Современные технологии, применяемые в логистике: системы автоматической идентификации, навигационные системы, эл. обмен данными.
Автоматическая идентификация – это совокупность технологий, в которых с помощью электронных
средств выявляется уникальная характеристика или уникальная последовательность данных, связанная с
материальным объектом, и на основе электронной обработки этой информации производится распознава-ние объекта. Наибольшее распространение в мире получили две системы бесконтактной автоматической идентифи-кации: на основе штрихового кодирования и с использованием радиочастотных меток.
Штриховое кодирование- технология автоматической идентификации и сбора данных, основанная на представлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину. При этом штриховой код представляет собой чередование темных и светлых прямоугольных полос строго определенных размеров, несущих информацию относительно их размеров и сочетания, предназначен для автоматического считывания специальными техническими средствами. Для считывания штриховых кодов используются специальные приборы, называемые сканерами штриховых кодов. На практике используют два способа кодирования информации (штрих-кодовые символики): Линейные (обычные) штриховые коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Двухмерные коды, разработанные для кодирования большого объема информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и вертикали). Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штриховые коды представляют собой несколько обычных линейных кодов, размещенных друг над другом, матричные коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.
На основе радиочастотных технологий RFID- метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID- метках. Любая RFID- система состоит из считывающего устройства и транспондера.
Радиотехническое устройство, называемое меткой (tag), прикрепляется к объекту, который необходимо идентифицировать. В данной метке хранятся уникальные идентификационные данные об объекте, к которому она прикрепляется. Когда такой отмеченный объект подносится к соответствующему считывающему устройству – ридеру RFID, метка передает эти данные в ридер. Затем ридер читает данные и может ретранслировать их прикладной программе, выполняющейся на компьютере, через подходящие для этого каналы связи, например, сетевое или последовательное соединение. После этого данная программа может использовать такие уникальные данные для идентификации объекта, поднесенного к ридеру. Затем она может выполнить самые различные действия: обновление информации в базе данных о местоположении данного объекта, посылку сигнала тревоги персоналу торгового зала или полностью игнорировать данные.
Спутниковая система навигации- комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения, а также параметров движения для наземных, водных и воздушных объектов. Основные элементы спутниковой системы навигации следующие: 1)Орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы; 2)Наземная система управления и контроля, включающая блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах; 3)Приемное клиентское оборудование, используемое для определения координат.
Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте, координаты которых известно с большей точностью. Использование систем спутникового мониторинга повышает качество и оптимизирует работу корпоративного транспорта, в среднем на 20-25% снижает расходы на топливо и содержание автопарка, что достигается за счет эффективного решения следующих задач:
1. Контроль за целевым использованием транспорта.
2. Контроль соблюдения графика движения.
3. Сбор статистики и оптимизация маршрутов.
4. Обеспечение безопасности.
5. Помощь водителю в выборе маршрута на местности.
Электронный обмен данными (EDI) - передача между информационными системами электронным способом структурированных сообщений в согласованном стандарте. Основная задача EDI- заменить обмен информацией и документами, осуществляемый на бумажных носителях, электронным документооборотом между компьютерными сетями.
При помощи технологии EDI данные из корпоративных компьютерных систем переводятся на понятный всем стандарт и передаются по надежным телекоммуникационным каналам, как правило, по корпоративной сети передачи данных. Основные преимущества использования EDI в Л: Прямое снижение накладных расходов по ведению документооборота; Упрощение контроля операционной деятельности; Упрощение взаимодействия с контрагентами; Существенное увеличение скорости оборота и снижение объемов складских запасов; Повышение рентабельности оборотного капитала; Упрощение и увеличение эффективности внедрения средств и технологий автоматизации учета; Возможность внедрения новых технологий взаимодействия участников цепей поставок; Оптимизация и повышение эффективности Л в целом.