Факторов изменения прибыли от реализации, млн. р.

Фактор Алгоритм расчета Расчет фактора Сумма влияния на прибыль от реализации Структура факторов,%
А
1. Изменение объема реализованной продукции ± Δп.о. = Δр% · Ппл   Δр% = Рп.ф.о.пл. ·100-100   0,165 ·5584/100 =9,2   29732 / 29683·100- -100=0,165   9,2     1,5
2. Изменение структуры реализованной продукции   ±Δп.стр = Пп.ф.о.– Ппл - Δп.о.   5831-5584-9,2=237,8   237,8   37,4
3. Изменение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам*     ±Δп.себ. = Сф. – Сп.ф.     23768-2391 = -133         20,9
4. Изменение цен на реализованные товары, продукцию, работы, услуги   ±Δ п.ц. = Рф. – Рп.ф.о.   29780-29732 = 48     7,6  
Итого факторов изменения валовой прибыли Валовая прибыль по отчету – Валовая прибыль по плану   6012-5584 = 428     67,4
5. Изменение величины управленческих расходов *   ±Δ п.у.р. = УРф. - УРпл   1694-1830 = -136     21,4
6. Изменение величины коммерческих расходов*   ±Δ п.к.р. = КРф - КРпл   701-772 = -71     11,2
Итого факторов изменения прибыли от реализации   ПР по отчету – ПР по плану   3617-2982 = 635      

* Снижение себестоимости, управленческих и коммерческих расходов увеличивает прибыль, поэтому «минус» при определении влияния этих факторов на прибыль меняется в таблице на «плюс».

Расшифровка показателей:

Ппл – валовая прибыль по плану (маржинальная прибыль);

Пп.ф.о – валовая прибыль по плану на фактический выпуск;

Рпл – реализация по плану;

Рп.ф.о – реализация по плану на фактический выпуск;

Рф. – фактическая реализация;

Сф. – фактическая себестоимость реализованной продукции;

Сп.ф. – плановая себестоимость реализованной продукции на фактический выпуск;

УРф , УРпл – управленческие расходы фактические и плановые соответственно;

КРф , КРпл – коммерческие расходы фактические и плановые соответственно;

Δр% – процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции;

± Δп.о , ±Δп.стр,, ±Δп.себ, ±Δ п.ц – изменение прибыли за счет объема, структуры, себестоимости и цен на проданные товары, продукцию, работы , услуги;

±Δ п.у.р. ,±Δ п.к.р. - изменение прибыли за счет величины управленческих и коммерческих расходов;

Данные таблицы 4.6 показывают, что величина прибыли от реализации в отчетном периоде по сравнению с плановым заданием увеличилась на 635 млн. р., или на 21,3% (3617/2982·100-100) под влиянием следующих факторов:

§ увеличения размера валовой прибыли на 428 млн. р., что в структуре факторов составило 67,4%;

§ уменьшения условно-постоянных расходов на 207 млн. р. (71+136) (в структуре факторов изменение составило 33,6%.)

Анализ изменения величины валовой прибыли позволяет определить факторы, оказавшие положительное влияние на рост прибыли:

§ рост объёма реализованной продукции на 0,165% вызвал рост валовой прибыли в размере 9,2 млн. р. (в структуре факторов составило 1,5%);

§ изменения в структуре реализованной продукции в сторону увеличения доли более рентабельных видов продукции на 237,8 млн.р. (в структуре факторов составило 37,4%);

§ уменьшение себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг по прямым переменным затратам вызвало увеличение валовой прибыли, а соответственно и прибыль от реализации на 133 млн.р. (в структуре факторов составило 20,9%);

§ повышение цен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 48 млн. р. (в структуре факторов составило 7,6%).

На изменение условно-постоянных расходов оказали влияние:

§ уменьшение управленческих расходов вызвало рост прибыли от реализации на 136 млн.р. (в структуре факторов составило 21,4%);

§ уменьшение коммерческих расходов вызвало рост прибыли от реализации на 71 млн.р. (в структуре факторов составило 11,2%).

Как свидетельствуют данные таблицы 4.6 наибольшее влияние на изменение прибыли от реализации, а также на размер валовой прибыли, оказывают изменение структуры реализованной продукции, себестоимости реализованных товаров, снижение управленческих расходов.

Если предприятие реализует продукцию не только на внутреннем рынке, но и на экспорт, дальнейший анализ показателей прибыли должен быть направлен на выявление финансовых результатов непосредственно от реализации продукции, товаров внутри страны и за ее пределами. Необходимо при этом определить динамику показателей, их структуру, выявить факторы, влияющие на изменение показателей и количественно измерить их влияние.

Анализ финансовых результатов от реализации товаров, продукции, работ и услуг должен быть дополнен также изучением влияния количества и рентабельности отдельных видов сравниваемой реализованной продукции, товаров, работ и услуг (табл.4.7)

Таблица 4.7. Анализ финансового результата сравниваемых реализуемых товаров и продукции*

млн.руб

Сравниваемые виды продукции Реализованное количество продукции, шт. Прибыль на единицу продукции Сумма финансового результата Изменение финансового результата
за предыдущий год за текущий год за предыдущий год за текущий год отчетные данные за предыдущий год (гр.1· гр.3) условный показатель (гр.2 · гр.3) отчетные данные за текущий год (гр.2 · гр.4) Общее (гр.7- гр.5) В том числе за счет
структуры и количества (гр.6-гр.5) прибыли на единицу продукции (гр.7 - гр.6)
А -17 -12 -1700 -1700 -1200 -
Б -300 -900
В
Г
Всего - - - -

*Аналогичный расчет производится и по сравнению с планом

Как свидетельствуют данные таблицы 4.7, общий финансовый результат по четырем видам продукции по сравнению с прошлым годом увеличился на 3140 млн.р., в том числе за счет изменения структуры и количества продукции – на 1060 млн.р., а за счет прибыли на единицу продукции – на 2080 млн.р.

Наиболее прибыльным видом продукции является продукт В, его доля в финансовом результате занимает в отчетном периоде более половины. Значимым является увеличение прибыли на единицу продукции В в 2 раза (с 1 до 2 млн.р.), что вызвало рост общей прибыли на 2100 млн.р.

Продукт А все еще остается убыточным, хотя размер убытка в отчетном периоде уменьшился на 500 млн.р. Если этот продукт не является социально значимым, и его выпуск не является обязательным, то его желательно снять с производства.

Продукт Б является прибыльным, однако, несмотря на увеличение его реализации, финансовый результат от его реализации уменьшился на 300 млн.р. в результате уменьшения прибыли на единицу продукции. Для увеличения суммы прибыли по продукту Б необходимо повышать долю прибыли в цене продукции и наращивать объемы реализации.

Продукт Г, хотя и не занимает значительной доли в финансовых результатах предприятия, тем не менее, оказывает положительное влияние как по росту объема реализации, так и по росту прибыльности. Общее влияние продукта Г на положительный рост финансового результата отчетного периода по сравнению с предыдущим годом составило 740 млн.р.

Наши рекомендации