Лекция №1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

Содержание

Тема лекции Страница
Лекция №1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов.
Лекция №2 Заработная плата
Лекция №3 Прибыль. Рентабельность. Рента.
Лекция №4 Типы экономических систем
Лекция №5 Собственность. Конкуренция
Лекция №6 Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Лекция №7 Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование.
Лекция №8 Рациональный потребитель
Лекция №9 Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.
Лекция №10 Экономика фирмы: цели, организационные формы
Лекция №11 Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
Лекция №12 Издержки. Выручка
Лекция №13 Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Лекция №14 Труд. Рынок труда
Лекция №15 Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы.
Лекция №16 Понятие денег и их роль в экономике
Лекция №17 Банковская система. Финансовые институты
Лекция №18 Инфляция и её социальные последствия
Лекция №19 Роль государства в экономике. Общественные блага
Лекция №20 Налоги. Система и функции налоговых органов
Лекция №21 Государственный бюджет. Государственный долг
Лекция №22Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Лекция №23 Основы денежной политики государства
Лекция №24 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
Лекция №25 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Лекция №26 Особенности современной экономики России
Тесты
Тематика рефератов
Вопросы к экзамену

Лекция №1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов.

План:

1. Понятие экономики

2. Экономические потребности общества

3. Свободные и экономические блага общества

4. Важнейшие экономические ресурсы

1. Понятие экономики

Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384—322 гг. до н. э.).

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения.

Во-первых, экономика– это совокупность отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, традиционную и смешанную.

Во-вторых, экономика – это хозяйство отдельного региона, страны, группы стран, всего мира.

В третьих, экономикой называют научную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики.

Экономика– это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Экономика — это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.).

Уровни исследования экономики могут быть самые различные. В зависимости от масштабов экономика подразделяется на микро- и макроэкономику. Микроэкономика освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, потребителей, домохозяйств, наемных рабочих, предпринимателей, торговцев и т. д.), она помогает понять, почему на низшем уровне экономики принимаются те, а не иные решения. Макроэкономика описывает функционирование национальной экономики в целом, изучает экономические процессы на уровне

общества (производство национального дохода, безработица, инфляция и др.) и дает рекомендации, что должно делать государство, чтобы общество процветало.

Кроме того, можно выделить мезоэкономику, исследующую поведение промежуточных систем или отраслей народного хозяйства (агропромышленный, военно-промышленный комплексы и т, д.) и супер макроэкономику, описывающую мировое хозяйство, мировую экономику в целом.

Каждый человек, каждая семья принимают разные экономические решения в соответствии с доходами и расходами, ведут личную семейную экономику. Сюда включаются жилье, домашнее хозяйство, личное имущество и др. Основные экономические процессы здесь — домашний труд, отдых, питание, воспитание детей.

Основу производственной экономики образуют предприятия (фирмы), которые производят товары и услуги.

Национальная экономика имеет отраслевую структуру. Из всех отраслей экономики можно выделить три большие группы: первичная экономика (сюда относятся сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добывающая промышленность); экономика переработки продукции отраслей первой группы (нефтепереработка, металлургия, пищевая промышленность и т. д.); экономика обслуживания, предоставляющая различного рода услуги производству (транспорт, хранение, торговля, реклама, информация и др.), населению (бытовые, жилищно-коммунальные услуги, торговля, ремонт одежды, обуви, мебели, парикмахерские и др.), государству.

Экономика представляет собой совокупность отраслей.

Главная цель экономики — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления рода человеческого, рост благосостояния членов общества.

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИКИ:

1. ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, т.е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ, т.е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?

3. КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ произведённые товары и услуги, т.е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Лекция №1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов - student2.ru

Рисунок 1 Понятие экономика в схеме

2. Экономические потребности общества

Экономисты, ученые и мыслители уделяли изучению природы человеческих потребностей много внимания, справедливо полагая, что на этих потребностях основаны общественные отношения. Экономические потребности – это внутренние стимулы, побуждающие общественное производство необходимых товаров, работ и услуг. Потребности побуждают использовать имеющиеся в распоряжении полезные ресурсы максимально эффективно. Экономические потребности также показывают отношение людей к условиям их деятельности. Они показывают и отношения, которые возникают между людьми в процессе распределения и производства необходимых экономических благ.

