Анализ данных бухгалтерской отчетности и экономических показателей работы предприятии, оказывающих влияние на величину показателей, оценивающих его финансовое состояние
Финансовое состояние предприятия является важнейшим результатом деятельности любого хозяйствующего субъекта как в сфере его производственной деятельности, так и в сфере управления денежными потоками, регулирования их величин, а также их распределения и использования.
Наряду с анализом величин основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия целенаправленный анализ размещения активов и пассивов предприятия, анализ притоков и оттоков денежных средств за рассматриваемый календарный период, разработка мер по их оптимизации представляют несомненный практический интерес.
По используемым методам анализа бухгалтерской отчетности различают:
□ горизонтальный анализ; вертикальный анализ;
□ трендовый анализ.
Объектами подобного анализа являются разделы актива и пассива баланса предприятия, учитывающие наличие собственных и заемных источников финансирования активов предприятия, а также структуру наличных активов предприятия.
Учитывая, что первоосновой финансового благополучия предприятия является экономическая эффективность его производственно-хозяйственной деятельности, оценка финансового состояния предприятия должна быть увязана с величинами этих показателей и их изменением во времени. При этом следует иметь в виду, что только позитивное изменение таких показателей может улучшить финансовое положение предприятия.
В числе экономических показателей следует отметить показатели, характеризующие конечную экономическую эффективность производственно-хозяйственной деятельности, и показатели, оценивающие деловую активность предприятия.
Горизонтальный метод предусматривает построчный анализ величин, фиксируемых в отчетности, с оценкой их изменения за анализируемый период.
Вертикальный метод анализа предполагает изучение и оценку структуры (доли отдельных статей в итоге) разделов бухгалтерского баланса и ее изменения за рассматриваемый период.
Трендовый метод предполагает выявление общей тенденции изменения рассматриваемых показателей во времени.
При использовании указанных методов могут привлекаться и данные по изучаемым позициям за предшествующие календарные периоды.
При оценке анализируемых показателей они могут сравниваться с аналогичными показателями других однотипных предприятий с
учетом степени достигнутого ими финансового состояния предприятия.
С использованием этих методов производится анализ состава и структуры внеоборотных активов и оборотных активов предприятия, имеющихся запасов товарно-материальных ценностей, величин дебиторской задолженности и наличных денежных средств и убытков, а также величин структуры источников финансирования.
В числе показателей, характеризующих экономическую эффективность работы предприятия, целесообразно проанализировать:
величину валовой прибыли на один рубль реализации продукции. То же для чистой прибыли;
величину валовой прибыли на один рубль внереализацион ных и оборотных активов предприятия. То же для чисто! прибыли;
величину валовой прибыли на один рубль собственного капитала. То же для чистой прибыли;
величину валовой прибыли на один рубль издержек производства. То же для чистой продукции и другие показатели.
В числе показателей, характеризующих деловую активность предприятия, следует отметить:
изменение объема реализованной продукции за анализируемый период;
изменение величины валовой и чистой прибыли;
объем реализации продукции на один рубль активов предприятия;
объем реализации продукции на один рубль основных средств;
объем реализации продукции на один рубль собственных капитал о вложений;
объем реализации продукции на один рубль собственных оборотных средств;
объем реализации продукции на один рубль стоимости запасов товарно-материальных ценностей у предприятия;
объем реализации продукции, приходящийся на один рубль дебиторской задолженности;
анализ других, признанных за необходимые, показателей.
Учитывая, что бухгалтерский баланс не содержит данных о величине чистой прибыли предприятия и себестоимости продукции, для рассмотрения и анализа приведенных показателей следует привлечь данные формы № 2 бухгалтерского "Отчета о прибылях и убытках". Макет этого отчета приведен в табл. 17.2. Учитывая, что только позитивное изменение анализируемых показателей, характеризующих результаты производственной деятельности предприятия, может улучшить его финансовое положение, в процессе анализа необходимо изучить возможную степень влияния каждого их них на основные, наиболее чувствительные для конкретного предприятия, финансовые показатели и наметить мероприятия по улучшению их значений.
БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ
Банкротство, или финансовая несостоятельность предприятия возникает вследствие неспособности предприятия платить по своим обязательствам в связи с отсутствием у него необходимых денежных средств.
Основной причиной банкротства является наличие отрицательного баланса потоков денежных средств, когда величина оттоков превышает притоки.
Длительное наличие отрицательного баланса денежных потоков исчерпывает имеющиеся ресурсы предприятия и приводит его к банкротству.
Официально предприятие становится банкротом после решения суда о его несостоятельности как должника и неспособности расплатиться с кредиторами.
В случае, если инициатива о признании предприятия банкротом исходит от его собственника, то банкротство считается добровольным. Если с заявлением о несостоятельности предприятия в суд обращаются кредиторы, то банкротство считается принудительным.
Возможность банкротства предопределена самой природой рыночных отношений, наличие которых всегда сопряжено с неопределенностью достижения конечных результатов, а следовательно, с возможностью финансовых потерь.
Эти потери могут возникнуть на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности: при закупке необходимых товарно-материальных ценностей, потребляемых в процессе производства продукции, на стадии реализации продукции, при ее оплате потребителями и т.п.
Причинами подобных потерь могут быть невыполнение договорных условий поставщиками продукции, рост цен на поставляемые товары, удорожание транспортных тарифов, удорожание себестоимости продукции, неплатежи потребителей продукции предприятия и многие другие.
Все эти потери ведут к возникновению трудностей в оплате эксплуатационных расходов вследствие отсутствия наличных финансовых ресурсов.
Неспособность своевременно удовлетворять требования кредиторов по оплате поставленных предприятию товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, свидетельствует о финансовой несостоятельности предприятия и его собственника и является первопричиной для объявления его банкротом.
В соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" к обанкротившемуся предприятию, по решению суда, могут быть применены следующие санкции (либо, либо):
□ ликвидация предприятия с его закрытием и продажей имущества;
□ реорганизация производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за счет дополнительного финансирования и соответственной корректировки структуры собственности;
осуществление мирового соглашения между кредиторами и собственниками предприятия по отсрочкам (рассрочкам платежей), по скидкам с долгов и т.п., дающее возможность собственнику, при изыскании дополнительных финансовых ресурсов, продолжать свою производственную деятельность.
Раздел IV
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
18. Планирование деятельности горного предприятия
19. Учет и анализ деятельности горных предприятий
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Обоснование целей производства и оценка возможных результатов деятельности предприятий, с учетом имеющихся у них производственных, финансовых и других возможностей и условий производства, осуществляются при реализации одной из важнейших функций управления - планирования его деятельности на определенный календарный период времени.
В условиях рыночной экономики планирование производственно-хозяйственной деятельности является важнейшим средством увязки имеющихся у предприятия возможностей по выпуску продукции с сложившимися на рынке спросом на нее и предложением поставок.
Различают стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, текущее планирование.
Стратегическое планирование - это видение предприятием своего места и роли в общественном производстве страны в увязке с имеющимися у предприятия ресурсами и возможностями на ка-лендарно возможную, временную перспективу. Продолжительность такой перспективы определяется в 10-15 лет, что соизмеримо со средней длительностью эксплуатации средств труда и периодами обновления техники и технологии производства.
Основными этапами стратегического планирования являются: п определение стратегических целей предприятия; d анализ развития рыночной ситуации на рассматриваемый
перспективный период;
выявление альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
выбор предпочтительной стратегии развития предприятия;
разработка мероприятий, обеспечивающих реализацию намеченной программы;
организация непрерывного контроля и внесение корректив в намеченные к осуществлению мероприятия.
На основе стратегического планирования разрабатываются долгосрочные планы экономического развития предприятия на период до 5 лет. Они конкретизируют деятельность предприятия по номенклатуре и объемам производства продукции, затратам, финансам и пр.
