влево (при уменьшении спроса) или вправо (при увеличении спроса). На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы:

1) потребительские предпочтения.Причиной изменения потреби-

тельских вкусов может явиться реклама, изменение моды, выпуск более качественной продукции и т.д.;

2) доходы потребителей. Рост потребительских доходов обуслов-

ливает увеличение спроса на Р        
товары хорошего качества,     Увеличе-  
вызывает снижение спроса на     ние спроса  
товары низкого качества, и          
наоборот;            
3) ожидания потреби- Уменьшение D3 D1 D2  
телей.Ожидания относительно спроса        
       
изменения доходов, цен могут       QD  
повлечь изменение спроса на        
те или иные товары.   Рис. 4.3. Изменение спроса    

Потребительский спрос понятие, изменение спроса, неценовые факторы спроса - student2.ru

4) количество потреби-

телей на рынке.При прочих равных условиях увеличение числа покупате-лей данного товара ведет к росту спроса на товар, и наоборот;

5) цены на сопряженные товары.

В зависимости от отношения друг к другу товары можно разделить на три группы:

· товары-субституты – товары, которые могут замещать друг друга

в потреблении (например, чай и кофе, карандаш и фломастер);

· комплементарные товары – товары, которые дополняют друг друга (например, автомобиль и бензин, компьютер и программное обеспе-чение);

· независимые (нейтральные) товары.

Если товары являются субститутами, то изменение цены на один из этих товаров ведет к однонаправленному изменению спроса на другой товар. Если товары являются комплементарными, то изменение цены на один товар влечет за собой противоположное изменение спроса на другой товар.

10 исследование зависимости спроса от дохода. Кривые доход-потребление и кривые энгеля. Нормальные и низшие товары

Функции спроса потребителя представляют оптимальные количества каждого из товаров как функцию цен и дохода, заданных потребителю. Запишем функции спроса в виде

х1 = х1 (p1, p2, m),

x2 = x2 (p1, p2, m).

Левая часть каждого уравнения показывает количество (величину) спроса. Правые части —функции, связывающие это количество с ценами и доходом.

В данной главе мы исследуем, как изменяется спрос на товар по мере изменения цен и дохода. Изучение реакции потребительского выбора на изменения в экономической среде известно как сравнительная статика, впервые описанная нами в гл. 1. "Сравнительная" означает, что мы хотим сравнить две ситуации: до и после изменений в экономической среде, "статика" — что нас не интересуют никакие процессы установления равновесия, которые могли бы быть связаны с переходом от одного потребительского выбора к другому; мы будем, напротив, исследовать лишь выбор в положении равновесия.

В случае с потребителем в нашей модели имеются только два фактора, оказывающих воздействие на оптимальный выбор: цены и доход. Поэтому круг вопросов, относящихся в теории поведения потребителя к сравнительной статике, включает исследование изменений в спросе при изменениях цен и дохода.

Наши рекомендации