Классификация экономических потребностей:

По субъектам:

- личные (индивидуальные), коллективные, общественные (пища, жильё, одежда, социальные потребности в разумном руководителе, положительном психологическом климате, хороших условиях трудовой деятельности, признании в коллективе.

Экономические потребности общества – это экономический рост, благоприятный экономический климат в стране, отсутствие инфляции, дефицита, безработицы;

- потребности предприятий, домашних хозяйств, государств, которые являются экономическими субъектами (потребность в качественных товарах, работах и услугах по низким ценам, повышении конкурентоспособности продукции, снижении затрат, максимализации прибыли, увеличению поступлений в государственный бюджет и т.д.)

По объектам:

-физиологические – обусловлены тем, что человек является биологическим существом, которому необходимо поддерживать свою жизнедеятельность;

- социальные – потребности в информации, общении, образовании, признании заслуг обществом;

- материальные – это потребности в услугах и благах, имеющих материальную форму;

- духовные – потребности в творчестве, самосовершенствовании, развитии таланта;

- первоочередные – те, что могут удовлетвориться предметами первой необходимости;

- второстепенные – те, что удовлетворяются с помощью предметов роскоши.

Наиболее наглядно экономические потребности общества и их иерархия в жизни каждого человека изображена в пирамиде Маслоу. Экономические потребности здесь расположены следующим образом (сверху вниз от менее важных к основным):

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней:

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Лекция №1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов - student2.ru

Рисунок 2 Пирамида человеческих потребностей по А. Маслоу

3. Свободные и экономические блага общества

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.

Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо "яблоко". Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо "пение птиц".

Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище.

Все блага, которые может потреблять население нашей воображаемой страны, делятся на две группы = в зависимости от ограниченности их потребления.

Свободные блага = это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является воздух = человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день. Или вода на берегу моря.

Экономические блага = это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве.

Во-первых, это просто редкие блага, которые могут использоваться различным способами. Например, найденная жемчужина может быть использована как украшение и как подарок. Если вы ее подарите, вы не сможете носить ее сами.

Во-вторых, это блага, для производства которых требуются ограниченные ресурсы. Например, чтобы произвести булочку, нужно затратить природные ресурсы и труд, которые могли бы быть израсходованы на производство яблока. Следовательно, вам приходится жертвовать яблоком для приобретения булочки.

Блага могут быть свободными или экономическими = в зависимости от условий местности и времени, в которых находится человек. Например, вода будет являться свободным благом на берегу реки и экономическим благом в пустыне. Благо "пение птиц" является свободным в весеннем лесу и экономическим в=центре большого города. Свет будет свободным благом днем, но экономическим благом ночью.

Большинство известных вам благ являются экономическими по одной простой причине = эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Эти блага требуют производства, для которого и существует хозяйство.

Причем развитие хозяйства самым прямым образом зависит от величины желаний населения потреблять различные блага. Если желания населения будут ограничены, то хозяйство будет развиваться только до того момента, пока все эти желания не будут удовлетворены, а после достижения этого момента развитие хозяйства остановится.

Но если желания людей будут неограниченны, все будет иначе. Когда окажется, что люди могут обеспечить себя всем, к чему стремились, им сразу или через некоторое время захочется чего-то большего. Людям захочется увеличить объем потребляемых благ, или же они просто будут придумывать новые блага. Таким образом, хозяйство будет постоянно развиваться в сторону все большего увеличения производства благ.

Все блага можно разделить на несколько групп = в зависимости от потребности, которую они удовлетворяют.

1. Пища объединяет все продукты от самых необходимых (вода и хлеб) до просто приятных (мороженое и лимонад).

2. Одежда объединяет все вещи (от ботинок до шляпы), которые человек носит, для того чтобы "приспособить" себя к погодным условиям, или просто для красоты.