Долгосрочные планы служат основой для краткосрочного и текущего планирования, как правило, ежегодного с разбивкой по кварталам.
Учитывая непрерывную изменчивость условий производства и сбыта продукции, текущее планирование дополняется ежемесячным оперативным планированием.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Основными методами планирования являются: балансовый, нормативный, планирование на основе учета изменяющихся факторов производства, программно-целевой метод, экономико-математи-
Балансовый метод реализуется при необходимости соблюдения балансов материальных ресурсов (топлива, электроэнергии, оборудования, прочих материальных ресурсов); соблюдения баланса наличных и потребных трудовых ресурсов; финансовых ресурсов и баланса производственных мощностей.
Содержанием нормативного метода является использование в процессе планирования норм и нормативов, определяющих возможности предприятия и норм расхода сырья, материальных и трудовых ресурсов на производство единицы продукции, норм за- I пасов, норм наличия финансовых ресурсов и прочего.
Методы планирования с учетом технико-экономических факторов предполагают учет результатов внедрения новой техники и технологии производства, улучшений в организации труда и производства, учет внешних условий и прочих факторов, оказывающих влияние на планируемые технико-экономические показатели.
Программно-целевой метод основывается на учете особенностей достижения поставленной цели развития производства.
Экономико-математический метод основан на использовании имеющихся алгоритмов и программ, увязывающих значения отдельных факторов производства и производственно-технических и организационных характеристик с величинами определенных экономических показателей.
Как правило, при планировании деятельности предприятий используется весь комплекс этих методов.
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основными разделами краткосрочного и текущего планирования являются:
план производства и реализации продукции;
план развития и повышения экономической эффективности
производства; а план материально-технического обеспечения производства;
план по труду и заработной плате;
план по издержкам производства;
план социального развития коллектива;
план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
финансовый план;
результирующие показатели деятельности и состояния предприятия.
План производства и реализации продукции является центральным разделом общего плана развития предприятия на планируемый календарный период времени.
Основой для разработки плана производства являются результаты маркетинговых исследований рынков сбыта для продукции предприятия и уровня реальных реализационных цен на эту продукцию в различных районах ее сбыта. В плане должны быть определены возможные рынки сбыта продукции и объемы реализации по приемлемым для предприятия ценам. Эти объемы должны быть в пределах производственных возможностей предприятия.
Планируемый выпуск продукции определяется в натуральных единицах измерения и в стоимостном измерении. Объем планируемой продукции определяется в виде валовой, товарной и реализуемой продукции, причем валовая продукция, как правило, оценивается в неизменных ценах, а товарная и реализуемая - в фактических, реализационных.
План производства является исходным, базовым; в расчете на него определяются другие разделы плана предприятия.
Раздел плана по развитию и повышению эффективности производства содержит планируемые меры по развитию производства, внедрению новейших достижений науки и техники, механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствованию организации производства и труда, а также меры по улучшению условий труда и росту его производительности.
Итоговыми показателями по этому разделу являются затраты на реализацию намеченных конкретных мер и величины ожидаемого экономического эффекта.
В случае планирования строительства новых производственных объектов либо модернизации действующих для них составляются отдельные технико-экономические обоснования, оценивающие величины затрат и эффективность их реализации.
План материально-технического обеспечения содержит расчеты потребности предприятия в материальных ресурсах со стороны (включая производственные услуги). Он составляется на основе плана производства продукции с учетом реализации запланированных мер по снижению материалоемкости производства и оптимизации выбора поставщиков необходимых предприятию материальных ресурсов.
Показателями этого раздела плана предприятия является номенклатурный перечень материальных ресурсов (включая услуги), необходимых предприятию для выполнения намеченного плана производства, перечень оптимальных поставщиков и планируемая стоимость этих поставок.
План по труду и заработной плате определяет потребность предприятия в работниках различных категорий, специальностей и квалификаций, а также уровень их заработной платы.
Основополагающим принципом расчета этого раздела плана является обеспечение роста производительности труда и роста заработной платы работников предприятия.
