Финансы и финансовая политика
Финансы— это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства. Они используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд общества.
Функции финансов:
1) распределительная— распределение национального дохода
заключается в создании так называемых первичных доходов:
а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельско
хозяйственных рабочих;
б) доходов предприятий сферы материального производства;
перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями
(сельское хозяйство), предприятиями, регионами;
2) контрольная— контроль за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению; контрольная функция осуществляется с помощью финансовых органов;
3) стимулирующая(с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей — установление цен-тарифов, бюджет, налоги, экспортно-импортные пошлины и тарифы).
Финансовые ресурсы— это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и у государства и предназначенные для целей воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей.
Финансовые ресурсы делятся на:
1) собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, прибыль);
2) мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценными бумагами);
3) поступающие в порядке перераспределения (субсидии, субвенции (на конкретную цель), страховые возмещения). Финансовая система— это совокупность учреждений (фонды,
финансовые компании), а также это система финансовых отношений.
Финансовая система Российской Федерации включает в себя:
1) государственный бюджет;
2) внебюджетные фонды;
3) государственный кредит;
4) фонды страхования;
5) фондовый рынок;
6) финансы предприятий различных форм собственности. В общем виде выделяют:
1) финансы хозяйственных субъектов (включают в себя финансовые отношения между юридическими лицами и государством);
2) финансы населения (домашних хозяйств);
3) финансы государства, которые формируют центральную
часть всей финансовой системы.
Финансовая политика— это подсистема экономической политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которая обладает полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства.
Финансовая стратегия— это долговременный курс государства в области финансов, который предусматривает решение крупномасштабных задач.
Финансовая тактика— это решение задач конкретного этапа развития путем современной корректировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.
Финансовая политика имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента (бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды) существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.
Основные черты финансовой политики:
1) исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, которые характеризуют эффективность финансовой системы;
2) единство целей и инструментов финансовой политики (без обеспечения экономического роста невозможно решение задач финансовой политики);
3) повышение эффективности финансового регулирования должно иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность;
4) для товарно-ресурсного обеспечения рубля необходимо решить задачи:
а) умеренно увеличить производство топливо-энергетиче
ских ресурсов;
б) заморозить развитие этого комплекса;
в) создать мобильные и ликвидные ресурсы — нефть, газ,
ценные металлы;
г) обеспечить повышение в 2—3 раза по сравнению с ныне
шней доли пищевой и легкой промышленности;
д) развить авиационную и автомобильную промышленно
сти с привлечением прямых иностранных инвестиций;
е) снизить отток капитала, нелицензированный его вы
воз.
Механизм управления финансами— это система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы:
1) мониторинг за состоянием финансов — Федеральное Собрание и его палаты и специальные органы;
2) правовое регулирование — Президент (указы), высшие законодательные органы власти;
3) контроль за финансовой деятельностью — министерство финансов, налоговая инспекция, таможня, отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Необходимо различать государственный и негосударственный
контроль.
Негосударственный контроль — это внутрихозяйственный аудиторский контроль.
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием.
Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.
Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные биржи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприятия и др.