Прогнозирование спроса в логистике снабжения
Логистическая поддержка производственных процессов призвана содействовать реализации подобных стратегий, то есть задача логистической поддержки заключается в наиболее эффективном и экономичном удовлетворении производственных потребностей.
На производственном предприятии за поступлением материалов, сырья и комплектующих изделий в нужное место и нужное время отвечает снабжение.
Но при запуске производственного процесса обслуживание всех возникающих после этого потребностей в перемещении материалов, полуфабрикатов и объектов незавершенного производства внутри предприятия классифицируется как материально-техническое обеспечение производства. Логистические операции в этом случае ограничиваются погрузочно-разгрузочными работами и перевозками запасов между производственными участками в пределах фирмы, а также при необходимости хранением запасов на промежуточных этапах. После завершения производства запас готовой продукции распределяется и доставляется либо непосредственно потребителям, либо на распределительные склады для последующей перевозки потребителям. Всеми этими потоками ведает уже физическое распределение [17].
Как уже отмечалось, работы по обеспечению производства, в отличие от распределения и снабжения, не выходят из сферы внутреннего контроля менеджеров фирмы. По этой причине неопределенность, порождаемая поступлением случайных заказов или сбоями в деятельности поставщиков, в логистике, связанной с поддержкой производства, поддается контролю и управлению, что позволяет вести операции более равномерно и своевременно, а также способствует общему сокращению страховых запасов.
Функциональный цикл в снабжении состоит в регулярном поступлении потока сырья, материалов, покупных полуфабрикатов или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения, что требует определенных действий, к числу которых относятся: выбор источника ресурсов; размещение и отправка заказа; транспортировка; получение поставки. Функциональный цикл снабжения нередко требует очень крупных грузоперевозок с привлечением магистральных средств. Такие масштабы требуют осуществления логистических операций с минимальными удельными издержками. Относительно более низкая стоимость материалов и полуфабрикатов по сравнению с готовыми продуктами открывает широкие возможности для маневра при выборе соотношения между издержками содержания запасов в пути и сроками транспортировки с использованием дешевых способов грузоперевозки [14].
Поскольку затраты на содержание большинства видов материалов и полуфабрикатов в расчете на день пути ниже затрат на содержание готовых продуктов, в снабжении, как правило, нет особого смысла платить по повышенному тарифу за ускоренную транспортировку. В связи с этим функциональный цикл процесса закупок обычно продолжительнее цикла удовлетворения заказов клиентов.
Численность поставщиков фирмы, как правило, меньше численности ее потребителей. В сфере снабжения функциональный логистический цикл имеет более простую, чем в распределении конфигурацию. При проектировании логистических систем следует учитывать возможность прямых каналов снабжения.
Если функциональный цикл в физическом распределении начинается в ответ на поступившие запросы клиентов, то система снабжения, наоборот, сама порождает заказы. Способность устанавливать время и место закупок значительно сокращает неопределенность хозяйственной деятельности [2].
Главные источники неопределенности в снабжении - это возможные изменения цен или перебои поставок. Несмотря на все различия, неопределенность является неотъемлемой чертой функциональных циклов во всех звеньях логистики.
Стратегия закупочной деятельности производственной фирмы базируется на принципах логистики с учетом характера хозяйственных связей, которые определяют ситуацию совершения закупок материально-технических ресурсов. Известны следующие основные виды ситуаций совершения закупок: повторяющаяся и новая. При этом повторяющаяся (повторная) покупка может быть как неизменной, так и предусматривать определенные изменения.
Процесс закупки материально-технических ресурсов в промышленной среде отличает целый ряд особенностей, обусловленных следующими группами факторов:
- факторами и особенностями спроса на материально-технические ресурсы (товары производственного назначения);
- факторами и особенностями промышленного покупателя (производственного предприятия);
- факторами и особенностями материально-технического ресурса (товара производственно-технического назначения).
Спрос на материально-технические ресурсы отличает:
- производный характер;
- высокая чувствительность к изменениям в конечном спросе (спросе на конечную продукцию);
- низкая эластичность по цене (в первую очередь и главным образом, для точно специфицированных ресурсов, наиболее специализированных и развитых, труднозаменимых).
Сложная структура спроса на материально-технические ресурсы характерна для производственного предприятия даже как отдельного покупателя на рынке товаров производственного назначения. Она обусловливается, прежде всего, его производным характером, который в конечном итоге проявляется в зависимости от спроса на потребительские товары, от организации всей системы создания товара производственного предприятия, от организации цепочки создания товара как последовательности функциональной деятельности самого предприятия и, наконец, от организации непосредственно производственно-технологического процесса изготовления товара. Таким образом, вертикальное измерение такой интеграции характеризуется структурой ее основных субъектов и их спросом. Горизонтальное измерение характеризуется структурой спроса собственно самого производственного предприятия – структурой, прежде всего, потребных для его деятельности ресурсов. Сложность структуры спроса на товар производственного назначения и требования к ним возрастают, соответственно, по мере их приближения в общей системе создания ценности к конечному спросу [4].
