Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. 02.02.2006 №19-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство участников внешнеторговой деятельности;
3) единство таможенной территории РФ;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
9) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
10) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
12) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
- таможенно-тарифных методов;
- нетарифных методов;
- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Таможенный тариф – систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из неё товары.
Нетарифные методы регулирования, т.е. различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охраны окружающей природы, защите национальной безопасности и др. предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензий. Лицензированию подлежат квотируемые товары (торговля текстилем и одеждой, нефть, углеводородное сырьё, цветные металлы и др.), специфические товары (дикие животные, растения, кости ископаемых, коллекционные материалы), товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством (ракетное топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические вещества и др.). К таким методам относятся:
- количественный контроль – это контроль ввоза или вывоза товара установленных в максимальном объёме или стоимости (квоты);
- экспортный контроль;
- государственная монополия на экспорт или импорт;
- контроль качества – для ряда товаров в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды (продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические средства, бытовая техника и т.д.);
- запреты и ограничения экспорта или импорта – могут вводиться как защитные меры, когда, например, резко возросший импорт угрожает национальному производству определённых товаров.
Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о прохождении товаров и др.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю координирует межотраслевые вопросы, осуществляет надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторскую проверку участников ВЭД.
В соответствии с законодательством субъекты РФ - республики, края, области - могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.
Согласно законодательству РФ все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным признакам и создавать внешнеэкономические службы. Многие объединения накопили опыт в международном экономическом сотрудничестве, имеют квалифицированных специалистов, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.