Анализ затрат на производство продукции и ее себестоимости
Контрольные вопросы
1. Раскрыть цель, задачи, информационную базу анализа затрат.
Задачами исследования анализа затрат на производство являются:
· оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
· оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,
· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых,
· оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,
· выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.
Основными источниками информации для проведения анализа затрат на производство и стоимости реализованной продукции являются статистическая отчетность – форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
2. Привести классификацию затрат, используемую для целей экономического анализа.
По экономическому содержанию затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
Для затрат, включаемых в себестоимость товаров, установлен единый для всех организаций перечень однородных затрат по экономическим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
3. Охарактеризовать значение деления затрат на постоянные и переменные для целей управления производственной деятельностью.
Большое значение в выборе системы учета и калькулирования имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату производственных рабочих и др.
К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные затраты, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости товаров, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу товара. Переменные же затраты возрастают в прямой зависимости от роста производства товаров, но рассчитанные на единицу товаров представляют собой постоянную величину. Экономия по данным затратам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемого товара. Исключая выше сказанное, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации.
4. Перечислить элементы затрат и раскрыть их экономическое содержание.
Экономическим элементом называется первичный, однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разделить на составные части.
В анализе принято выделять следующие экономические элементы:
1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов):
- затраты на сырье;
- на запасные части для ремонта;
- комплектующие изделия;
- затраты на топливо и энергию со стороны;
- услуги сторонних организаций производственного характера;
2. Затраты на оплату труда, включая выплаты работникам организации в денежной и натуральной форме; стимулирующие доплаты и надбавки; компенсирующие выплаты; премии и единовременные поощрительные выплаты, а также затраты, связанные с содержанием работника, предусмотренные контрактом.
3. Отчисления на социальные нужды (в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования).
4. Амортизация основных средств.
5. Прочие затраты.
5. Охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на величину затрат на 1 руб. продукции.
Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов:
1. изменение структуры ассортимента продукции. Уровень затрат не одинаков по отдельным видам продукции, поэтому изменение удельного веса отдельных наименований в общем объеме приводит к изменению затрат на рубль продукции в целом по предприятию;
2. изменение уровня себестоимости. Уменьшение затрат на рубль продукции при соблюдении режима экономии приводит к снижению себестоимости, и наоборот;
3. изменение цен на сырье и материалы. Если цены растут, то увеличиваются и затраты;
4. изменение отпускных цен на продукцию. Влияние вышеперечисленных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным об издержках на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске товарной продукции.
6. Раскрыть экономическое содержание и методику расчета маржинального дохода, точки безубыточности и запаса финансовой прочности.
Маржинальный доход (МД) – это превышение выручки от продаж над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками. Существует два способа определения маржинального дохода:
1) МД = Выручка от реализации – Переменные затраты;
2) МД = Постоянные затраты + Прибыль организации.
Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.
Под средней величиной МД понимают разницу между ценой продукции и переменными затратами на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:
Средний МД = Цена - Переменные затраты на единицу.
Нормой маржинального дохода называется доля величины МД в выручке от реализации:
Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации.
Под точкой безубыточности (критической точкой) понимается та точка объема продаж, в которой издержки равны выручке от реализации всей продукции, а прибыль, соответственно, - нулю.
Точка безубыточности = Постоянные издержки / Норма маржинального дохода
Запас финансовой прочности – показатель финансовой устойчивости фирмы, разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем продаж, чтобы предприятию удалось избежать убытка или насколько далеко предприятие от точки безубыточности. Другими словами, расчет запаса финансовой прочности позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности.
Запас финансовой прочности рассчитывается как отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.
ЗПд = (B - ТБд)/B * 100%
где: В – выручка от продаж;
ТБд – точка безубыточности в денежном выражении, объем продаж в точке безубыточности.
Запас финансовой прочности в натуральном выражении:
ЗПн = (Рн -ТБн )/Рн * 100%
где: Рн – объем реализации в натуральном выражении;
ТБн – точка безубыточности в натуральном выражении, объем продаж в точке безубыточности.
7. Назвать показатели рентабельности производственной деятельности и привести формулы их расчета
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
или
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
8. Перечислить резервы снижения затрат.