Основа выполнения этого требования - соблюдение соотношения между ростом заработной платы и ростом производительности труда. Учитывая, что рост производительности труда связан с определенными затратами предприятия, темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы.
В практике планирования динамики этих взаимосвязанных показателей обычно используется соотношение 1:0,6-0,7, при котором рост заработной платы составляет 60-70 % от роста производительности труда работников предприятия.
Показателями раздела плана по труду и заработной плате являются планируемые уровни производительности труда, заработной платы, потребная численность работников и количественное изменение этих показателей в планируемом периоде по сравнению с базовым уровнем.
План по издержкам производства содержит расчеты величин затрат на оплату труда работников предприятия, стоимость потребляемых материальных ресурсов (включая производственные услуги со стороны), оценку износа средств труда, величины расхода денежных средств, суммы выплат установленных налогов и отчислений в процессе производства и сбыта продукции предприятия. Расчеты затрат дифференцируются по экономически однородным элементам затрат, а в необходимых случаях - и по отдельным частям производственного процесса либо по административно-обособленным производственным подразделениям предприятия.
В этом разделе определяется общая сумма издержек производства, а также себестоимость выпуска единицы продукции.
В разделе плана предприятия по социальному развитию определяются планируемые меры по решению социальных вопросов и проблем коллектива предприятия в планируемом календарном периоде, меры по улучшению условий труда, повышению степени его безопасноси.
В этом разделе оцениваются затраты, необходимые для осуществления намеченных мероприятий, а также ожидаемый результат, в том числе и воздействие реализации этих мер на экономическую эффективность производства.
Раздел плана мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов касается взаимоотношений предприятия с окружающей его воздушной средой, водными ресурсами, землями, на которых построено предприятие и которые
его окружают. Для предприятий гор но-добывающей промышленности этот раздел рассматривает и меры по наиболее эффективному использованию добываемых природных ресурсов.
В разделе количественно оцениваются последствия эксплуатационной деятельности предприятия на окружающую среду: выбросы в воздух вредных для окружающей среды веществ, сброс в водные источники загрязняющих их отходов производства.
Номенклатура и количество вредных выбросов и сбросов отходов производства в окружающую среду сопоставляется с действующими нормами. Намечаются меры по снижению вредного воздействия, оцениваются связанные с их реализацией затраты и эффективность их осуществления.
В финансовом разделе плана определяется потребность предприятия в оборотных средствах, разрабатываются и оцениваются меры по росту экономической эффективности их использования, определяются показатели взаимоотношения предприятия с государственным и местным бюджетами, составляется кредитный план, оцениваются все притоки и оттоки денежных средств, общая и чистая прибыль предприятия и направления ее использования.
В результирующем разделе плана производятся основные технико-экономические показатели, характеризующие состояние и результаты деятельности предприятия в рассматриваемом календарном периоде. В их числе - номенклатура производимой продукции и ее количество, планируемые реализационные цены на производимую продукцию, численность персонала и производительность труда, заработок работников, стоимость реализации продукции и услуг, издержки производства и себестоимость единицы продукции, величины прибыли и направления ее использования; объемы капитальных вложений, рентабельность производства и другие показатели.
Количественные значения всех планируемых показателей сопоставляются с их уровнем, достигнутым в предшествующие календарные периоды.
Следует отметить, что в условиях рыночной экономики, величина прибыли и достигнутый уровень рентабельности являются определяющими показателями экономической эффективности предпринимательской деятельности. Получение максимально боль-
шой прибыли является основным мотивационным фактором организации предприятия и его деятельности по выпуску конкретной, востребуемой обществом продукции.
Мерой достаточности получаемой прибыли выступает показатель уровня рентабельности производства, соизмеряющий размер получаемой прибыли с величиной капитала, авансированного в данное производство.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
18.4.1. Понятие о бизнес-планировании
В практике зарубежного планирования производства, а в настоящее время и в отечественной практике, находит широкое применение разработка бизнес-планов деятельности предприятий.
