Прогнозирование спроса на продукцию ОП

Вопрос 1. Понятие рынка, его основные элементы. Виды рынков.

Рынок возник еще в Античные времена, когда началось общественное разделение труда.

Рынок – сфера обмена внутри страны, между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок бывает:

· Внутренний,

· Внешний.

Внутренний рынок страны представляет собой совокупность социально-экономических условий для реализации товаров.

Рынок является сферой экономики, в которой совершается процесс товарного обращения (превращение товара в деньги и наоборот).

Внутренний рынок – сложная система, состав и структуру которой можно классифицировать по различным признакам:

I. Прежде всего рассматривают рынок страны в целом,

II. Региональные рынки (областные, городские, районные),

III. Рынки крупных товарных групп, рынки мелких товарных групп и отдельных товаров.

Основными элементами рынка являются:

· Стоимость,

· Цена,

· Спрос,

· Предложение,

· Конкуренция.

Основным законом рыночной экономики является закон стоимости, который регулирует связь между товаропроизводителем и потребителем.

Согласно этому закону, обмен товаров осуществляется на основе их стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда на производство этих товаров.

На практике закон стоимости реализуется через цены.

Цена – денежное выражение стоимости товара, которая под влиянием различных факторов может повышаться или понижаться.

При равновесии спроса и предложения цена будет равна стоимости товара (равновесная цена). Если производитель обеспечит рост производительности, то он может установить цены и ниже стоимости. Если товара производится мало, то повышенный спрос на него и недостаток предложения ведут к росту цен.

Таким образом, уровень цены зависит от стоимости товара, спроса и предложения.

Спрос – та часть потребностей, представленных на рынке, которая обеспечена денежным эквивалентом.

Предложение характеризуется совокупностью товаров и услуг, находящихся на рынке.

Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, более экономически выгодные условия производства и реализации товаров.

Конкуренция – особый вид соревнований, характерный для товарно-денежных отношений и рыночной экономики.

Различают:

1. рынок товаров и услуг,

2. рынок финансовых ресурсов,

3. рынок рабочей силы,

и другие, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие.

Дополняет рыночную экономику рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг на рынке (банки, биржи, страховые компании, посреднические фирмы и т.д.).

Вопрос 2. Емкость, доля, конъюнктура рынка.

Емкость рынка товаров народного потребления – максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне спроса, предложения и цен.

При изменении хотя бы одного из этих составляющих меняется и емкость рынка.

Различают:

1. емкость товарного рынка,

2. емкость регионального рынка,

3. емкость насыщенного товарами рынка,

4. емкость ненасыщенного товарами рынка.

I. Емкость товарного рынка определяется:

Ет = Сн + Со.у.

Где Сн – спрос населения,

Со.у. – спрос организаций и учреждений.

II. Емкость регионального рынка:

Ер = Сн + Со.у. +(-) Ис

Где Ис – инорайонный спрос (миграция денежной массы в регион и из него).

Емкость рынка является важнейшим показателем для определения товарооборота, объема товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары.

Состояние рынка характеризуется долей предприятия на рынке.

Прогнозирование спроса на продукцию ОП - student2.ru ,

Где Т/об – объем товарооборота,

С – объем спроса.

Состояние рынка также характеризуется и конъюнктурой рынка - складывающаяся на рынке в данный момент конкретная экономическая ситуация, которая определяет соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов.

Конъюнктура характеризуется конъюнктурными циклами, которые происходят за 1,5-2 года.

Прогнозирование спроса на продукцию ОП - student2.ru

1 – подъем конъюнктуры;

2 – конъюнктурный бум;

3 – ослабление конъюнктуры;

4 – конъюнктурный спад.

Изучение емкости, доли и конъюнктуры рынка включает следующие основные этапы:

1. Анализ современного состояния этих показателей на рынке;

2. Составление научно-обоснованного прогноза их на перспективу;

3. Разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию рынка на текущий период.

Соотношение между спросом и предложением характеризует также состояние сбалансированности рынка.

Сбалансированность всех элементов рынка – одно из основных условий развития рыночной экономики. Поэтому, что бы определить, соответствует ли спрос предложению (с учетом цен), разрабатывают специальные балансы спроса и предложения.

Этот баланс представляет собой двухстороннюю таблицу: 1 – отражает спрос, 2 – предложение.

I. основные элементы спроса, отражаемые в балансе спроса и предложения:

1. возможный объем спроса населения,

2. потребность организаций и учреждений,

3. естественная убыль товаров,

4. запасы на конец периода,

5. отклонение спроса и предложения.

II. вторая сторона баланса – предложение:

1. запасы на начало периода,

2. готовые товарные ресурсы,

3. местные ресурсы,

4. поступление товаров от производства колхозов, личных хозяйств и др.,

5. отклонение предложения от спроса.

Между двумя сторонами этого баланса должно быть обеспечено равенство.

Анализ этого баланса позволяет предвидеть конъюнктуру рынка, т.е. выявить возможные диспропорции между спросом и предложением и принять меры к соответствию спроса и предложения.

Вопрос 3. Платежеспособный спрос населения и факторы, влияющие на его развитие.

Платежеспособный спрос – форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспечиваемая денежными доходами.

Потребности – совокупность материальных, духовных, социальных благ, необходимые для жизни человека.

Спрос в ОП имеет особенность, т.к. выступает в форме проявления потребностей на продукты питания и услуги ПОП. Особенности спроса на продукцию ОП в том, что он имеет физиологические пределы.

Развитие платежеспособного спроса зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по:

Наши рекомендации