Вопрос № 32. Сущность и значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции

Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международные стандарты последних лет определяют качество продукции как степень, с которой совокупность свойств и характеристик выполняет требования потребителей к качеству продукции. Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Система показателей качества включает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные - наиболее существенную совокупность свойств. Общепринятой является следующая классификация единичных показателей.

1. Показатели назначения - технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (произво­дительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени (безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность). Долговечность - это свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного времени, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности (технический ресурс и срок службы).

3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетических, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте оборудования (трудоемкость изделия).

4. Показатели стандартизации и унификации, определяю­щие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии. Эти показатели дают косвенную информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность расположения элементов управления).

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Среди таких показателей выделяют патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособность — это свойство технического, художественно-конструкторского решения, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Патентная чистота — это свойство объектов (машин, оборудования и других изделий) и технологических процессов обеспечивать возможность их использования, не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции (например, содержание вредных примесей, уровень акустических, электромагнитных, радиационных воздействий).

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Вопрос № 33. Функции и задачи планирования и прогнозирования производства. Методы планирования

Планирование является самой важной функцией управления и присуще всем видам деятельности. Планы определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. Главная задача планирования и прогнозирования – обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество предприятия. Также среди задач планирования и прогнозирования можно выделить следующие:



  • Изучение перспектив развития предприятия и отрасли в целом;
  • Формирование целей развития предприятия как на долгосрочную перспективу, так и на текущий период.

Долгосрочное прогнозирование на предприятии принимает форму рыночной маркетинговой стратегии. Технология планирования включает анализ стратегических проблем, прогноз будущих задач и условий деятельности, выбор оптимального плана и проходит по следующему алгоритму:

  1. Прогнозирование рыночной стратегии развития предприятия в составе отрасли или подотрасли, включая интересы национальной экономики в целом;
  2. Постановка конкретных задач, включая сроки их выполнения;
  3. Корректировка плана с учетом увязки отдельных стадий программы с возможностями факторов производства;
  4. Составление бюджетов выполнения программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных расходов, и других.

Планирование обосновывается на следующих принципах:

  1. Принцип научности. Научная обоснованность планов означает необходимость учета экономических законов, тенденций развития мировой и отечественной экономики, достижений науки, техники, передового опыта.
  2. Принцип информатизации. Информатизация предполагает обеспеченность разработчиков специальными компьютерными программными средствами и базами данных, информационно-поисковыми системами и средствами связи, что позволяет разрабатывать несколько вариантов планов и выбирать из них оптимальный.
  3. Принцип пропорциональности. Данный принцип позволяет рационально сочетать в планировании использование всех производственных ресурсов: как трудовых, так и основных и оборотных средств.

Среди методов планирования выделяют:

1. Метод экспертных оценок, в основу которого заложено мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте;

2. Нормативный метод, основанный на технико-экономическом обосновании плана с использованием норм и нормативов по труду;

3. Балансовый метод, основанный на системе бухгалтерского учета, т.е. детального учета предполагаемых расходов и доходов;

4. Экономико-математические методы, основанные в том числе на предельном анализе, т.е. расчете точки безубыточности как минимального объема продаж для достижения безубыточности;

5. Традиционные методы оперативно-календарного планирования.

Вопрос № 34. Долгосрочное и текущее планирование. Внутрипроизводственное планирование

Результатом планирования является система стратегических (долгосрочных и среднесрочных), текущих и краткосрочных планов. Планы разрабатывают планово-экономический отдел, отдел маркетинга, финансовый отдел, производственный отдел, а координирует всую работу директор по экономике или генеральный директор.

Среди видов планирования выделяют долгосрочное (стратегическое), текущее и внутрипроизводственное, или оперативно-календарное планирование.

Долгосрочное планирование охватывает период более 5 лет. Такое планирование создает основы для экономического обоснования развития предприятия на определенный период, и его результатом являются планы предприятия по различным видам деятельности (производство, реализация, затраты, финансы, и др.). Текущее планирование осуществляется на срок до одного года, включая полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных сроков и всех служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности. Внутрипроизводственное (оперативно-календарное) планирование представляет собой выбор средств для решения задач, поставленных в текущем планировании. Основная задача данного планирования состоит в конкретизации показателей текущего плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

В соответствии с действующим в РБ законодательством все отечественные предприятия (в т.ч. коммерческие организации) обязаны разрабатывать прогнозы своего развития на 5 лет, бизнес-планы развития на год, при проведении модернизации и реконструкции действующего производства, а также нового производства – бизнес-планы инвестиционных проектов.

Вопрос № 35. Бизнес-план предприятия, его структура и содержание

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий в концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. Также это может быть документ, в котором обосновываются действия по созданию нового предприятия или реализации инвестиционного проекта. Назначение бизнес-плана – проанализировать комплекс информационных материалов для принятия решений о состоятельности и эффективности инвестиционных намерений и предложений.

Бизнес-план включает следующие разделы: резюме, характеристика предприятия и стратегия его развития; описание продукции (услуги); анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; инвестиционный план; финансовый план; юридический план. (Содержание разделов бизнес-плана проработать самостоятельно)

Вопрос № 36. Производственная программа, ее содержание, методы измерения и показатели

Производственная программа – это обоснованный в бизнес-плане выпуск продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Производственная программа разрабатывается предприятием самостоятельно в соответствии со спросом на продукцию, заказов потребителей и гос. заказов. Производственная программа разрабатывается в натуральных, условно натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

Натуральные показатели – это тонны, штуки, метры, и другие показатели выпущенной продукции.

Условно-натуральные – это такие показатели, которые приводят многообразие выпускаемой продукции к одному типу, например: тыс. шт условного кирпича, м3 железобетонных изделий, и другие. Стоимостные показатели используются для расчета объема товарной продукции, выручки от реализации, нормативно-чистой продукции, валовой продукции, отгруженной продукции, и т.д. Трудовые показатели – это объем производства продукции, рассчитанный по трудоемкости, в нормо-часах. Совокупность натуральных и условно-натуральных показателей формируют номенклатуру продукции.

Производственная программа исчисляется в фактических отпускных ценах, исключая из них налог на добавленную стоимость, акцизы и другие косвенные налоги. Производственная программа предполагает планирование и учет валовой, товарной, отгруженной, реализованной и нормативно чистой продукции.

Наши рекомендации