Зарождение системы государственного регулирования экономики в ведущих странах Запада
Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трехуровневый ("трехслойный") хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни.
· уровень стихийного рыночного регулирования начал формироваться еще в ХУ1-ХУП вв., т. е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе, и вполне сложился там и в США к 50-60-м гг. XIX в. Это вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса на товар и его предложения;
· уровень корпоративного регулирования сформировался за 20-25 лет до начала первой мировой войны. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор их производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться;
· уровень государственного регулированиясложился после самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929-1933 гг. Этот кризис показал, что существовавший в то время "двухслойный" хозяйственный механизм был неспособен обеспечивать стабильное состояние и развитие капиталистической экономики и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего.
После второй мировой войны во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования.
Франция
Во Франции после окончания второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики. В результате было принято решение о том, что Франции необходимо система планирования, которая дополнила бы и усилила рыночную экономику. Основная идея заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения. Для этого необходимо было создать механизм, который координировал бы инвестиции, управлял потреблением, вносил определенный порядок.
До 1946 г. опыта планирования в условиях рынка в мире практически не было. В связи с этим возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого был провозглашен ряд основополагающих принципов.
Первый заключался в том, что Франция была и остается страной со смешанной экономикой, т.е. в ней будут существовать государственный и частный секторы.
Второй заключался в том, что страна должна стать открытой для международной конкуренции в отличие от той протекционистской внешнеторговой политики, которую она проводила ранее.
Третье - план не должен носить директивного характера. Он должен быть индикативным, т.е. показывающим экономике желаемое направление развития, однако он не должен чрезмерно обременять предприятия.
Четвертое - план следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, а также представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех уровней и независимых экспертов из мира науки.
Организацию разработки плана осуществляет генеральный комиссариат по плану - главный центр французской системы планирования экономики. Первый государственный план, получивший название «плана Монне» — основателя французской системы планирования — действовал с 1947 по 1953 г.
Великобритания
С целью стабилизации послевоенной экономики Великобритания приняла ряд мероприятий. В 1947 году было объявлено о проведение жесткого режима экономии, который сводился к замораживанию заработной платы, доходов, ограничение потребления граждан. Однако основой экономической политики возрождения лейбористского правительства Клемента Ричарда Эттли было повышение роли государственной собственности. Национализация значительной части промышленных предприятий должна создать условия для ускорения экономического развития. В конце 40-х годов были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленности, внутренний транспорт, телеграф и радиосвязь, ряд электростанций, часть предприятий сталелитейной промышленности. Государство осуществляло национализацию путем выкупа предприятий по значительно завышенным ценам и гарантировала ежегодный доход, который уплачивался от части прибыли национализированных предприятий.
С этой целью было осуществлено реформу управления экономикой. Создан:
Совет национальных инвестиций - для осуществления контроля и регулирования капитальных вложений в национализированные отрасли промышленности и уплаты компенсации бывшим владельцам предприятий;
Комитет эмиссии капиталов - для контроля за выпуском ценных бумаг и обязательств, регулирование предоставления займов частным предпринимателям, планирование деятельности частнокапиталистических предприятий, стимулирования инвестиций в те или иные отрасли выполнял;
Плановое экономическое управление - для согласования деятельности экономических министерств и разработке инвестиционного плана. Именно оно разработало годовые планы, которые представляли собой конъюнктурные прогнозы, и четырехлетний план на 1949-1952 годы, который должен был обеспечить без кризисное развитие английской экономики.
Правительство Эттли реализовал некоторые социальные программы:
- отменил анти рабочий закон о профсоюзах 1927 года;
- изменил систему социального страхования, средства которого теперь формировались из взносов трудящихся, отчислений предприятий и поступлений из государственного бюджета;
- ввел выплаты в случае болезни, потери трудоспособности, по безработице, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, пенсии по возрасту и вдовам, малообеспеченным, гарантировалась бесплатная медицинская помощь.
Проведенные реформы и направления крупных капиталовложений в промышленность способствовало общему росту народного хозяйства страны, в частности повышению производительности труда. Уже в 1948 году промышленность Англии превысила довоенный уровень выпуска продукции. Результатом выполнения принятой в 1947 году четырехлетней программы развития сельскохозяйственного производства стало увеличение выпуска продукции. До начала 50-х годов в основном удалось восстановить экономический потенциал страны.
Германия
Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.
Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.
С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне..
В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.
Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации".
Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль.
В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.
Вопрос №28
“Новый курс” Рузвельта и реформирование американской экономики (промышленность, с/х, финансы и банковское дело, социальная сфера).
"Новый курс" – название экономической политики, проводимой администрацией президента США Франклина Делано Рузвельта с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929‑1933 годы.
Экономический кризис заставил американское правительство разрабатывать комплексную антикризисную программу и искать пути оздоровления хозяйства. Решение этих задач связано с именем крупного политического деятеля XX века, президента от Демократической партии Франклина Рузвельта, который одержал победу на выборах 1932 года. Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направленный на радикальное решение проблем страны. Политика «нового курса» была разработана в течение 100 дней и принята на специальной сессии Конгресса, созванной 9 марта 1933 года.