Источниками резервов снижения себестоимости, во-первых, могут стать эффективное использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства; во-вторых, сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака, сокращение потерь рабочего времени и т.д.
Задание 6.1
По данным табл. 6.1 требуется:
1. Выявить отклонение фактических затрат на производство и продажу продукции от запланированных.
2. Рассчитать показатели затратоемкости по изделию.
3. Составить аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Таблица 6.1
Анализ затрат на производство продукции по экономическим элементам
Элемент затрат | Сумма, тыс. руб. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | от кло- нение (+,-) | план | факт | от кло- нение (+,-) | |
А | ||||||
Материальные затраты | -110 | 49,2 | 48,5 | -0,7 | ||
Заработная плата | +655 | 21,5 | 23,7 | +2,2 | ||
Отчисления | +90 | 5,6 | 5,9 | +0,3 | ||
Амортизация основных средств | -122 | 8,5 | 8,0 | -0,5 | ||
Прочие расходы | -353 | 15,2 | 13,9 | -1,3 | ||
Итого полная себестоимость | +160 | 100,0 | 100,0 | х | ||
Объем продукции | -357 | х | х | х | ||
Материалоемкость продукции, руб. | 0,38 | 0,39 | +0,01 | х | х | х |
Зарплатоемкость продукции, руб. | 0,17 | 0,19 | +0,02 | х | х | х |
Амортизациоемкость продукции, руб. | 0,07 | 0,06 | -0,01 | х | х | х |
Общая затратоемкость продукции (затраты на 1 продукции), руб. | 0,78 | 0,80 | +0,02 | х | х | х |
Решение
1. Рассчитаем отклонение фактических затрат от запланированных путем нахождения разницы между фактом и планом. Структуру затрат определим с помощью деления отдельного элемента затрат на общие и умножим на 100 %.
2. Затратоемкость определяется как затраты по отдельным элементам или общие затраты деленные на объем продукции.
3. В результате произведенных расчетов, видно, что фактическая полная себестоимость выше запланированной на 160 тыс. руб. Наибольшее отклонение от плана наблюдается по заработной плате на 655 тыс. руб. больше, в результате на 90 тыс. руб. превысили план и отчисления. По остальным же элементам, наоборот, затраты фактически меньше запланированных. В структуре почти половина всех затрат приходится на материальные затраты, на втором месте заработная плата. На нее приходится 23,7 % всех затрат, что выше на 2,2 % запланированных. Амортизация основных средств, отчисления и прочие расходы составляют в структуре затрат, соответственно, 8,0, 5,9 и 13,9 %. Отклонения от плана по ним составляет, соответственно, -0,5, 0,3 и -1,3 %.
Затраты на рубль продукции фактически составляют 80 копеек, что на 2 копейки больше запланированного уровня. Наибольшие затраты на рубль продукции приходятся на материалы – 39 копеек, на втором месте заработная плата – 19 копеек.
Задание 6.2
По данным табл. 6.2 требуется:
1. Проанализировать структуру затрат в разрезе статей калькуляции на единицу и весь выпуск изделия «Зефир шоколадный», если объем производства по плану составил 1000 кг., фактически – 950 кг.
2. Рассчитать влияние на изменение затрат на весь выпуск продукции следующих факторов: объема продукции и уровня затрат.
3. По результатам проведенных расчетов составить аналитическое заключение.