Производственную фирму как промышленного покупателя отличают:
- производный (от последующего потребления) характер спроса;
- корпоративный характер спроса;
- профессиональный уровень спроса и компетентности специалистов, осуществляющих закупки.
Материально-технические ресурсы (товары производственного назначения) отличают:
- точная спецификация, устанавливаемая покупателем как обязательное условие (особенно для развитых и специализированных ресурсов);
- стратегическая значимость, определяемая условиями и результатами последующего производственного потребления;
- альтернативный характер использования (особенно на начальных уровнях вертикальной интеграции, прежде всего для основных и общих ресурсов).
Наконец, перечисленные особенности следует дополнить особенностью характера сделки в промышленной среде по поводу закупки материально-технических ресурсов: характер сделки долговременный, не сводящийся только к акту покупки, обусловленный процессом производственного использования и обслуживания ресурсов и оценкой их продуктивности во всей системе создания товара [18].
Корпоративная природа и профессиональный уровень покупателей материально-технических ресурсов обусловливают, в свою очередь, следующие особенности, определяющие организацию деятельности по закупке:
- покупатель, как правило, не единственное лицо, а определенная совокупность специалистов со своими функциями, правами, ответственностью и взаимосвязями;
- покупатель неоднороден: содержание деятельности отдельных специалистов, их квалификация, уровень компетентности, заинтересованности, мотивация и т.д. различны;
- покупатель, несмотря на профессионализм, в силу человеческой природы каждого из специалистов подвержен психологическому влиянию.
Совокупность основных факторов влияния на покупателей представляется следующими группами факторов:
- внешних (факторов окружающей среды);
- внутренних (организационных факторов предприятия: стратегией, целями, политикой, организационной структурой, управлением и др.);
- межличностных (статусом, функциями и полномочиями, степенью объективности позиции и оценки, аргументированностью и др.);
- индивидуальных (факторов отдельного специалиста: возрастом и опытом, образованием, должностью и служебным положениям, квалификацией, уровнем доходов, личностными качествами, возможностью риска и др.).
Покупатель материально-технических ресурсов представляется, таким образом, неким организационным образованием (центром или группой закупки) отдельных лиц, специалистов, объединенных общей целью и наделенных определенными функциями для решения соответствующих задач. Орган закупки характеризуется определенной организацией (структурой функций, коммуникаций и взаимодействия), управлением и определенными общими ценностями и нормами, координирующими их деятельность и поведение [19].
Значимость отдельных этапов процесса закупки, в зависимости от ее вида, отражена в модели организации процесса закупки производственной фирмы. Модель отражает относительную важность отдельных этапов процесса для каждой из известных ситуаций покупки ресурсов в промышленной среде.
В относительно простой ситуации обычной покупки без изменений наиболее значимой является этап оценки соответствующих решений и результатов закупки. В этой ситуации особенно важна оценка традиционных поставщиков ресурсов.
В ситуации новой покупки существенную роль играют все стадии, начиная с самой первой. Эффективность каждой последующей стадии определяется общим результатом всех предшествующих. В этой ситуации максимально велика роль каждой из функциональных служб (лиц) общей организации деятельности по закупке ресурсов производственного предприятия. Это наиболее благоприятная ситуация для расширения состава поставщиков и принятия стратегических решений по формированию системы создания товара.
В ситуации модифицированной покупки с изменениями существенно возрастает значение этапов сравнительного анализа и оценки поставщиков и их предложений и последующих этапов. Возможные изменения при этом могут касаться как ресурсов, так и условий взаимоотношений с поставщиками по поводу их приобретения. Для этой ситуации характерно обострение конкуренции между традиционными и потенциальными поставщиками. Результатом деятельности по закупке в конечном итоге может стать смена поставщиков или, более того, трансформация этого вида ситуации в новую покупку [10].
После принятия решения о производстве определенной продукции, приобретении необходимых машин и оборудования следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам.
Одно из важных условий повышения конкурентоспособности фирмы – нахождение наиболее приемлемых для потребителя способов приобретения и поставки продукции. Чтобы достичь таких результатов, требуется знать содержание процессов поставки и их место в осуществлении оптимальной закупки продукции. Задачи в этой сфере подразделяются на задачи, носящие информационный характер (определение собственных потребностей и исследование рынков сырья, материалов и полуфабрикатов в целях выявления наилучших источников удовлетворения потребительского спроса), и задачи, решение которых направлено на принятие мер действия и оценку их результативности (подготовка и заключение договоров о поставке продукции и услуг и управление процессом закупки).