Менеджмент: сущность и функции.
Основой уменьшения предпринимательского риска, повышения конкурентоспособности фирмы является эффективный менеджмент, составной частью которого в современной экономике является маркетинг.
Менеджмент – это управление предприятием и отдельными его подразделениями с целью повышения прибыли и эффективности хозяйствования. Основными функциями менеджмента являются:
- планирование: определение целей компании и средств для их достижения
- организация: практическое осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение намеченных результатов, распределение задач между подразделениями фирмы и конкретными исполнителями
- координация: обеспечение необходимого гармоничного взаимодействия между структурами предприятия
- мотивация и стимулирование: активизация побудительных причин, заставляющих работников работать ради достижения целей предприятия, создание стимулов к эффективному труду. Стимулирование предполагает выбор вознаграждения и его дифференциацию в зависимости от количества и качества труда работника. Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя. Внешние вознаграждения работник получает со стороны фирмы. Внутренне вознаграждение возникает в человеке в результате его собственной работы (чувство удовлетворенности трудом, чувство успеха при достижении цели, самоуважение). Поэтому важно, чтобы материальные стимулы ( заработная плата, премии, продвижение по службе) сочетались с моральными (уважение к работнику, улучшение условий труда, более интересное содержание труда, возможности общения и т.п.).
- контроль: системное наблюдение за выполнением планов, заданий, сбор информации о состоянии и функционировании предприятия и отдельных его частей, оценка процессов развития и достижения поставленных целей. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, их причины и принимает меры по корректировке деятельности объекта управления. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если результаты отклоняются от стандартов.
Неотъемлемой составной частью современного управления предприятием является маркетинг – деятельность фирмы, направленная на удовлетворение потребностей покупателя посредством обмена. Целью маркетинга является производство такого товара, который всегда найдет своего покупателя. Произвести товар, который можно продать, а не пытаться продать то, что произведено – вот основной принцип современного маркетинга. Из этого принципа вытекают функции маркетинга:
1. аналитическая (этап разработки товара) : изучение потребностей покупателей, их вкусов и предпочтений, их доходов, определяющих спрос, предложения других товаропроизводителей, их возможностей по производству товаров и, в конечном итоге, нахождение свободной ниши на рынке – ответ на триаду вопросов (что, как и для кого производить)
2. производственная: поиск поставщиков, заключение выгодных договоров, внедрение новых технологий, ресурсосбережение, стимулирование труда и др.
3. сбытовая: организация торговли, определение оптимальной цены, реклама, упаковка, сервис и другие способы стимулирования сбыта
4. информационно-контролирующая: анализ результатов работы предприятия (динамика прибыли, затрат, рентабельности, объема продаж и т.п.), своевременное выявление неблагоприятных тенденций, свидетельствующих о необходимости модернизации товара, расширения и обновления ассортимента.
Монополия.
Монополия – это ситуация, когда на рынке существует только одно предприятие-продавец, производящее уникальный товар. В реальной жизни чистая монополия практически не встречается. Монополией считается предприятие, которое доминирует, господствует на рынке, то есть является продавцом преобладающей части товара. Согласно российскому законодательству, монополией признается предприятие, контролирующее 35% рынка.
Пользуясь доминирующим положением, монополия может диктовать цены рынку - устанавливать монопольно высокие цены на свою продукцию и получать за счет этого монополистическую сверхприбыль. Покупатели вынуждены соглашаться с этой ценой, так как у них нет выбора. Они могут незначительно сократить потребление этого товара, но совсем отказаться от продукции монополии не могут.
Образование монополий может происходить разными путями: подавление конкурентов, выпуск новой продукции, не имеющей аналогов, объединение предприятий. Первые монополии возникли на рубеже 19 -20 веков в странах Западной Европы и США. В результате процессов концентрации и централизации капитала возникли крупные предприятия, конкурентная борьба между которыми очень сильно обострилась, нередко приводя к ценовым войнам со всеми их отрицательными последствиями. Эта борьба, в которой гигантские фирмы пытались вытеснить друг друга с рынка, истощала их ресурсы и толкала к сговору: вместо того, чтобы изматывать друг друга борьбой, лучше объединиться и действовать совместными усилиями, не мешая друг другу. Таким образом, конкуренция в ходе своего развития породила свою противоположность – монополии.
Цель возникновения монополий – получение монопольной сверхприбыли, средство достижения данной цели – система монопольных цен: монопольно высоких цен на продукцию монополии и монопольно низких цен на продукцию, покупаемую монополией у других предприятий.