Принципы, цели и функции менеджмента

Предметом изучения менеджмента является: 1) общие закономерности, принципы формирования, функционирования и развития системы управления организацией; 2) управленческие отношения.

Объект изучения менеджмента — процесс управления определенными организациями, а субъект — их работники.

Принципы менеджмента|основание| - совокупность основных правил, положений, руководящих идей, ориентиров|ориентира|, которыми|какими| должны руководствоваться органы и работники управления в своей деятельности.

Известно, что принципы рационального управления были сформулированы основоположниками научного менеджмента -| В. Тейлором, Г. Емерсоном, А. Файолем.

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА Анри Файоля

Принцип Трактовка
Разделение труда Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одинако­вых условиях
Единство и связь полномочий и ответственности Полномочия — это право отдавать приказы, а ответственность — его противоположность: где есть по­лномочия, там и возникает ответственность
Единая дисциплина Дисциплина предусматривает соблюдение разнообразных норм организации ее работниками. В органи­зациях возникают дисциплинарные отношения, на которых базируются отношения между работниками и руководством
Единство руководства Каждая группа, которая действует в пределах одной цели, должна быть объединена единственным планом и иметь одного руководителя
Согласованность индивидуальных интересов с общими Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами орга­низации
Принцип вознаграждения и стимулирования Для обеспечения преданности и поддержки работников, они должны получать справедливую заработную плату за свой труд
Принцип централизации и децентрализации управ­ления Предусматривает определение меры между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие возможные результаты  
Принцип иерархии Служебные отношения между работниками, которые отображают их подчиненность
Единое управление (единство распоряжений) Заключается в том, что у каждого работника есть ли­шь один непосредственный руководитель
Единственный порядок Характеризует существование всего на своем месте
Принцип справедливости и равенства Предусматривает равенство всех относительно ответственности за собственные действия  
Единство (стабильность) персонала Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации  
Развитие инициативы   Инициатива означает разрабатывание плана и обеспечение его успешного выполнения
Корпоративный дух   Наличие взаимопонимания и стабильность коллек­тива всегда положительно отражаются на производительности труда

Функция менеджмента — это вид управленческой деятельности, которая обеспечивает формирование способов управленческого влияния.

Целью деления|разделения| процесса менеджмента на функции является закрепление отдельных видов работ за исполнителями и упорядочивания|уряжает| этого про­цесса| и обеспечение высокого профессионализма.

Функции менеджмента впервые определил А. Файоль: ||предвидение; организация; распоряжение; согласование; контроль.

Основными признаками классификации функций менеджмента являются:

• вид управленческой деятельности, которая дает возможность отличить одну работу от другой;

• направленность видов деятельности на объект, которым управляют, или на внешнюю среду.

Классификация с позиции субъекта выделяет общие (основные) и конкретные (специальные) функции.

К общим функциям принадлежат:

Функция планирования предусматривает решения о том, какими должны быть целые организации и что должны делать члены организации для их достижения. Как только план составлен, нужно подготовить его выполнение.

Организационная деятельность заключается в создании определенной структуры, которая дает возможность персоналу эффективно работать вместе для достижения его целей.

Мотивация— это такое регулирование стимулов человека, при которых возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации.

Последним этапом процесса управления является осуществлениеконтроля, т.е. сравнение фактических результатов с запланированными, но если на этом этапе возникают определенные несогласования, проблемы, то применяют функцию регулирования.

Специальные функции менеджмента выделяются по форме деления процесса менеджмента на такие основные части:

Общее (линейное) руководство - определение главного|головного| направления развития предприятия (подраздела|подразделению|), осуществления организации, координации и контроля деятельности аппарата управления, определения структуры| управления, форм|формы| и степени централизации и децентрализации, в управлении. Выполняют|исполняют| руководитель предприятия, начальники структурных подразделений, бригадиры, завфермами|.

Техническая подготовка производства предусматривает контроль за техническим состоянием|станом| и эксплуатацией техники, осуществления ремонтов и технического обслуживания, организацию эффективной работы машинно-тракторного и автомобильного парка. Отвечает за все инженерная|инженер-металлург| служба.

Технологическая подготовка производства - разработка и совершенствование технологии производства, материально-техническое обеспечение выполнения технологических процессов, контроль, за соблюдением требований к технологическим процессам|да|. Выполняют|исполняют| агрономы, зоотехнии|.

