Финансы и финансовая политика

Финансы— это совокупность денежных отношений, возни­кающих в процессе создания фондов денежных средств у субъек­тов хозяйствования и государства. Они используются на цели вос­производства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд общества.

Функции финансов:

1) распределительная— распределение национального дохода
заключается в создании так называемых первичных доходов:

а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельско­
хозяйственных рабочих;

б) доходов предприятий сферы материального производства;
перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями
(сельское хозяйство), предприятиями, регионами;

2) контрольная— контроль за распределением ВВП и нацио­нального дохода по соответствующим фондам и расходова­нием их по целевому назначению; контрольная функция осу­ществляется с помощью финансовых органов;

3) стимулирующая(с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей — установление цен-тарифов, бюджет, налоги, экспортно-им­портные пошлины и тарифы).

Финансовые ресурсы— это денежные доходы, накопления и по­ступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и у го­сударства и предназначенные для целей воспроизводства, стиму­лирования и удовлетворения социальных потребностей.

Финансовые ресурсы делятся на:

1) собственные и приравненные к ним средства (уставный ка­питал, прибыль);

2) мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценны­ми бумагами);

3) поступающие в порядке перераспределения (субсидии, суб­венции (на конкретную цель), страховые возмещения). Финансовая система— это совокупность учреждений (фонды,

финансовые компании), а также это система финансовых отно­шений.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды страхования;

5) фондовый рынок;

6) финансы предприятий различных форм собственности. В общем виде выделяют:

1) финансы хозяйственных субъектов (включают в себя фи­нансовые отношения между юридическими лицами и госу­дарством);

2) финансы населения (домашних хозяйств);

3) финансы государства, которые формируют центральную

часть всей финансовой системы.

Финансовая политика— это подсистема экономической по­литики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и инсти­тутов государственной финансовой власти, которая обладает пол­номочиями по формированию и использованию финансовых ре­сурсов государства.

Финансовая стратегия— это долговременный курс государства в области финансов, который предусматривает решение крупно­масштабных задач.

Финансовая тактика— это решение задач конкретного этапа развития путем современной корректировки финансовых ресур­сов и изменения способов организации финансовых связей.

Финансовая политика имеет целевую направленность. У лю­бого финансового инструмента (бюджет, налоговые ставки, льго­ты, фонды) существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Основные черты финансовой политики:

1) исполнение бюджета является одним из важнейших пока­зателей, которые характеризуют эффективность финансовой системы;

2) единство целей и инструментов финансовой политики (без обеспечения экономического роста невозможно решение за­дач финансовой политики);

3) повышение эффективности финансового регулирования дол­жно иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность;

4) для товарно-ресурсного обеспечения рубля необходимо решить задачи:

а) умеренно увеличить производство топливо-энергетиче­
ских ресурсов;

б) заморозить развитие этого комплекса;

в) создать мобильные и ликвидные ресурсы — нефть, газ,
ценные металлы;

г) обеспечить повышение в 2—3 раза по сравнению с ныне­
шней доли пищевой и легкой промышленности;

д) развить авиационную и автомобильную промышленно­
сти с привлечением прямых иностранных инвестиций;

е) снизить отток капитала, нелицензированный его вы­
воз.

Механизм управления финансами— это система организа­ционно-экономических и правовых мер регулирования финансо­вой системы:

1) мониторинг за состоянием финансов — Федеральное Со­брание и его палаты и специальные органы;

2) правовое регулирование — Президент (указы), высшие за­конодательные органы власти;

3) контроль за финансовой деятельностью — министерство финансов, налоговая инспекция, таможня, отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Необходимо различать государственный и негосударственный

контроль.

Негосударственный контроль — это внутрихозяйственный аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприя­тием.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирма­ми или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.

Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные бир­жи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприя­тия и др.

Наши рекомендации