Таблица 6.2
Исходные и расчетные данные для анализа затрат на 1 рубль продукции
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Темп роста, % | |||
сумма | удельный вес, % | сумма | удельный вес, % | абсолют-ное | удельного веса, % | ||
Выручка от продаж – всего, тыс. руб. | - | 161,1 | |||||
В том числе | |||||||
от продажи кондитерских изделий | 86,5 | 85,0 | -1,5 | 158,3 | |||
от продажи готовых блюд в столовой | 2,5 | 2,1 | -0,4 | 129,5 | |||
от оказания транспортных услуг | 8,8 | -0,2 | 158,3 | ||||
от сдачи в аренду основных средств | 4,1 | 2,1 | 338,2 | ||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – всего, тыс. руб. | - | 173,4 | |||||
В том числе | |||||||
кондитерских изделий | 83,0 | 83,6 | 0,6 | 174,4 | |||
готовых блюд в столовой | 3,1 | 2,5 | -0,6 | 140,8 | |||
оказания транспортных услуг | 11,5 | 9,5 | -2,0 | 144,2 | |||
сдачи в аренду основных средств | 2,4 | 4,4 | 2,0 | 316,2 | |||
Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) – всего, коп. | 74,1 | х | 79,7 | х | 5,7 | х | 107,7 |
Затраты на 1 рубль кондитерских изделий, коп. | 71,1 | х | 78,4 | х | 7,3 | х | 110,2 |
Затраты на 1 рубль готовых блюд в столовой, коп. | 87,2 | х | 94,8 | х | 7,6 | х | 108,7 |
Затраты на 1 рубль транспортных услуг, коп. | 94,7 | х | 86,3 | х | -8,4 | х | 91,1 |
Затраты на 1 рубль аренды основных средств, коп. | 91,4 | х | 85,4 | х | -5,9 | х | 93,5 |
Выручка от продаж в отчетном году выросла на 13627 тыс. руб. или на 61,1 %, в основном за счет увеличения выручки от продажи кондитерских изделий на 11243 тыс. руб. или на 58,3 %, также увеличения выручки от продажи готовых блюд на 171 тыс. руб. или 29,5 %, от оказания транспортных услуг на 1165 тыс. руб. или 58,3 % и от сдачи в аренду основных средств 1048 тыс. руб. или 238,2 %. Наибольший удельный вес в выручке занимает в отчетном году выручка от продажи кондитерских изделий 85,0 %, но по сравнению с предыдущем годом он снизился на 1,5 %. Также снизился удельный вес от продажи готовых блюд на 0,4 % и от оказания транспортных услуг на 0,2 %. Зато увеличился удельный вес от сдачи в аренду основных средств на 2,1 %.
Себестоимость в отчетном году выросла на 12130 тыс. руб. или на 73,4 %, в основном за счет увеличения себестоимости кондитерских изделий на 10218 тыс. руб. или на 74,4 %, также увеличения себестоимости готовых блюд на 206 тыс. руб. или 40,8 %, оказания транспортных услуг на 837 тыс. руб. или 44,2 % и сдачи в аренду основных средств 869 тыс. руб. или 216,2 %. Наибольший удельный вес в себестоимости занимает в отчетном году себестоимость кондитерских изделий 83,6 %, но по сравнению с предыдущем годом он вырос на 0,6 %. Также увеличился удельный вес сдачи в аренду основных средств на 2,0 %. Зато снизился удельный вес готовых блюд на 0,6 % и от оказания транспортных услуг на 2,0 %.
Затраты на 1 рубль продукции в отчетном году увеличились на 5,7 коп. или 7,7 % и составили 79,7 коп. Наибольшие затраты на 1 рубль продукции приходятся на транспортные услуги и аренду основных средств в предышушем году 94,7 коп. и 91,4 коп., соответственно, которые в текущем году снизились нс 8,4 и 5,9 коп., соответственно. Затраты на 1 рубль кондитерских изделий и готовых блюд в столовой наоборот увеличились в текущем году на 7,3 и 7,6 коп. и составили 78,4 и 94,8 коп., соответственно.
Задание 6.3
По данным табл. 6.3 требуется:
1. Рассчитать бюджет цеховой себестоимости продукции за месяц, если объем производства изделия «Зефир шоколадный» составил 1000 кг, изделия «Шоколад» - 2000 кг.
2. Определить величину постоянных и переменных затрат на одно изделие «Зефир шоколадный» и изделие «Шоколад».
3. Вычислить величину цеховой себестоимости за месяц.
4. По результатам проведенных расчетов составить аналитическое заключение.
Таблица 6.3
Бюджет цеховой себестоимости продукции, руб.