Целью составления бизнес-планов являются экономическое обоснование целесообразности строительства новых предприятий по выпуску конкретной продукции, реконструкции либо модернизации действующих; оценка целесообразности осуществления конкретных проектов по выпуску новой продукции либо внедрения новой технологии производства, либо осуществления комплекса каких-либо организационно-технических мероприятий по совершенствованию и развитию производства, намеченных предприятием в перспективный календарный период.
Такие экономические обоснования необходимы предпринимателям для оценки степени целесообразности реализации намеченных планов организации и совершенствования производства, а также для привлечения инвестиций, необходимых для реализации этих проектов.
С учетом поставленных задач бизнес-планы разрабатываются на определенную календарную перспективу, длительность которой должна учитывать календарный период ассигнования средств и их капитализации, а также период получения эффекта от этих вложений - хотя бы до срока их полной окупаемости.
Учитывая длительность рассматриваемого календарного периода, разновременность приведенных затрат и получения эффекта, бизнес-план обычно разрабатывается с учетом "фактора времени".
В общем случае бизнес-план представляет собой документ, обосновывающий действия предпринимателя по реализации какого-либо коммерческого проекта. Он является экономическим инструментом, позволяющим рассмотреть ряд альтернативных вариантов решения поставленной задачи и выбрать из них экономически предпочтительный.
В процессе разработки бизнес-плана предприниматель оценивает емкость рынка по сбыту планируемой продукции, возможный уровень реализационных цен и ожидаемое их изменение в рассматриваемый календарный период, свои возможности по выпуску планируемой продукции, свои издержки производства, потребную величину инвестиций, ожидаемую прибыльность реализации проекта, срок окупаемости инвестиций, степень риска недополучения ожидаемого эффекта с учетом принимаемых мер и прочее.
При разработке и оформлении бизнес-плана следует учитывать решаемые с его помощью задачи.
Поскольку бизнес-план адресно предназначен для собственников предприятия (акционеров), которые должны принять решения о реализации разработанного проекта и о соответствующих ассигнованиях, а также для привлечения новых потенциальных инвесторов, бизнес-план должен быть:
понятным, надлежаще оформленным, наглядным и содержательно доступным для пользования заинтересованными лицами;
рассмотренным независимыми экспертами и содержать аргументированное заключение о степени корректности расчетов;
экономически привлекательным для участников его реализации.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Однако в нем должны содержаться разделы, в которых рассматриваются концепция выбранного бизнеса, характеристика продукции, намеченной к. выпуску, ее объем и качество, степень ее востребованности рынком сбыта, ресурсное обеспечение проекта, ожидаемая эффективность его реализации.
Возможный перечень разделов бизнес-плана и их содержание могут иметь различия. Проект создания нового производства какого-либо продукта со строительством для этих целей нового предприятия может по содержанию бизнес-плана отличаться от проекта осуществления комплекса организационно-технических мероприятий на действующем предприятии.
18.4.2. Содержание бизнес-планов
В общем случае бизнес-план должен содержать следующие разделы.
1 Цели и задачи реализации запроектированного бизнеса. В этом разделе дается характеристика продукции, намеченной к выпуску при реализации рассматриваемого бизнес-плана. Потребительские достоинства этой продукции и соотношение их с реализационной ценой. Обоснование общественной полезности поставки этой продукции на рынок.
Задачи, решаемые реализацией рассматриваемого бизнес-плана: для общества: повышение степени удовлетворения спроса; создание новых рабочих мест; улучшение социальной обстановки в регионе; оздоровление экологического состояния и др.;
для предприятия, осуществляющего бизнес-план: расширение масштаба предпринимательской деятельности; более полное использование производственных своих возможностей и, основное, возможность роста величины прибыли и уровня рентабельности производства. Следует отметить, что уровень рентабельности капитала, вложенного в производство, должен быть не менее среднего в данном регионе и превышать ставку банковского депозита.
2. Основные параметры и показатели предлагаемого бизнес-плана. Этот раздел фиксирует в сводном виде результаты реализации запроектированного бизнес-плана.
