Вопрос 1. Цели управления запасами. Виды запасов.
Тема 7. Лекция
Основы управления запасами
Учебные вопросы:
- Цели управления запасами. Классификация запасов
- Основные задачи, условия и издержки формирования и поддержания запасов
- Основные системы управления запасами
Введение
Управление запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистической системы, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40% и более от общих логистических издержек. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах снабжения производства и обращения продукции. С переходом к рыночным отношениям меняется подход, как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации.
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные запасы фирмы и являются объектом оптимизации с позиции общих издержек.
Классификация запасов
Классификация запасов необходима для решения минимум двух задач:
1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока;
2) управления запасами в рамках заданной логистической системы (хоз. субъекта).
Классификация по месту нахождения:
- у поставщиков;
- у потребителей;
- у торговых посредников;
- в производстве.
Классификация по отношению к логистическим функциям:
- складские;
- транспортные(в пути, транзитные);
- грузопереработки.
Классификация по функциональному предназначению:
- текущие – обеспечивают непрерывность обеспечения между двумя поставками;
- подготовительные (технологические) – выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса и т.п.);
- гарантийные (страховые) – для непрерывного обеспечения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути). В отличии от текущих, размер гарантированных запасов величина постоянная (на подобие неприкосновенного запаса).
- сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Должны обеспечить нормальную работу во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.
- спекулятивные – создаются на фирмах в целях защиты от возможного повышения цен или введения квот, тарифов на ввоз.
- устаревшие (неликвидные) запасы – образуются в случае ухудшения качества товара и морального износа (т.е. когда логистический цикл производства и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара).
Виды запасов по времени учета
Максимально желательный - уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень – используется для определения момента времени осуществления очередного заказа.
Текущий запас – соответствует уровню запаса в любой момент времени. Может совпадать с максимально желательным, пороговым и гарантийным.
Гарантийный (страховой) запас – используется для определения момента времени принятия экстренных мер для пополнения запасов.
Первая группа задач
К ней относятся задачи:
- экономия на закупках;
- сокращение затрат на транспортировку;
- обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения)
- защита против возможного повышения цен на МР;
- учет сезонных колебаний спроса (производственной программы);
- поддержка производственного расписания.
Рассмотрим их подробно. Экономия на закупках. При закупках в больших объемах поставщики МР обычно делают скидки. Хотя создаваемые в этом случае запасы МР (в логистических каналах от поставщиков до фирмы производителя) могут поддерживаться достаточно долго, затраты хранения могут быть меньше, чем выигрыш на скидках с цены. Закупки МР со значительными скидками делаются в оффшорных зонах для достижения дополнительной экономии на налогах. Запасы такого рода поддерживаются в течение всего времени, пока экономия на скидках превышает затраты на хранение МР.
Сокращение затрат на транспортировку. Эта задача во многом аналогична задаче экономии на закупках МР. Закупка больших количеств МР и отправка их большими экономическими партиями (например, ж/д), как правило, приводит к снижению транспортных тарифов и уменьшению затрат на транспортировку. Однако в этом случае создание складских запасов неизбежно. Закупка же небольшими партиями и транспортировка МР непосредственно на производственные подразделениями фирмы связана с большими транспортными издержками. Т.к. значительную часть себестоимости продукции составляют транспортные издержки, уменьшение их даже на небольшой процент за счет рационального создания складских запасов может дать фирм экономию. Особенно это важно для сырьевых ресурсов, когда их складское хозяйство и хранение (открытые площадки) не требуют больших инвестиций.
Оптимизация рассматриваемых задач (закупка и транспортировка) связана с определением оптимальной (по критерию суммарных затрат на хранение и транспортировку) партии поставки МР и является одной из основных в теории управления запасами.
Обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения). В этом случае запас МР представляет собой некоторую гарантийную часть общего производственного запаса, предназначенную для страхования логистических рисков (сбоев) в каналах снабжения. Причины сбоев:
- природные,
- климатические,
- нарушения в транспортных процессах и коммуникациях,
- сбои в информационных каналах прима и обработки заказов на поставку МР,
- отклонения от условий договоров поставки по финансированию, срокам, качеству и т.д.
Количество (объемы) поддерживаемых в страховых запасах МР обычно прямо пропорционально вероятности появления сбоев в снабжении.
Защита против возможного повышения цен. Эта задача решается созданием и поддержанием складских и спекулятивных запасов МР, предназначенных для страхования рисков, т.е. с возможным повышением цен на исходные МР непосредственно: 1) поставщиками, 2) изменениями тарифов, 3) налогов, 4) таможенных пошлин, 5) процентных ставок, 6) колебаниями курсов валют и т.п.
