Анализ резервов увеличения прибыли от реализации

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения.

Основными источниками увеличения прибыли от реализации являются:

§ увеличение объема реализованной продукции и товаров;

§ снижение себестоимости продукции (в т.ч. за счет снижения управленческих, коммерческих расходов и условно-переменных затрат в себестоимости единицы продукции);

§ повышение качества реализуемой продукции, а соответственно и средней цены реализации.

Сумма резерва роста прибыли (ΔПQ) за счет увеличения объема проданных товаров и продукции рассчитывается путем умножения количества дополнительно реализованной продукции в натуральном выражении (Q) на планируемую прибыль (Пед.) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

ΔПQ=Q · Пед

Поиск резервов увеличения прибыли должен быть направлен, прежде всего, на обоснование возможности роста прибыли за счет снижения управленческих и коммерческих расходов, а также прямых переменных затрат в себестоимости единицы реализованной продукции.

В связи с ростом объема реализации происходит снижение условно-постоянных расходов на единицу продукцию. Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определены резервы ее снижения, то величина резерва увеличения прибыли за счет уменьшения управленческих и коммерческих (условно-постоянных) расходов определяется по формуле:

ΔПук =Q· (- ΔСук),

где ΔПук – резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы изделия, р.;

Q – объем реализации продукции на планируемый период в натуральном выражении;

(- ΔСук) – резерв снижения управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы изделия, р.

Для расчета резервов увеличения прибыли за счет сокращения коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы реализуемой продукции составляется аналитическая таблица 4.8.

Таблица 4.8. Расчет резервов роста прибыли за счет уменьшения коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы реализуемой продукции

Вид продукции Объем реализации на планируемый период, шт. Снижение коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы изделия, млн. р.* Резерв увеличения (уменьшения) суммы прибыли (гр.2·гр.3), млн.р.
А -15,6 2558,4
Б -10,7 4547,5
В -9,4
Итого - - 15095,9

* Снижение себестоимости влияет на прибыль с обратным знаком (+)

На основании данных таблицы 4.8. можно сделать вывод о том, что снижение коммерческих и управленческих расходов в себестоимости единицы изделия положительно влияет на финансовый результат предприятия. Общая сумма резерва увеличения прибыли по видам продукции на будущий период составляет 15095,9 млн.р., в том числе: за счет снижения условно-постоянных расходов в себестоимости продукции А – 2558,4 млн.р., продукции Б – 4547,5 млн.р., продукции В – 7990 млн.р.

Наибольший удельный вес в общей сумме планируемого увеличения прибыли занимает резерв увеличения прибыли по продукции В, наименьший – по продукции А.

Величина резервов увеличения прибыли за счет уменьшения прямых переменных затрат определяется по формуле:

ΔПп =Q· (- ΔСп),

где ΔПп – резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения прямых переменных затрат в себестоимости единицы изделия, р.;

Q – объем реализации на планируемый период в натуральном выражении;

(- ΔСп) – резерв снижения прямых переменных затрат в себестоимости единицы изделия, р.

Для расчета резервов увеличения прибыли за счет сокращения прямых переменных затрат в себестоимости единицы реализуемой продукции составляется аналитическая таблица 4.9.

Таблица 4.9. Расчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения прямых переменных затрат в себестоимости единицы реализуемой продукции

Вид продукции Объем реализации продукции на планируемый период, шт. Снижение прямых переменных затрат в себестоимости единицы изделия, млн. р.* Резерв увеличения суммы прибыли, (гр.2· гр.3), млн. р.
А -16
Б -1,4
В -0,5
Итого - -

* Снижение прямых переменных затрат в себестоимости единицы изделия влияет на прибыль с обратным знаком (+).

Данные таблицы 4.9 показывают, что снижение прямых переменных затрат в себестоимости единицы реализуемой продукции увеличит прибыль на 3644 млн.р., в том числе за счет:

§ снижения прямых переменных затрат в себестоимости изделия А – на 2624 млн.р.;

§ снижения прямых переменных затрат в себестоимости изделия Б – на 595 млн.р.;

§ снижения прямых переменных затрат в себестоимости изделия В –на 425 млн.р.

Существенным резервом роста прибыли является повышение качества продукции. Повышение качества влечет за собой, как правило, увеличение себестоимости единицы продукции, но в тоже время и увеличения цены продукции более высокого качества. Определение влияния повышения качества продукции на прибыль определяется по формуле:

ΔПк = [( Ц1 –С1 ) – ( Ц0 –С0)] · Q,

где ΔПк – прирост(снижение) прибыли от повышения качества продукции, р.;

Ц0 – средняя цена единицы определенного вида продукции до повышения качества, р.;

Ц1 – средняя цена единицы определенного вида продукции после повышения качества, р.;

С0 – себестоимость единицы продукции до повышения качества, р.;

С1 – себестоимость единицы продукции после повышения качества, р.;

Q – объем реализации продукции после повышения ее качества в натуральном выражении.

Расчет резервов роста прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции производится в аналитической таблице 4.10.

Общая сумма резерва роста прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции на будущий период составляет 50194 млн.р., в том числе за счет повышения качества продукции А – 3444 млн.р., продукции Б – 46750 млн.р.

Таблица 4.10. Расчет резервов роста прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции

Вид продукции Средняя* цена за единицу до повышения качества продукции, млн.р.   Средняя* цена за единицу после повышения качества продукции, млн.р. Себестоимость единицы продукции, млн.р. Количество реализованной продукции в будущем периоде после повышения качества Резерв увеличения прибыли, гр.6·(гр.3-гр.5) – гр.6·(гр2 – гр.4), млн.р.
до повышения качества после повышения качества
А
Б
Итого: - - - - -

*Средняя цена реализованной продукции определенного вида определяется по формуле средневзвешенной.

После проведенных расчетов прироста прибыли за счет различных факторов, выявленные резервы необходимо обобщить (табл.4.11.).

Из обобщающей таблицы 4.11.видно, что основным источником резервов увеличения суммы прибыли на данном предприятии является повышение качества продукции. С высоким качеством продукции предприятие может конкурировать как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Выявленные резервы роста прибыли должны быть освоены предприятием путем разработки системы целого ряда мероприятий по снижению себестоимости продукции и повышению ее качества.

Таблица 4.11. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, млн.р.

Резерв Вид продукции Всего (гр.2+гр.3+гр.4)
А Б В
Увеличение (уменьшение) прибыли за счет снижения себестоимости в результате сокращения условно-постоянных расходов в единице изделия 2558,4 4547,5 15095,9
Увеличение (уменьшение) прибыли за счет снижения себестоимости в результате сокращения прямых переменных затрат в единице изделия
Увеличение (уменьшение) прибыли за счет повышения качества продукции -
ИТОГО: 8626,4 51892,5 68933,9

Наши рекомендации