В нем в кратком виде фиксируются:
□ основная идея и цель реализации бизнес-плана;
характеристика намеченной к производству продукции и ее отличительные особенности по сравнению с аналогичной продукцией, поставляемой другими предприятиями;
пути и способы достижения поставленной цели;
□ затраты и сроки осуществления проекта;
ожидаемая эффективность: рост объемов производства и реализации продукции; объемы прибыли и показатели рентабельности; срок окупаемости возможных инвестиций.
3. Характеристика предприятия, являющегося объектом бизнес-планирования. Приводятся информационные сведения о предприятии, его местонахождении, организационно-правовой форме, владельцах, величине уставного капитала, руководителях предприятия.
В этом разделе приводятся технико-экономические показатели, характеризующие результаты его производственно-хозяйственной деятельности и финансовое положение.
4. Анализ и оценка конъюнктуры на рынке сбыта продукции предприятия. В этом разделе приводятся данные, характеризующие конкурентоспособность продукции предприятия на начало осуществления бизнес-плана и при реализации мер, предусмотренных бизнес-планом. Рассматриваются основные конкуренты предприятия и их возможности. Производится оценка среднего уровня реализационных цен на потенциальных рынках сбыта продукции предприятия в сопоставлении с приемлемыми для предприятия реализационными ценами; определяются возможные объемы реализации продукции, конкретизируются оптимальные рынки сбыта и возможные уровни реализационных цен.
5. Программа и содержание предпринимательских действий, обеспечивающих выполнение бизнес-плана. Раздел должен включать;
инвестиционную часть, т.е. величины капиталовложений в сферу производства и сбыта продукции в соответствии с положениями бизнес-плана;
организацию производственной деятельности по годам рассматриваемого периода;
расчеты реализационной стоимости производимой продукции;
организацию учета издержек производства;
организацию маркетинговой службы, включая рекламу продукции, установление контактов с потребителями, изучение рынков сбыта и реализации продукции;
систему организационных мер и формирование специальной службы управления реализацией разработанного бизнес-плана.
6. Ресурсное обеспечение выполнения бизнес-плача. В разделе должны быть рассмотрены календарные потребности в материальных, трудовых и денежных ресурсах, своевременное наличие которых может обеспечить выполнение бизнес-плана. В их числе:
потребность в средствах производства и средствах труда; а потребность в трудовых ресурсах;
потребность в финансовых ресурех в виде инвестиций и текущих денежных средств, получаемых предприятием от своей производственной деятельности. Потребность в кредитах и условия их получения.
7. Оценка экономической эффективности реализации бизнес-плана. Это завершающий раздел, оценивающий конечный ожидаемый эффект в результате реализации запланированного в бизнес-плане комплекса организационно-технических и финансовых мер по организации выпуска и реализации конкретной продукции. Оценка производится с использованием основных показателей, ха-рактризующих объемы поизводимой и реализуемой продукции, ее реализационную стоимость, величину издержек производства, потребность в кредитах, величину прибыли, уровень рентабельности и др. Рассматриваются основные факторы риска и оцениваются возможные потери от недополучения ожидаемого эффекта.
Для случая реализации разработанного бизнес-плана в течение ряда календарных лет и наличия разновременности инвестиционных затрат и получаемого от них экономического эффекта подсчет интегральной эффективности реализации рассматриваемого плана производится с учетом фактора времени. В этом случае основным экономическим показателем, интегрально оценивающим эффективность реализации бизнес-плана, является величина чистого дисконтированного дохода (ЧДЦ). Дополнением к этому критериальному показателю являются значения показателей внутренней нормы доходности (ВНД), индекса доходности (ИД) и срока окупаемости капитальных вложений.
Значения приведенных показателей рассчитываются за весь календарный период реализации бизнес-плана.
Помимо расчетов по оценке коммерческой эффективности реализации бизнес-плана для самого предприятия, рассчитывается общественная и бюджетная эффективность реализации этого проекта .