Экономическая|экономичная| подготовка производства - проведение анализа хозяйственной| деятельности, выявление|обнаружения| путей и резервов повышения эффективности производства, планирование экономического|экономичного| и социального развития хозяйства|, осуществление бухгалтерского учета. Выполняет|исполняет| финансово-экономическая служба предприятия.

Маркетинговая деятельность - это изучение рынка, планирования маркетинговых мероприятий, разработка и совершенствование товаров, определения ценовой политики, организация снабжения|поставки| и сбыта, разработка рекламы. Решает все эти вопросы маркетинговая служба предприятия.

Охрана|охранение| труда и техника безопасности - планирование мероприятий, обучение|обучения|, и инструктаж исполнителей, обеспечения соблюдения требований|востребования| безопасности, при эксплуатации техники, установка оборудования и проведение мероприятий по улучшению условий труда. Эти вопросы решают все руководители и специалисты, в больших|великих| предприятиях - инженер|инженер-металлург| по|с| охране|охранения| труда и технике безопасности.

Управление кадрами - планирование потребности в кадрах, отбор и расстановка кадров, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, аттестация, их продвижение по службе. Осуществляют|свершают| линейные руководители, а также отделы кадров (инспектор по|с| кадрам) предприятий.

Оперативное управление связано|повязал| с оперативным планированием, учетом и регулированием хода производства. Выполняют|исполняют| диспетчерская служба хозяйства, а также все руководители и специалисты.

Управление материально-техническим обеспечением и сбытом предусматривает составление|сдает| заявок на материалы и изделия, размещение заказов на изделия, контроль за выполнением заявок, составления|сдает| лимитно-заборных карт, проведения децентрализующей заготовки и обеспечения снабжения|поставки|, за оперативными заявками, контроль за поступлением материалов, организация складского хозяйства, разработка графиков реализации продукции, осуществления взаимосвязей, со снабженческими, заготовительными и торговыми организациями.

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность обеспечивает обратную связь в системе менеджмента, своевременного учета материальных ценностей, выхода продукции и производственных расходов, осуществление режима экономии и хозяйственного коммерческого расчета, составления|сдает| финансового плана предприятия, и расчет потребности в капитале, определение источников|истока| фондов и размера фондов акций, ведения статистической отчетности, управления активами, оборотным|обратимым| капиталом и основными фондами, анализ финансового состояния|стана| предприятия, его платежеспособности и ликвидности, контроль, за правильным расходованием финансовых средств|средства| и производственных ресурсов дебиторской и кредиторской задолженности, балансирования финансовой структуры, финансирования, подготовка предложений относительно|касательно| повышения конкурентоспособности предприятия.

Разделение труда на функции внутри аппарата управления позволяет лучше использовать квалификацию и способности работников, повышает их ответственность. Нечеткое распределение|деление| обязанностей|долга|, прав и ответственности, приводит к|до| возникновению разных|различных| организационных недостатков|недостатка|: незнание работниками подчиненности, своих прав и обязанностей|долга|; дублирование отдельных функций, обезличивание|обезличивания|, в работе.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Классификация целей может осуществляться :

- по охватываемой сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).

Задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (задача мастера), предметами (задача рабочего в цехе), информацией (задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Организация в системе менеджмента

Организация — это систематизированное и сознательное объединение действий людей, которое предусматривает достижение определенных целей на базе определенных правил и процедур.

Организация (в экономике) — хозяйственный субъект, какой реа­лизует| собственные интересы с помощью|посредством| производства и реализации товаров или услуг.

Основными требованиями|востребованием| относительно|касательно| существования организации являются:

• наличие как минимум двух лиц|личности|;

• единство цели;

• единство заданий|задачи|;

• наличие ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, естественных|природных|, информационных, часовых и тому подобное);

• наличие технологии (процессу) деятельности;

• наличие юридического статуса.

Создавая организацию, определяют ее основные параметры:

• цели и задания|задача|;

• виды и масштабы деятельности;

• форма собственности;

• размер и вид организации.

В любой организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда. Горизонтальное — это совокупность определенных видов деятельности одного уровня, а вертикальное предусматривает их координацию высшим уровнем управления.

