Анализ резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема .

Структурно- логическая факторная модель объема реализации продукции представлено в схеме 3.

«Сельфон» выручка определяется по отгрузке товара согласно Учетной политики предприятия на 2016 год, значит баланс товарной продукции будет иметь следующий вид

Где : - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец года;

-стоимость выпуска товарной продукции;

- объем реализации продукции за отчетный период.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции .

Схема 6- Изменение объема реализации продукции ООО «Сельфон»

Анализ резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Анализ резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Таблица 15- Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Стоимость продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +,-
Остаток готовой продукции на начало периода
Производство продукции за отчетный период +31476
Остаток готовой продукции на конец периода +2500
Реализация продукции +28976

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановой отгрузки продукции за год. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать мероприятия но ускорению ее реализации и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно определить в три группы:

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП=ЧР*ГВ

РП=ЧР*ГВ*ДВ

где ЧР- среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ –среднегодовая выработка продукции одним работником;

ДВ- доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2. обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП=ОПФ*ФО

РП= ОПФ*ФО*ДВ

где ОПФ- среднегодовая сумма основных производственных фондов;

ФО- фондоотдача основных производственных фондов;

3. обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования

ВП=МЗ*МО

РП= МЗ*МО*ДВ

Где МЗ- сумма потребленных материальных запасов для производства продукции;

МО- материалоотдача ( производство продукции на рубль материальных затрат).

Схема 7- Определим резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены в схеме

      Резервы роста объема реализованной продукции  
           
Резервы роста объема производства продукции     Резервы сокращения остатков нереализованной продукции
           
             
За счет улучшения использования трудовых ресурсов     За счет улучшения использования основных фондов     За счет улучшения использования сырья и материалов
             
Создание дополнительных рабочих мест     Приобретение дополнительных машин и оборудования     Дополнительное приобретение сырья и материалов
             
Сокращение потерь рабочего времени     Более полное использование их фонда рабочего времени     Сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов
             
Повышение уровня производительности труда     Повышение интенсивности использования машин и оборудования     Сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции
             
                 

Определение величины резервов по Первой группе производится

следующим образом:

Р ВП кр = Р КР * ГВ ф,

Р ВП фрв = Р ФРВ * ЧВ ф,

Р ВП чв = Р ЧВ * ФРВ в,

Где Р ВП кр, Р ВП фрв, Р ВП чв - резерв роста валовой продукции

соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда

рабочего времени и в связи с сокращением его потерь и повышение

среднечасовой выработки;

Р КР - резерв увеличения количества рабочих мест;

Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его

потерь по вине предприятия;

Р ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования

техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВ в - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов

его роста.

По Второй группе резервы увеличения производства продукции за счет

увеличения численности оборудования ( Р К), времени его работы ( Р Т) и

выпуска продукции за один машинно-час (Р ЧВ) рассчитывается по формуле:

Р ВП к = Р К * ГВ ф,

Р ВП т = Р Т * ЧВ ф,

Р ВП чв = Р ЧВ * Тв.

По Третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

Дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на

единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы

продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции.

Сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего суммируются.

Планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего

подсчитывается сумма резерва валовой продукции.

Таблица 16- Резервы увеличения выпуска продукции за 2016 год.

Источники резервов Резервы увеличения выпуска за счет
Трудовых ресурсов   Средств труда Предметов труда
Увеличение количества ресурсов - -
Более полное использование рабочего времени -
Повышение производительности труда - -
Снижение норм расходов сырья - -
ИТОГО

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.

В ООО «Сельфон» резерв увеличения выпуска продукции ограничен

материальными ресурсами и составляет 18380 тыс. руб. Максимальный

резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резерв на сумму 5300 тыс. руб. (25300 - 20000) и по материальным ресурсам - на сумму 6920 тыс. руб. (25300 - 18380).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе была изучена тема - «Учет и анализ выпуска и реализации готовой продукции». Исследования проводились на основе показателей работы Общества с ограниченной ответственностью «Сельфон».
Была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание выбранной темы с современной точки зрения. В процессе работы были решены следующие задачи:

1) рассмотрено понятие готовой продукции, значение и задачи ее учета, его нормативно-правовое регулирование;

2) изучены основы организации учета готовой продукции, ее оценка и классификация;

3) рассмотрено документальное оформление движения готовой продукции, отчетность материально-ответственных лиц по готовой продукции;

4) изучены синтетический и аналитический учет выпуска готовой продукции и ее продажи.

В ООО «Сельфон» особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. По результатам реализации продукции предприятие определяет, насколько рентабельно оно работало, определяет прибыль от реализации.

Основными видами деятельности ООО «Сельфон» являются:

- выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина;

- выращивание зерновых и зернобобовых культур;

- оказание услуг производственного характера и платных услуг населению (услуги водоснабжения, автотракторного парка);

- иная, не запрещенная законом деятельность.

В ходе выполнения дипломной работы, выяснилось, что ООО «Сельфон» специализируется на картофелеводческом направлении, коэффициент специализации средний, в 2015 г. он составляет 1,3% и 2016 г. коэффициент специализации равен 1,4% .

Все операции в обществе по движению готовой продукции оформляются первичными документами такими как: накладные, акты, ведомости, реестры.

Принятие готовой продукции к учету отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счетов 20,23.

Реализации продукции осуществляется на счете 90 "Продажи"

К счету 90 «Продажи» открыты субсчета:

90-1 «Выручка от реализации»;

90-2 «Себестоимость реализации»;

90-9 « Прибыль/ убыток от реализации.

В организации среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 71,4 %, а реализации продукции- 46,8 %.

ООО «Сельфон» является абсолютно финансово устойчивым предприятием, запасы и затраты покрываются собственными оборотными средствами, и предприятие не зависит от внешних источников. В организации наблюдается риск излишней ликвидности и недостаточности высокодоходных активов.

В целом порядок выпуска и учета готовой продукции ООО «Сельфон» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующих нормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительных ведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.

Наши рекомендации