Часто западные и российские фирмы, которые закупают большие объемы биржевых сырьевых товаров (нефтепродукты, металл, зерно, древесина и т.п.), прибегают к страхованию биржевых сделок путем хеджирования закупок на фьючерсных товарных биржах.
Учет сезонных колебаний спроса. Причины сезонных колебаний:
- изменения природных, климатических и дорожных условий,
- сезонность производства отдельных вдов продукции,
- условия работы различных видов транспорта и др.
Альтернативой сезонных запасов в некоторых случаях может быть переключение доставки МР с одного вида транспорта на другой (автомобиль -> воздушный).
Поддержка производственного расписания. Запасы МР в каналах «снабжение-производство» и внутри производственно-технологического цикла является необходимым элементом организации производства. Даже при использовании таких логистических концепций как J IT, «lean production», не удается полностью исключить складские запасы МР и НП из технологического цикла. В ряде случаев запасы МР создаются крупными промышленными корпорациями для поддержки своих основных поставщиков, ели они являются постоянными и надежными партнерами в логистических каналах снабжения.
Вторая группа задач
К ней относятся задачи:
- экономия на заказах;
- сокращение транспортных расходов;
- поддержка непрерывности производства;
- учет сезонных колебаний спроса;
- защита против возможного повышения цен на ГП;
- улучшение потребительского сервиса;
- лучшее использование трудовых ресурсов фирмы.
Рассмотрим их подробно. Экономия на заказах ……………
Сокращение транспортных расходов. Задача сокращения расходов на транспортировку ГП за счет создания запасов в системе дистрибьюции аналогична той же задаче при снабжении. Западные фирмы часто прибегают к уменьшению транспортных расходов в дистрибьюции за счет маркетингово-ориентированного складирования. Фирмы изготовители отправляют ГП на свои стратегические, маркетингово-ориентированые склады в соответствии с транзитными нормами отгрузки. Затем фирма может доставлять мелкими партиями ГП с этих складов до конечных потребителей, минимизируя общие транспортные расходы.
Поддержка непрерывности производства. Причиной создания запасов ГП в физическом распределении является поддержание стабильности и непрерывности производственно-технологического цикла. Фирма иногда должна производить ГП с опережением спроса создавая буферные складские запасы в определенных точках дистрибьюции, в том числе и для сглаживания колебаний спроса. Альтернативой производства в запас является производство на заказ.
Учет сезонных колебаний спроса. Если производственных мощностей фирмы может не хватить для удовлетворения спроса в отдельные периоды времени, производитель должен постоянно пополнять сезонные запасы ГП, максимально приближенных к местам прогнозируемого повышения спроса.
Улучшение потребительского сервиса. Наилучшее удовлетворение требований потребителей к качеству и сопутствующему сервису.
Лучшее использование трудовых ресурсов. Повышают устойчивость трудового потенциала и стабильность использования трудовых ресурсов фирмы. Если производство только отслеживает спрос, могут возникнуть ситуации, когда при резком уменьшении спроса, отпадает необходимость полной загрузки производственных мощностей и сокращение рабочих мест (потеря квалифицированных кадров, нарушение устойчивости трудового коллектива, которые в перспективе могут нанести фирме гораздо больший ущерб, чем производство в запас).
Тема 7. Лекция
Основы управления запасами
Учебные вопросы:
- Цели управления запасами. Классификация запасов
- Основные задачи, условия и издержки формирования и поддержания запасов
- Основные системы управления запасами
Введение
Управление запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистической системы, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40% и более от общих логистических издержек. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах снабжения производства и обращения продукции. С переходом к рыночным отношениям меняется подход, как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации.
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные запасы фирмы и являются объектом оптимизации с позиции общих издержек.
Вопрос 1. Цели управления запасами. Виды запасов.
В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.
Товарно-материальныеценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов рис. 1:
1) сырье и материалы;
2) незавершенное производство;
3) готовая продукция;
4) товары;
5) отходы.
С одной стороны, запас формируется в результате пополнения товарно-материальных ценностей входящими материальными потоками (поставками), с другой стороны, за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), которые формируют выходящий материальный поток звена, содержащего запас (рис. 2).
Рис.1.2. Модель формирования запаса в звене цепей поставок.
Главная цель создания запаса – обслуживание заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя). Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно-материальные ценности сразу же передаются потребителю. В этом случае реализуется принцип поставки «точно в срок».
Когда характеристики выходящего материального потока не отвечают характеристикам входящих материальных потоков появляется запас. В такой ситуации необходимо предварительное накопление товарно-материальных ценностей, создание запаса с тем, чтобы было возможно в требуемой мере обслуживать заказы потребителя.