Суть этой программы, во многом основанной на учении выдающегося английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса, кратко можно свести к следующему: отказ от надежд на автоматический выход из кризиса, ограничение стихии совершенной конкуренции, внедрение методов государственного регулирования экономических процессов в стране, смягчение социальных противоречий, проведение различных реформ во внутренней и внешней политике США.
В выступлениях Ф. Рузвельта постоянно звучали призывы повернуться лицом к «забытому человеку», и это находило широкий отклик у бедных слоев населения. «Новый курс» получил поддержку как среди рабочих, фермеров, мелкой и средней буржуазии, так и среди крупных предпринимателей, банкиров, поскольку был направлен на всеобщие преобразования в стране.
В осуществлении «нового курса» обычно выделяют два этапа: первый, который продолжался с 1933 по 1935 год, и второй, начавшийся в 1935 году. В целом вся программа была завершена в 1938 году.
Администрация Ф. Рузвельта проводила реформы, охватывавшие все сферы экономики. Но, пожалуй, основным направлением «нового курса» можно назвать комплекс мер по оздоровлению финансово- банковской системы, поскольку состояние этого сектора вызывало наибольшие опасения у нового правительства.
В первые месяцы 1933 года, когда заканчивалось правление республиканцев, банковская система оказалась на пороге краха, так как большинство вкладчиков бросились изымать золото и доллары, предпочитая держать их дома. Всего за два дня, 2 и 3 марта 1933 года, из банков было изъято 500 млн $. Банковский кризис усугублялся еще и тем, что сами банки стали выбрасывать на рынок огромное количество необеспеченных «ценных» бумаг, доверие к которым стремительно падало. В результате паники стали закрываться банки, находившиеся в главных финансовых центрах страны — в штатах Нью-Йорк и Иллинойс.
Страна ожидала от нового правительства решительных действий, позволяющих остановить дальнейший спад в экономике и предотвратить негативные социальные процессы. 6 марта 1933 года объявил о введении в стране чрезвычайного положения и закрыл все банки. В течение недели (так называемых банковских каникул) был прекращен обмен банкнот на золото, и оно изымалось из обращения. За это время был принят чрезвычайный банковский закон, по кото- рому все банки делились на три группы: в первую входили «здоровые» банки, их можно было открывать сразу же; во вторую — требующие небольшой помощи для того, чтобы снова функционировать; третью составляли безнадежные банки, и их следовало ликвидировать.
Каждый банк мог начать работу только после специального разрешения правительства, а министр финансов имел право потребовать предоставления ему любой информации о деятельности этого банка. Федеральная резервная система должна была выдавать нуждающимся кредитным учреждениям ссуды под залог ценных бумаг и государственных облигаций, им разрешалось выпускать привилегированные акции, которые скупались Реконструктивной финансовой корпорацией, чтобы увеличить объем наличных денег. После этих чрезвычайных решений с 15 марта начали работать банки, признанные «здоровыми». При этом их число сократилось с 6145 в 1932 году до 4890 в 1933 году.
Для преодоления кризиса в американской индустрии в июне 1933 года был принят закон о восстановлении национальной промышленности .Одновременно была создана Администрация национального восстановления, куда вошли представители торговой палаты, крупнейших промышленных и банковских корпораций, видные экономисты, деятели Американской федерации труда, а ее председателем назначен генерал Хью Джонсон. Основной задачей данной организации был контроль за разработкой и внедрением в практику трудовых отношений договоров между предпринимателями и рабочими об условиях и оплате труда, которые следовало впредь неукоснительно соблюдать обеими сторонами. Работающие по таким договорам предприятия имели право использовать государственный товарный знак в виде голубого (синего) орла. Если на продукции той или иной компании, то общество было вправе бойкотировать такие товары.
В соответствии с NIRA правительство стало содействовать картелированию промышленных предприятий. Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых были разработаны «кодексы честной конкуренции», чтобы установить единые цены на однородную продукцию, регламентировать для каждого предприятия объем производства, заработную плату, продолжительность рабочего дня, закреплять при необходимости за конкурентами рынки сбыта и т.д. Те промышленники, которые соглашались участвовать в «честной конкуренции», получали от правительства финансовую помощь и различные льготы. На период действия этого закона (предположительно два года) отменялось действие антитрестовского законодательства. Таким образом расширялась сфера деятельности государства в экономике.
Летом 1935 года по распоряжению Ф. Рузвельта кодексы «честной конкуренции» были отменены и во многих отраслях промышленности ликвидированы бюро труда. Тем не менее этот ставший непопулярным закон способствовал снижению общей напряженности и хаоса, охвативших промышленность США в 1929—1933 гг.
