Виды и эффективность фискальной политики

Изменения в налогах и правительственных расходах, следовательно и состояние бюджета, могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) на основе изменения экономической ситуации в стране, либо в результате целенаправленных мероприятий законодательной или исполнительной власти. В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную (политику встроенных стабилизаторов) и дискреционную политику.

Недискреционная политика основана на том, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и госбюджетных расходов. Подоходный налог, пособия по безработице изменяются автоматически в зависимости от расширения или сокращения производства и доходов.

Если в экономике наблюдается спад, т.е. личные доходы и доходы фирм снижаются, то при прогрессивном налогообложении налоговые изъятия автоматически уменьшаются, что при прочих равных условиях смягчает последствия падения доходов и сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать, расширить объем производства. При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение налогового мультипликатора. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный дефицит становится спутником падения производства.

Во время бума и инфляции доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, что способствует сокращению совокупного спроса и объема выпуска, препятствует «перегреву» конъюнктуры. Способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период инфляции являются мощным автоматически действующим фактором, стабилизирующим экономику.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости (отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики) не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются (выплаты безработным увеличиваются), поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях – ив сторону повышения, и в сторону понижения.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой.Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

• изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;

• реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.

В заключение, оценивая действенность, эффективность фискальной политики, необходимо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами:

• изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимое для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, такими как необходимость укрепления обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований и т.п.;

• положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;

• фискальной политике характерен так называемый эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно- налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры), затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Выводы

1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.

2. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет coбой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменяется на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

3. По характеру действия инструментов фискального регулирования различают недискреционную и дискреционную политику. Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. Дискреционная политика предполагает принятие государством специальных мер, направленных на решение проблем занятости, цен, национального объема производства и отражающихся на доходной или /и расходной частях государственного бюджета. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п.

4. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

5. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы); наличие «эффекта запаздывания».

Основные термины и понятия

Фискальная политика, мульпликатор правительственных закупок, мультипликатор налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета, недискреционная политика, дискреционная политика, встроенные (автоматические) стабилизаторы, стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть фискальной политики государства и каковы ее основные инструменты? Какие цели преследует фискальная политика?

2. Каковы последствия изменения бюджетных расходов (налогов) для экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3. Что характеризуют фискальные мультипликаторы? Каковы их значения? Почему изменения в государственных закупках оказывают большее влияние на совокупный спрос, чем изменение налогов? Предельная склонность к потреблению 0,6. Чему равны мультипликатор правительственных расходов и налоговый мультипликатор?

4. Чему равно потребление, если при доходе в 1000 ден. ед. и предельной склонности к потреблению, равной 0,8, правительство вводит а) аккордный налог, равный 20 ден. ед.; б) устанавливает ставку налога на уровне 10%?

5. Как изменятся совокупные расходы, если правительство вводит налог, равный 200 ден. ед., и одновременно увеличивает государственные расходы на 200 ден. ед.? Предельная склонность к потреблению равна 0,8.

6. Равновесный объем ВНП равен 1000 ден. ед. Предельная склонность к потреблению – 2/3. Как изменится объем ВНП, если государственные закупки возрастут на 100 ден. ед.?

7. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если сумма государственных закупок не изменится, а вводится аккордный налог, равный 100 ден. ед.? Предельная склонность к потреблению равна 0,75.

8. Пусть правительственные расходы и налоговые изъятия увеличатся на равную величину – 100 ден. ед., предельная склонность к сбережению – 0,25. Как изменится ВНП? Что произойдет с государственным бюджетом?

9. Что такое встроенные стабилизаторы? Объясните, как они действуют. В чем отличия дискреционной политики от действия встроенных стабилизаторов? Каковы основные формы дискреционной политики? Объясните механизм их действия.

10. Что такое стимулирующая и сдерживающая фискальная политика? Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях спада? Каково должно быть состояние бюджета?

11. Как следует изменять правительственные расходы и налоги в условиях инфляции? Каково должно быть состояние бюджета? Какую фискальную политику следует проводить в России сегодня?

12. В чем Вы видите ограниченность механизма фискальной политики? Что снижает ее эффективность?

Тесты

1. Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется:

а) монетарной;

б) фискальной;

в) политикой распределениярасходов;

г) антикризисной политикой.

2. Увеличение правительственных расходов в краткосрочном периоде приводит к: •

а) снижению совокупного спроса;

б) увеличениюВНП;

в) снижению ВНП;

г) росту цен.

3. Государственные расходы увеличивают реальный объем производства только в том случае, если:

а) направляются на покупку товаров и услуг;

б) не вытесняют реальные частные расходы;

в) финансируются за счет займов в частном секторе;

г) сопровождаются увеличением предложения денег.

4. Снижение налогов в краткосрочном периоде приводит к:

а) снижению совокупного спроса;

б) увеличению ВНП;

в) снижению ВНП;

г) росту цен.

5. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор правительственных расходов равен:

а) 3;

б) 4;

в) 0,25;

г) 1.

6. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор равен:

а) 3;

б) 4;

в) 0,25;

г) 1.

7. Согласно концепции мультипликатора сбалансированного бюджета равное сокращение налогов и государственных расходов:

а) не изменит уровень национального производства и дохода;

б) увеличит уровень национального производства и дохода;

в) снизит уровень национального производства и дохода;

г) приведет к возникновению бюджетного дефицита.

8. Налоги и правительственные расходы сократились на 500 ден. ед. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Валовой национальный продукт:

а) увеличится на 1500 ден. ед.;

б) увеличится на 2000 ден. ед.;

в) сократится на 2000 ден. ед.;

г) сократится на 500 ден. ед.

9. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если правительственные закупки возрастут на 2 млрд. долл.? Предельная склонность к потреблению – 0,75.

а) уменьшится на 4 млрд. долл.;

б) увеличится на 2 млрд. долл.;

в) увеличится на 8 млрд. долл.;

г) уменьшится на 8 млрд. долл.

10. Встроенными стабилизаторами являются:

а) пропорциональный подоходный налог:

б) пособия по безработице;

в) программы занятости;

г) расходы по обслуживанию государственного долга.

11. К дискреционной фискальной политике относится:

а) увеличение правительственных расходов;

б) изменение ставки существующего налога;

в) введение нового налога;

г) пособия по безработице.

12. Увеличение трансфертных платежей в период спада:

а) сдерживает инвестиционную активность;

б) имеет антикризисный эффект;

в) уменьшает располагаемый доход;

г) усиливает тенденцию спада.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение налогов и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налогов и государственных расходов;

в) повышение налогов и государственных расходов;

г) снижение налогов и повышение государственных расходов.

14. Если правительство стремится повысить уровень реального ВНП, оно должно:

а) снизить налоги;

б) снизить государственные закупки;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита.

15. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:

а) усиливает действенность осуществляемых мероприятий;

б)уменьшает их действенность;

в) не отражается на их действенности;

г) все ответы неверны.

================================== * * * ===================================

Наши рекомендации