Таким образом, запас формируется при наличии несогласованных действий смежных звеньев цепей поставок. Запас является инструментом согласования совместного функционирования этих звеньев. Он позволяет обеспечить требования потребителя и выгодные условия работы поставщика.
Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия, и воздействуют на уровень логистического обслуживания в целом.
Все ЛС используют запасы. Поэтому важна разработка оптимальной стратегии управления запасами. В качестве запасов можно рассматривать сырье, полуфабрикаты, комплектующие и готовую продукцию. Задача управления запасами напрямую связана с организацией процесса закупок, а также сбытом готовой продукции.
Изменение объема товарно-материальных запасов зависит от отношения к ним предпринимателей, которое определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объем инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней запасов вызываются не одним лишь инвестированием. Важным фактором здесь выступает качество принимаемых решений, и какая технология управления запасами используется.
Существует много причин создания запасов, однако общей причиной является стремление субъектов к экономической безопасности. При этом высокая стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости поддержания высокого уровня запасов в глазах руководства фирмы, поскольку противоречат повышению эффективности производства. Также сильнейшей причиной создания запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита).
Другими причинами создания запасов являются:
- Обеспечение непрерывности производственного процесса.
- Периодичность производства поставщиками отдельных видов продукции.
- Особенности транспортировки от поставщика до потребителя, связанные с несовпадением ритма производства продукции с ритмом потребления.
- Ценовые факторы. Уменьшение и увеличение цены в общем стимулирует увеличение уровня запасов (аналогия: спад и повышение деловой активности приводит к увеличению ставки процента).
- Колебания спроса.
- Сбои в производственном процессе.
Нехватка запасов приводят к следующим издержкам:
1. Издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара)
Дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов.
2. Издержки в связи с потерей сбыта – когда постоянный заказчик обращается в другую фирму.
3. Издержки в связи с потерей заказчика – когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной сделки, но и тем, что заказчик ищет другие источники снабжения.
Запасы играют как положительную так и отрицательную роль. Положительная-
1. Они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта.
2. Сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе.
3. Повышают надежность реализации принятых решений.
Отрицательная –
1. В них замораживаются (иммобилизуются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы на другие цели.
2. Большие уровни запасов ГП тормозят улучшение качества продукции, т.к. фирма прежде всего заинтересована в их реализации до инноваций в качество.
3. Наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствуют интеграции субъектов в экономической системе и внедрении концепции общих затрат, т.к. изолирует логистические звенья (субъекты) и стадии бизнеса друг от друга.
Основной проблемой управления запасами является согласование (координация) часто противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам.
Служба маркетинга заинтересована как можно в большем уровне удовлетворения потребителей для чего необходимо поддержание высокого уровня запасов, способных быстро и качественно реагировать на изменение спроса.
С позиции производства запасы должны прежде все обеспечивать непрерывность проиводственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия МР и НП и в тоже время минимизировать затраты связанные со снабжением.
Финансовый отдел заинтересован в как можно меньшем уровне запасов. В логистической системе с точки зрения оборотного капитала это означает ускорение оборачиваемости запасов: уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами; повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.
Классификация запасов
Классификация запасов необходима для решения минимум двух задач:
1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока;
2) управления запасами в рамках заданной логистической системы (хоз. субъекта).
Классификация по месту нахождения:
- у поставщиков;
- у потребителей;
- у торговых посредников;
- в производстве.
Классификация по отношению к логистическим функциям:
- складские;
- транспортные(в пути, транзитные);
- грузопереработки.
Классификация по функциональному предназначению:
- текущие – обеспечивают непрерывность обеспечения между двумя поставками;
- подготовительные (технологические) – выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса и т.п.);
- гарантийные (страховые) – для непрерывного обеспечения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути). В отличии от текущих, размер гарантированных запасов величина постоянная (на подобие неприкосновенного запаса).
- сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Должны обеспечить нормальную работу во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.
- спекулятивные – создаются на фирмах в целях защиты от возможного повышения цен или введения квот, тарифов на ввоз.
- устаревшие (неликвидные) запасы – образуются в случае ухудшения качества товара и морального износа (т.е. когда логистический цикл производства и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара).
Виды запасов по времени учета
Максимально желательный - уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень – используется для определения момента времени осуществления очередного заказа.
Текущий запас – соответствует уровню запаса в любой момент времени. Может совпадать с максимально желательным, пороговым и гарантийным.
Гарантийный (страховой) запас – используется для определения момента времени принятия экстренных мер для пополнения запасов.