Функции, задачи и состав органов МТО. Формы снабжения, нормирование расхода материальных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение производства как компонент логистики и обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки «входа» системы и ее «выход» – готовой продукт. При низком качестве «входа» системы невозможно получить высокое качество ее «выхода». Процесс МТО производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В их состав входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и материальный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам МТО производства.
Цели МТО производства следующие:
· Своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества.
· Улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др.
· Анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности поставляемых материальных ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса. Ради повышения качества «входа» предприятиям не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.
Для достижения поставленных целей на предприятии необходимо постоянно выполнять следующие работы:
1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; оптимальная их цена; простота схемы и стабильность поставок;
2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;
3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;
4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;
5) разработка материальных балансов;
6) планирование МТО производства ресурсами;
7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;
8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;
9) учет и контроль использования ресурсов;
10) организация сбора и переработки отходов производства;
11) анализ эффективности использования ресурсов;
12) стимулирование улучшения использования ресурсов.
Всеми перечисленными работами должен заниматься отдел МТО производства, находящийся в подчинении у заместителя руководителя предприятия по производству. Поскольку качество работы отдела во многом определяет качество производственного процесса, то он должен быть укомплектован высококвалифицированными специалистами. Кроме того, многие решаемые отделом вопросы носят комплексный характер, требуют знаний в области маркетинга, логистики, техники, технологии, экономики, нормирования, прогнозирования, организации производства, межпроизводственных связей.
Структура отдела МТО производства представляется состоящей из следующих бюро:
· маркетинга поставщиков ресурсов;
· нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами;
· управления запасами;
· обеспечения рабочих мест ресурсами;
· управления эффективностью использования ресурсов.
В свою очередь, каждое бюро может состоять из групп, отвечающих за конкретную проблему или объект. Например, бюро маркетинга можно подразделять либо по группам ресурсов (оборудование, технологическая оснастка, сырье, материалы, комплектующие изделия), либо по функциям маркетинга (группа информационного обеспечения, группа изучения имиджа поставщиков, группа изучения конкурентоспособности поставщиков и их товаров, группа цен, группа связей с общественностью) . Очевидно, что при формировании бюро по предметному признаку требуются специалисты, владеющие всеми функциями маркетинга. При формировании бюро по функциональному признаку специалисты должны хорошо разбираться в особенностях всех видов ресурсов, используемых предприятием.
Бюро нормирования и планирования обеспечения производства ресурсами можно поручить выполнение следующих функций: разработка методов оптимизации использования ресурсов в условиях данного предприятия; разработка нормативов расхода важнейших видов ресурсов по основным объектам предприятия; анализ эффективности использования ресурсов на предприятии; разработка стратегических норм и нормативов; разработка материальных балансов; разработка плана обеспечения предприятия и его подразделений материально-техническими ресурсами (входит в состав бизнес-плана предприятия).
Бюро управления запасами могло бы заниматься следующими вопросами: расчет нормативов различных видов запаса (оборотный, страховой, расходный) по видам ресурсов, оптимизация запасов по видам ресурсов, организация пополнения запасов, учет и контроль использования ресурсов, техническое обеспечение управления запасами.
Бюро обеспечения рабочих мест ресурсами должно решать следующие вопросы: оснащение основным и вспомогательным оборудованием, инвентарем, тарой, устройствами охраны труда и санитарно-гигиеническими устройствами; организация оперативного обеспечения рабочих мест технологической оснасткой, материалами, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, топливно - энергетическими ресурсами; учет, контроль и анализ использования ресурсов на рабочем месте.
Бюро управления эффективностью использования ресурсов могло бы заниматься выявлением факторов улучшения использования ресурсов (по видам), установлением зависимостей между организационно-техническими и экономическими показателями, организацией учета и контроля использования ресурсов в целом по предприятию, разработкой мероприятий по улучшению использования различных видов ресурсов, организацией их внедрения и стимулирования. По аналогии с бюро маркетинга структуру остальных бюро отдела МТО производства можно формировать по функциональному либо предметному признаку.