Среди мероприятий «нового курса» значительная часть была посвящена аграрной сфере экономики. В мае 1933 года был принят закон о восстановлении аграрного сектора, в котором предпринималась попытка преодолеть кризис, охвативший сельское хозяйство. Была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), добивавшаяся повышения цен путем снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Низкая покупательная способность населения вела к тому, что люди не могли приобретать необходимые товары, которые в магазинах и на складах имелись в изобилии. Для того чтобы удержать падение цен и сократить товарные запасы, сельские предприниматели шли на беспрецедентные шаги по уничтожению материальных ценностей. Фермеры, добровольно соглашавшиеся на сокращение производства или уничтожение продукции, могли рассчитывать на премии из фонда, созданного за счет налога на продукцию предприятий по первичной переработке сельскохозяйственного сырья. В течение 1933—1935 гг. премиальные платежи на эти цели составили 966 млн долл. Следует отметить, что премии в основном доставались наиболее крупным фермерам, которые могли относительно безболезненно сокращать посевные площади, сохраняя при этом высокий уровень своих доходов. Для мелких же фермеров принудительное сокращение посевных площадей означало полное разорение.
В первый же год действия этого закона посевные площади под пшеницей были сокращены на 7,5 млн акров, было запахано 10 млн акров созревшего хлопчатника. Государство закупило и уничтожило 6,2 млн свиней, 8 млн голов сжигали в топках паровозов, молоко выливали в море, на полях запахивали посевы кукурузы, картофеля и т.д. А в это самое время миллионы американцев голодали и нищенствовали.
В продолжение «нового курса» в марте 1936 года был принят закон о сохранении плодородия почв и квотах для внутреннего рынка. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры, злоупотребляя доверием правительства, получали неадекватные потерям субсидии, премии по этому закону стали выплачивать в зависимости и от плодородия изъятых из обращения угодий, а не только от размера сокращаемых площадей. Средства для поощрения фермеров выделялись из общего бюджета и составили 500 млн долл.
И лишь в 1938 году была утверждена концепция «всегда нормальной житницы», по которой паритет цен достигался не за счет уничтожения излишков продукции, а путем поддержания стабильно высоких цен. Премии фермерам стали выплачивать в счет еще не проданных товаров. Одновременно американское правительство всемерно поддерживало политику демпинговых цен за границей, стимулировало экспорт пшеницы и хлопка, выдавая за это премии.
Проведение «нового курса» в сельском хозяйстве приостановило разорение фермеров, сократило ипотечную задолженность на 2 млрд долл., повысило общие денежные доходы фермерских хозяйств (включая государственные премиальные платежи) с 4,7 млрд долл. в 1932 г. до 8,5 млрд долл. в 1939 году.
«Новый курс» Ф. Рузвельта был направлен на решение многочисленных социальных проблем, и прежде всего одной из главных для Америки — безработицы. В марте 1933 года был принят закон о помощи безработным, в связи с чем была создана Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом. В частности, эта администрация организовала систему общественных работ, на которую правительство ассигновало более 4 млрд долл.
Именно строительство автодорог, аэродромов и других объектов инфраструктуры являлось составной частью программы по выводу экономики из кризиса. Важно было сократить безработицу, но при этом не выбрасывать на рынок новые партии товаров, когда в стране имелось огромное количество нераспроданных товарных запасов.
И все же, несмотря на огромные усилия, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта, первые два года реализации «нового курса» не дали заметных результатов — обстановка в стране оставалась напря- женной, оздоровление в экономике не наступало. В преддверии новых выборов 1936 года рабочее движение угрожало лишить президента поддержки.
В целом по стране в 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн человек. Наибольшее распространение получили «сидячие забастовки», когда часть рабочих оставалась на своих рабочих местах, а остальные круглосуточно пикетировали предприятия. Все это способствовало юнионизации рабочего движения, т.е. возникновению различных общественных организаций, профсоюзов почти во всех отраслях хозяйства, даже там, где предприниматели особенно противились их созданию. В 1936 году все рабочие организации вошли в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
Все эти и другие социально-экономические мероприятия, входившие в «новый курс», были рассчитаны на то, чтобы обновить экономику страны, сгладить последствия невиданных социальных потрясений в годы Великой депрессии, удержать все слои населения от радикальных шагов, направленных против традиционных ценностей, сложившихся в американском обществе.
Итог
В 1934—1937 гг. американской экономике удалось достигнуть уров- ня 1929 года, но в 1937—1938 гг. разразился новый кризис, ударивший по экономике США сильнее, чем в других странах. За эти два года она оказалась отброшенной примерно на 15 лет: объем промышленного производства снизился на 36%, выплавка стали — на 44%, выпуск автомобилей — более чем наполовину.
Но, несмотря на вполне успешное проведение «нового курса», темпы развития экономики США в 1930-х годах были более медленными, чем в других промышленно развитых странах. В 1929—1937 гг. доля США в мировом промышленном производстве (за исключением СССР) снизилась с 48% до 42%, а доля в мировом экспорте — с 42,2% в 1926—1929 гг. до 32,3% в 1936—1938 гг.
Вопрос №29