Экономические потребности и блага. Редкость ресурсов

Потребности – это желания людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им полезность и наслаждение. Потребности - это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.

Потребности людей многообразны. Их подразделяют на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (питание, одежда, жилье) и вторичные (например, потребности досуга: спорт, кино, театр)

Выделяют потребности на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Это условное деление, так как то, что для одного человека является предметом роскоши, для другого может быть предметом первой необходимости или то, что недавно считалось предметом роскоши, теперь является предметом первой необходимости.

Доя анализа спроса, предложения различают потребности в продуктах текущего потребления и длительного пользования. Первые требуют постоянного возобновления, например, продукты питания. Товары длительного пользования имеют специфический цикл производства, реализации и потребления, например, легковые автомобили.

В марксистской теории выделяют три группы потребностей: материальные, духовные, социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных потребностей — в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомобиля, консультация юриста или врача и т. п.). В состав материальных включаются также потребности фирм и учреждений в зданиях, сооружениях, транспорте и во многом другом.

Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.

По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятельности. Они могут быть и материальными и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.

Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй - нематериальное.

В сфере материального производства создаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются материальные услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание и т. д.).

В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образование, культура и др.).

Обе сферы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое в современных условиях резко усилилось. Так, высокий уровень развития материального производства в ряде стран позволил им использовать в нематериальном производстве большую часть (50—70%) всех работающих в стране. В свою очередь, достижения в сфере нематериального производства в виде научных открытий, технических изобретений оказывают сильное воздействие на развитие производственной сферы.

Структура потребностей и их удовлетворения во многом зависит от уровня доходов населения как в целом, так и его отдельных групп. В Х1Х веке прусский статистик Эрне Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем доходов потребителей.

Закон Энгеля выражается в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и растет та часть их, которая расходуется на приобретение других товаров.

Экономические потребности удовлетворяются через потребление материальных и духовных благ. Благо – это средство, любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющие определенную человеческую потребность. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага подразделяются на материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и необщественные, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.

Потребности – это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому предприниматель должен знать, на удовлетворение какого объема и структуры потребностей он может направить бизнес.

Потребности безграничны, что означает невозможность их полного удовлетворения. С течением времени потребности изменяются в сторону умножения и усложнения в результате появления новых желаний и стремлений.

В связи с этим экономическая наука сформулировала закон возвышения потребностей: потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении.

При этом повышение потребностей опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, так как не все потребности могут быть реально удовлетворены. Производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства и реализации товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ.

Они подразделяются на материальные ресурсы – земля, природные богатства, капитал и людские ресурсы – труд и предпринимательская способность. Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называются факторами производства. Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход.

Таблица 6 – Ресурсы, факторы производства и их доходы

Ресурсы Факторы производства Доходы
Природные Земля Рента
Материальные Капитал Процент
Трудовые Труд Заработная плата

Все ресурсы обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Естественную ограниченность ресурсов следует отличать от экономической. Экономическая ограниченность заключается в том, что всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов всегда недостаточно для полного удовлетворения всех потребностей людей. Например, экономическая ограниченность земли не означает ограниченность квадратных километров площади, на которых осуществляется жизнедеятельность общества, а свидетельствует о том, что общество не может, даже используя всю имеющуюся землю, произвести столько потребительских благ, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Наши рекомендации