Многие организации работают на рынках, которые являются не просто
местными или национальными, а глобальными. Одним из примеров этого может считаться быстрый рост торговли в масштабе реального времени посредством Интернета. WCM пытается отреагировать на дополнительное конкурентное давление "глобального рынка". Термин "производство мирового класса" не описывает единичную философию или метод, а представляет собой систему взаимосвязанных взглядов и методик, каждая из которых связана с конкретной сферой.
- Качество.Качество продукции/услуги (включая обслуживание после
продажи) жизненно важно для того, чтобы поддерживать или улучшать
положение на рынке.
- Время выполнения заказа.Продолжительность промежутка времени
между поступлением и выполнением заказа (время исполнения заказа)
может быть решающей для рыночного положения.
- Адаптируемость.Продукция/услуги, которая достаточно гибка, чтобы
удовлетворять различные потребности клиентов, скорее всего будет
пользоваться большим успехом на глобальном рынке.
- Затраты.Поставка качественной продукции/услуг быстро и с меньшими
расходами, чем у конкурентов, может обеспечить рыночное
преимущество.
Общую цель WCMможно выразить как производство продукции с возможно минимальными затратами, согласующимися с соображениями качества и конкурентоспособности. Поэтому WCM предполагает минимизацию запасов, повышение квалификации персонала и его вовлечение в процесс принятия оперативных решений, действенный дизайн продукции/услуг и кооперацию с поставщиками. Все это обусловливает перенос акцента информации управленческого учета: от преимущественной ориентации внутрь и на затраты организации к ориентации на качество и рынок, на стратегическую информацию, обеспечение согласования с ней оперативной и тактической информации.
Переход к производству мирового класса, на самый высокий уровень конкурентоспособности — дело весьма хлопотное и занимает немало времени, но увы, необходимое. Вот почему полезным может стать определение степени готовности предприятия к работе по стандартам производства мирового класса. С помощью приводимого далее теста можно попытаться по некоторым параметрам проанализировать состояние дел на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
WCM - производство мирового класса, философия быть самым лучшим и быстрым производителем продукта или услуги по самой низкой цене. Это подразумевает постоянное улучшение продукции, технологии или услуг, чтобы оставаться лидером отрасли и обеспечить наилучший выбор для потребителей на всех этапах технологического процесса.
В России появляется все больше и больше компаний, которые можно назвать компаниями мирового класса. Возможно, в них нет сложной системы корпоративного управления (все еще впереди) и ценные бумаги не обращаются на российских и международных биржах, но их система качества и возможность конкурировать на мировом рынке говорит о большом потенциале развития (можно привести в пример Ирбицкий мотоциклетный завод, который работает в нише тяжелых мотоциклов с коляской и имеет небольшой объем производства, порядка 2 тыс. мотоциклов в год, при этом свыше 70% техники компания экспортирует, причем на рынки развитых стран - Европы и Северной Америки).
По словам экспертов, главное найти и занять узкую нишу по производству и занять существенную долю рынка, предлагая качественный и востребованный продукт.
Впрочем, готового рецепта у специалистов по управленческому консалтингу, как стать компанией мирового класса или лидером в своей области, нет. Самое сложное - это сформулировать бизнес-идею. Очень часто человек интуитивно чувствует, что необходимо делать на каком сегменте рынка, но маркетинговые исследования рынка, конечно, также играют важную роль. По словам экспертов, главный недостаток российских компаний - желание соответствовать международным стандартам, но при этом непонимание, зачем им это надо. Компании внедряют систему качества не для того, чтобы эффективно управлять, а для того, чтобы она у них была, потому что потребитель этого требует. Нет осмысленности процесса, а поэтому в компании ничего не меняется, появляется просто сертификат. Впрочем, в философии российских компаний произошли существенные изменения за последнее время. Сейчас ситуация меняется, и никому не нужна, например, стратегия развития компании ради самой стратегии, нужна стратегия для того, чтобы что-то понимать. В этом плане происходит определенный сдвиг, и многие вещи делаются более осмысленно, чем это было раньше. Компании начинают понимать, для чего все это им надо.
Вывод:Для многих российских компаний наиболее эффективна нишевая стратегия, потому что в условиях открывающегося российского рынка им все равно придется рано или поздно конкурировать фактически со всем миром. Поэтому необходимо стремиться работать не только в России, но и за рубежом, поскольку это обеспечит их конкурентоспособность в будущем. Для этого нужно создавать производство мирового класса. Тем более, что потенциал у российских компаний есть.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джен Ягер. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса/ Пер. с англ. - М: Джон Уайли энд Санз, 1994.
2. Серегин В. Как стать компанией мирового класса в России? // Аналитическая ежедневная газета RBC daily - №334 от 01.12.2003 г.
3. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. — М.: Экономика, 1964.
4. Хейс Р. и др. Динамичное производство. - М.: Дело ЛТД, 1993.
5. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка. 3-е. издание. - М.: Финансы и статистика - 2003
6. Хруцкий В.Е. Как добиться успеха. Практические советы деловому человеку — М.: Республика, 1992.