Жизнедеятельность организации основывается на таких основополагающих процессах:

• получение сырья и ресурсов из внешней|наружной| среды;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю|наружную| среду.

Организация как открытая рыночная система характеризуется такими элементами:

• входом в систему;

• системой превращения|преобразования|;

• выходом из системы;

• границами|границей|.

Критерий   Тип организаций  
Размер • Большие - свыше 250 человек, свыше 100 млн. грн.
  • средние - от 51 до 250 человек, от 70 до 100 млн. грн.
  • малые - не более 50 человек, объем валового дохода от реализациине более 70 млн. грн.
Источники финансирования • Бюджетные;
  • небюджетные
Форма собственности • Государственные;
  • частные;
  • коллективные;
  • коммунальные
Уровень прибыли • Прибыльные;
  • неприбыльные
Вид деятельности • Хозяйственные;
  • общественные.
Сфера деятельности • Туристические;
  • транспортные;
  • фармацевтические;
  • торговые но др.

По взаимодействию с внешней средой выделяют такие типы организаций:

— механистический;

— органистические|.

Механистический тип значит, что организация спроектирована подобно машинному механизму. Характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, четкой иерархией власти. Если внешняя среда стабильна и существует незначительная степень неопределенности, то можно отдать преимущество механистическому типу.

Органистический олицетворяется с организациями, которые подобны живому организму. Характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры, незначительным количеством уровней иерархии. Если среда динамична, высокий уровень неопределенности — стоит отдать предпочтение органистическому типу управления.

СРАВНЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО И ОРГАНИСТИЧЕСКОГО ТИПА ОРГАНИЗАЦИЙ

Категории Механистический тип Органистичний тип
Структура Консервативная, негибкая структура Гибкая структура
Цели и задания   Четко определенные, стандартные и неизменные задания Динамические, творческого хара­ктера задания
Изменения   Противодействие (сопротивление) изменениям Готовность к изменениям  
Власть   Власть устанавливается на основе позиции в организации Власть базируется на знан­нях и опыте  
Контроль Иерархическая система контро­ля Самоконтроль и контроль коллег
Коммуникации   Тип коммуникаций «сверху вниз» (командный), в содержании которых преобладают распоряжения, инструкции, решениня, принятые высшим руководством Многонаправленные коммуни­кации  

Типы организаций по взаимодействию подразделений|подразделения|:

— традиционная (комбинация линейно-функциональной структуры);

— дивизионная (в основе|основании| — конечный|концевой| результат: продукт, потребитель);

— матричная (управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы).

Типы организаций по взаимодействию с человеком:

— корпоративная;

— индивидуалистская.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Показатель   Формальные   Неформальные
Общая характеристика   Официально зарегистрированные ор­ганизации, которые действуют на ос­нове существующего законодательства и регламентирующих до­кументов (устав, положения)   Организации, которые не имеют юридический статус  
Признаки   • Юридическое лицо; • наличие необходимых ресурсов; • зависимость от внешней| среды; • горизонтальное разделение|разделение| труда и вертикальное управление|; • выделяются три общепринятых уровня управления ♦ Определенная социальная общность|; ♦ объединение по хобби; ♦ отсутствует|отсутствующий| четкое разделение| труда и управления; ♦ имеют разное значение (содействуют развитию интере­сов, развитию инициативы, обеспечивают благоприятный социально-психологический климат)  

Для четкой работы организации необходимо, чтобы выполнялись|исполняют| такие принципы:

— цели должны быть понятными всеми работниками;

— систему целей нужно направлять|устремлять| на реализацию глобальной цели организации;

— информационные каналы не стоит перегружать и устанавливать логические|логичные| связи;

— работникам нужно предоставлять четкие инструкции, которые регламентируют их деятельность;

— для удовлетворения работников работой следует применять систему мотивации.

Внутренняя среда организации— это совокупность постоянных переменных, которые создают предпосылки для ее эффективной жизнедеятельности

Элементы внутренней среды:

— цели (желаемое|желанное| состояние|стан| организации или ее подразделения|подразделения| в будущем);

— задание|задача| (запрограммированные или незапрограммированные решение по|с| определенному виду деятельности организации);

— технологии (порядок выполнения определенного действия);

— структура (логические|логичные| взаимоотношения уровней управления);

— персонал (лица|личность|, которые|какие| входят в состав организации).