№ п/п | Статьи затрат | Изделие «Зефир шоколадный» | Изделие «Шоколад» | Итого (гр. 2 + гр.4) | ||
на единицу | на весь объем | на единицу | на весь объем | |||
А | ||||||
Переменные затраты | ||||||
Материалы | 13,0 | 7,5 | ||||
Прямые затраты на оплату труда | 4,0 | 3,5 | ||||
Отчисления | 0,96 | 0,84 | ||||
Итого переменных затрат | 17,96 | 11,84 | ||||
Постоянные затраты | ||||||
Вспомогательные материалы | 0,89 | 0,45 | ||||
Энергозатраты | 1,5 | 0,75 | ||||
Затраты на оплату труда | 2,84 | 0,60 | ||||
Отчисления | 0,68 | 0,145 | ||||
Ремонт, техобслу- живание | 2,48 | 0,65 | ||||
Амортизация | 2,29 | 1,25 | ||||
Итого постоянные затраты | 10,68 | 3,845 | ||||
Итого цеховая се- бестоимость | 28,64 | 15,685 |
Цеховая себестоимость за месяц 60010 руб., из них 28640 руб. себестоимость на изделие «Зефир шоколадный» и 31370 руб. – на изделие «Шоколад». Себестоимость 1 кг. изделия «Зефир шоколадный» составляет 28,64 руб., из них 17,96 руб. приходится на постоянные затраты и 10,68 руб. на переменные. Себестоимость 1 кг. изделия «Шоколад» составляет 15,685 руб., из них 11,84 руб. приходится на постоянные затраты и 3,845 руб. на переменные
Задание 6.4
По данным табл. 6.4 требуется:
1. Рассчитать величину затрат на 1 рубль продукции по плану и фактически, а также по плану в пересчете на фактический выпуск и фактически в плановых ценах на продукцию.
2. Провести факторный анализ затрат на 1 рубль продукции.
3. По результатам проведенных выявить возможности организации по снижению затрат на 1 рубль продукции.
Таблица 6.4
Факторный анализ затрат на 1 рубль продукции
Показатель | Расчетная формула | Сумма |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | ||
- плановая | ||
- фактически выпущенной продукции по плановой себестоимости | ||
- фактическая | ||
Объем продукции, тыс. руб. | ||
- плановый | ||
- фактически вы пущенной продукции по плановым ценам | ||
- фактический | ||
Продолжение таблицы 6.4 | ||
Затраты на 1 руб. продукции, руб. | ||
- по плану | ||
- по плану в пересчете на фактический выпуск | ||
- фактически в плановых ценах | ||
- фактически | ||
Отклонения, руб. | ||
- за счет изменения структуры продукции | _ | 0,778 - 0,785= = -0,007 |
- за счет уровня себестоимости | _ | 0,808 - 0,778= = 0,03 |
- за счет изменения цены продукции | _ | 0,797 - 0,808 = = -0,011 |
В целом затраты на рубль товарной продукции возросли на 1,2 коп, на что оказали влияние как внутренние, так и внешние факторы.
Наибольшее влияние на увеличение затрат на 3 коп оказало изменение себестоимости. Положительными факторами можно признать изменения структуры и цены продукции, затраты на рубль уменьшились на 0,7 и 1,1 коп, соответственно.
Предприятию следует провести мероприятия по снижению себестоимости, что приведет к снижению затрат на 1 рубль, а следовательно и к увеличению прибыли.
Задание 6.5
По данным табл. 6.3 и 6.5 требуется:
1. Рассчитать маржинальный доход и точку окупаемости производства изделия «Зефир шоколадный».
2. Определить силу воздействия операционного рычага и запас финансовой прочности.
3. По результатам проведенных расчетов составить аналитическое заключение.
Таблица 6.5
Анализ и оценка безубыточности производства
изделия «Зефир шоколадный», руб.
Показатель | По плану | Фактически | Отклонения(+,-) | |
тыс. руб. | % | |||
Объем производства, кг | - 50 | 95,0 | ||
Переменные затраты | - | - | ||
Цена | 116,7 | |||
Маржинальный доход (сумма покрытия) | 49 438 | 117,6 | ||
Постоянные затраты | - | - | ||
Прибыль (убыток) | 117,6 | |||
Точка окупаемости, кг. | -49 | 80,7 | ||
Сила воздействия операционного рычага | 1,34 | 1,28 | -0,06 | 95,5 |
Запас финансовой прочности, % | 74,6 | 78,4 | 3,8 | 105,1 |
1. Маржинальный доход определим как разность между выручкой от реализации и переменными затратами:
План: МД =1000 × 60 – 17960 = 42040 руб.