3. Жилище предназначено для создания микроклимата в небольшом пространстве (как и одежда, жилище поддерживает необходимую температуру и защищает от осадков).

4. Мебель включает в себя различные приспособления, которые обеспечивают удобное положение тела (стулья, кровати и т.=д.) или удобное размещение вещей (шкафы, тумбочки и т.=д.).

5.=Транспорт включает в себя все приспособления, которые помогают человеку перемещаться в пространстве = велосипеды, автомашины, корабли, самолеты и т. д.

6.=Духовные блага включают все блага, которые используются человеком для приятного или интересного времяпровождения = книги, журналы, кинофильмы, музыка, туристические поездки и т.=д.

7.="Орудия потребления" объединяют множество мелких, средних и крупных благ, предназначенных для выполнения тех или иных операций (расческа, столовые приборы, веник и т. д.). Во многих случаях "орудия потребления" помогают потреблять другие блага (например, ложка помогает, есть суп).

Все вышеперечисленные блага могут быть предметом желаний нашего воображаемого населения. А теперь давайте рассмотрим, какими ресурсами может обладать население для обеспечения производства всех этих благ.

4. Важнейшие экономические ресурсы

Экономические ресурсы – это элементы, которые могут быть использованы для производства экономических благ.

К числу важнейших ресурсов в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация) , предпринимательская способность и информация.

1 Земля как фактор производства имеет троякое значение:

- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда, и средством труда;

- в пределах всей экономики земля может выступать как объект собственности.

2 Капитал – так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. Капитал – это созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг.

3 Труд – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как «экономически активное население», который охватывает только трудоспособных людей, занятых в производстве).

4 Предпринимательская способность – это особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать ресурсы для производства экономических благ.

Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства.

Выделение предпринимательства в особый вид ресурса связано с тем, что предприниматель:
- соединяет материальные и людские ресурсы;

- принимает основные (оптимальные) решения в условиях риска;

- является новатором, стремящимся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, технологии.

Некоторые окружающие людей вещества (свободные блага) могут потребляться ими без какой-либо предварительной обработки и являются готовыми благами. Такие блага весьма немногочисленны = к ним можно отнести только воздух и солнечный свет (хотя с развитием хозяйства и эти блага могут подвергаться некоторой обработке или даже полной замене на искусственные).

Но большинство ресурсов требуют некоторого воздействия, для того чтобы стать готовыми к потреблению благами. Например, чтобы съесть землянику, ее нужно сначала собрать, чтобы съесть орех, его нужно сначала расколоть и т. д.

Производством называется процесс обработки человеком природных ресурсов с целью получения потребительских благ.

Используемые в производстве ресурсы могут выполнять различную роль, и в зависимости от этой роли они будут по-разному называться.

Вопросы к семинару:

1. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики

2. Границы производственных возможностей

3. Процедура открытия ИП

4. Процедура закрытия ИП

Вопросы для размышления:

1. Как бы вы провели границу между благами первой необходимости и остальными благами?

2. Какие блага из тех, что потребляют сегодня люди, не придуманы ими (например, вода)?

3. В течение предыдущих двух столетий люди настолько научились обеспечивать себя необходимыми благами, что это привело к резкому росту их численности. Как это повлияло на условия обитания и численность других живых существ биогеоценоза, частью которого являются люди?

4. Русский мыслитель Булгаков в "Философии хозяйства" (1912) писал: "Мы едим мир не только устами или органами пищеварения, не только легкими и кожей в процессе дыхания, но и в процессе зрения, обоняния, слуха, осязания..." Что имел в виду философ?

5. Могут ли транспорт или развлечения быть благами первой необходимости?

6. Назовите несколько ресурсов, которые используются в производстве очень большого количества различных благ.

7. Может ли информация быть ресурсом?

8. Можно ли сказать, что ресурс "способность к труду" всегда в любом хозяйстве является ограниченным?

9. Какой, на ваш взгляд, ресурс может в будущем остановить рост числа людей на нашей планете?

10. Для чего люди создали экономику?

Наши рекомендации