Требования к целям:

♦ согласованность и совместимость;

♦ реальность;

♦ понятность;

♦ гибкость.

Значение целей:

— не проведение деятельности, которая|какая| мешает целям организации;

— принятие решений, которые|какие| реализуют целые организации.

Задание — запрограммированные или незапрограммированные решение определенного вида деятельности организации, которые необходимо выполнить в определенное время, определенными средствами, с определенным персоналом и с определенной ответственностью.

Запрограммированы решения— заложены в регламентирующих документы, незапрограммированные, — творческого и оперативного характера.

Задания|задача| преимущественно разделяют на такие категории:

♦ работа с людьми;

♦ материальные ресурсы;

♦ информация.

Технологиякак переменная организации рассматривается в таких аспектах: технология деятельности, технология управления. В процессе любой технологии процесс труда превращается в продукт.

На технологию влияют такие факторы:

— экономический|экономичный|;

— фактор времени;

— фактор качества.

Внешняя среда организации — это совокупность переменных, которые находятся за ее пределами, влияют на ее деятельность, но не являются сферой непосредственного влияния со стороны ее менеджмента.

Во внешней|наружной| среде два сегмента: макро и микросреда. Некоторые|некие| исследователи рассматривают внешнюю| среду в управлении организацией как совокупность двух| подсистем:

— непосредственного окружения (среда прямого влияния);

— макроокружение|окружение| (среда непрямого| влияния);

Среда прямого влияниясодержит в себе элементы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое излияние операций организации. К этим факторам принадлежат :

— потребители

— поставщики

— ресурсы

— законы и учреждения государственной регуляции;

— конкуренты;

— партнеры;

— общественные организации.

Под средой непрямого влиянияпонимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции организации, однако отражаются на них опосредствовано. К таким факторам принадлежат:

— состояние|стан| экономики;

— политическое состояние|стан|;

— социально-культурное состояние|стан|;

— состояние научно-технического прогресса, технологии;

— состояние|стан| рынков (международного, межгосударственного|, регионального, местного);

— международная среда

Макросреда (среда непрямого влияния) включает такие основные элементы:

— технологию;

— экономику;

— политику государства;

— социокультурная среда;

— международное развитие.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ|наружной| СРЕДЫ НЕПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ

Среда Основные параметры
Экономическое   • Уровень развития рыночных отношений в стране|страна-участнице|; • уровень развития фирмы; • налоговая политика страны|страна-участницы|; • уровень монополии производителя; • кредитная система страны|страна-участницы|; • соотношение доходов разных|различных| социальных групп; • содержание|содержимое| потребительской корзины и его стоимость; • процентный вес|вага| безработных в стране|страна-участнице|; • состояние|стан| предпринимательства; • состояние|стан| экспорта-импорта; • финансовое состояние|стан| страны|страна-участницы| (уровень инфляции, дефицит бю­джета|); • состояние|стан| производственных связей; • наличие промышленной политики и стратегии.
Политическое   • Размещение политических сил (борьба за сферы влияния|); • власть и отношение к|до| ней; • законы и уровень их соблюдения; • характер процессов, которые задаются властью; • стабильность (нестабильность) политического состояния|стана|, ведущие| идеологии, и борьба за социальные группы; • согласованность действий государственных органов
Научно- техническое   • Технологический уровень; • Ассигнование на научно-исследовательские и конструкторские разработки; • внедрение усовершенствований в производство; • уровень возобновления|восстановления| продукции; • уровень государственного контроля за качеством и безопасностью
Естественное   • Состояние|стан| ресурсов и сырья; • состояние экологии
Социальное   • Уровень миграции населения; • образованность населения; • социально профессиональная структура населения; • система социальной защиты населения; • благотворительность; • демографические характеристики
Культурное   • Традиции общества; • менталитет народов; • ценности населения; • коллективные воспоминания; • психология населения; • общие знания населения

Типичная характеристика, свойственная всем элементам внешней среды, включает:

— взаимосвязь факторов внешней|наружной| среды;

— сложность внешней|наружной| среды;

— подвижность внешней|наружной| среды;

неопределенность внешней|наружной| среды.

Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:

1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Наши рекомендации