Факт: МД = 950 × 70 – 17062 = 49438 руб.
Точку окупаемости в натуральном выражении определим как отношение постоянных издержек к среднему маржинальному доходу, а средний маржинальный доход как разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.
План: То = 10680 / 60 – 17,96 = 254 кг.
Факт: То = 10680 / 70 – 17,96 = 205 кг.
2. Сила воздействия операционного рычага определим как отношение маржинального дохода к прибыли:
План: 42040 / 31360 = 1,34.
Факт: 49438 / 38758 = 1,28.
Запас финансовой прочности в натуральном выражении:
ЗПн = (Рн -ТБн )/Рн × 100%
План: ЗП = (1000-254) / 1000 × 100 % = 74,6 %.
Факт: ЗП = (950-205) / 950 × 100 % = 78,4 %.
3. Маржинальный доход фактически составил 42040 руб., что выше планового на 17,6 %. Точка окупаемости фактически составляет 205 кг, а по плану 254 кг. Сила воздействия операционного рычага фактически меньше запланированного 1,28. Это значит, что при изменение объема продаж на 1 % прибыль изменится на 1,28 %.
Запас финансовой прочности показывает, что предприятие может снизить объем продаж и не получить при этом убытка на 78,4 %. Фактически запас финансовой прочности больше планового.
Задание 6.6
По данным табл. 6.6 требуется:
1. Рассчитать рентабельность изделия «Зефир шоколадный» в табл. 6.6.
2. Оценить влияние на рентабельность затрат на производство изделия «Зефир шоколадный» изменения цен и себестоимости в табл. 6.7.
3. Составить аналитическое заключение по результатам проведенных расчетов.
Решение:
Таблица 6.6
Анализ рентабельности изделия «Зефир шоколадный», руб.
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение (+,-) |
Объем произведенной продукции | -6500 | ||
Полная себестоимость | -894 | ||
в том числе материальные затраты | -650 | ||
Прибыль | +7398 | ||
Рентабельность затрат, % | 109,5 | 139,7 | +30,2 |
Рентабельность продукции, % | 52,3 | 64,6 | +12,3 |
Рентабельность обработки зефира, % | 241,2 | 313,8 | +72,6 |
1. Рентабельность затрат рассчитаем как отношение прибыли к полной себестоимости:
План: Rз = 31360 / 28640 × 100 = 109,5
Факт: Rз = 38758 / 27742 × 100 = 139,7
Рентабельность продукции рассчитаем как отношение прибыли к выручке (объему произведенной продукции):
План: Rз = 31360 / 60000 × 100 = 52,3
Факт: Rз = 38758 / 60000 × 100 = 64,6
Рентабельность обработки зефира рассчитаем как отношение прибыли к материальным затратам:
План: Rз = 31360 / 13000 × 100 = 241,2
Факт: Rз = 38758 / 12350 × 100 = 313,8
2. Расчет влияния на рентабельность затрат на производство изделия «Зефир шоколадный» изменения цен и себестоимости произведем в таблице 6.7.
Таблица 6.7
Расчет влияния факторов на рентабельность
Фактор | Расчет влияния факторов | Изменение рентабельности, % |
Изменение цены (pi) | (pi 1 - s i 0)/ s i 0 - (pi 0 - s i 0)/ s i 0 (70-28,64)/28,64 – (60-28,64)/28,64 | 34,9 |
Изменение себестоимости (si) | (pi 1 - s i 1)/ s i 1 - (pi 1 - s i 0)/ s i 0 (70-29,20)/29,20 – (70-28,64)/28,64 | - 4,7 |
Итого | (pi 1 - s i 1)/ s i 1 - (pi 0 - s i 0)/ s i 0 (70-29,20)/29,20 - (60-28,64)/28,64 | +30,2 |
3. В результате проведенного анализа, видно что рентабельность затрат по факту 139,7 %, что на 30,2 % больше чем по плану. За счет увеличения цены рентабельность затрат увеличилась на 34,9%, а за счет увеличения себестоимости снизилась на 4,7 %. Рентабельность продукции выше плановой на 12,3 %, а рентабельность обработки зефира на 72,6 %. В целом можно сказать, что производство зефира рентабельно.
Раздел VII