Приемы изучения причинно-следственных связей

В экономическом анализе изучение причинно-следственных связей осуществляется с помощью специальных приемов: сравнения, аналитических группировок, средних величин, элиминирования (абсолютных и относительных разниц, цепных подстановок), балансового.

Прием сравнения — самый распространенный при проведении анализа. Он предполагает сопоставление фактических (отчетных) данных с планом, с прошлым периодом, со средними данными, с данными передовых предприятий, с проектными данными. К сравниваемым показателям предъявляются следующие требования: тождественность периодов времени; единство оценки, структуры и методологии исчисления.

Прием аналитических группировок основывается на выделении среди изучаемых явлений групп, схожих по тем или иным признакам. Например, группировка продукции по категориям качества или сортам помогает оценить его качество в целом; группировка рабочих по разрядам дает характеристику квалификации рабочей силы; группировка рабочих по стажу работы свидетельствует об их производственном опыте и т.д. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц, отражающих цифровые характеристики изучаемых явлений и процессов.

Прием средней величины используется при характеристике массовых, качественно однородных экономических явлений средней величины, т.е. представляет собой обобщающую характеристику размера определенного варьирующего признака, отнесенного к единице совокупности. Например, заработная плата различных категорий рабочих зависит от профессии и квалификации. Для характеристики уровня заработной платы рабочих определенных профессий и тарифных разрядов рассчитывают среднюю заработную плату, которая дает характеристику сложности и тяжести труда рабочих каждой профессии и квалификации.

Применяются различные способы расчета среднего значения варьирующего признака, в связи с чем различаются и виды средних величин: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Если отдельные значения варьирующего признака не повторяются, то средняя из них называется простой средней. Если же они повторяются (эти повторения рассматриваются как вес отдельных значений признака), то среднюю величину, рассчитанную с учетом этого веса, называют взвешенной средней.

Взвешивание средних представляет собой расчет средних с учетом их весов (частот). Взвешивание означает следующие арифметические действия: а) для средней арифметической — деление суммы произведений вариантов и их весов на сумму весов; б) для средней гармонической — деление суммы весов на сумму частных от их деления на соответствующие варианты; в) для средней геометрической — извлечение корня степени, равной сумме весов, из произведения вариантов, возведенных в степень, показатель которой — соответствующий вес. Выбор вида средней величины зависит от сущности усредняемого показателя или признака, а также от характера имеющихся исходных данных.

Прием элиминирования позволяет определить степень влияния каждого из одновременно действующих факторов на результат, если он есть произведение или частное от деления взаимосвязанных факторов. Этот прием употребляется в расчетах способами цепных подстановок, абсолютных и относительных (процентных) разниц.

Для иллюстрации способов раздельного расчета влияния факторов приведем исходные данные (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Показатели работы предприятия

Номер строки Показатели План Фактически Отклонение от плана (+, — )
абсолютное %
1 Среднегодовая численность работающих промышленно - производственного персонала (ППП), чел. 900, — 100 — 10,0
Отработано человеко-дней, тыс. — 16 — 6,4
3 Среднее количество дней, отработанных одним работающим за год (стр. 2 / стр. 1), дн. +10 +4,0
4 Средняя продолжительность рабочего дня, ч (стр. 5/стр. 2) 7,8 — 0,2 — 2,5
5 Общий фонд отработанного времени, тыс. чел.-ч 2000 1825 — 175 — 8,8

Как видно из табл. 1.1, общий фонд отработанного времени сократился по сравнению с планом на 175 тыс. чел.-ч, или на 8,8 %, что вызвано изменениями численности работающих, количества проработанных одним работником дней, а также средней продолжительности рабочего дня:

Общий фонд отработанного времени = Численность работающих · Количество дней, проработанных одним работающим · Продолжительность рабочего дня

Теперь произведем расчет влияния каждого из названных факторов на величину отклонения в общем фонде отработанного времени:

Прием цепной подстановки

Численность работников · Количество дней работы рабочего · Продолжительность рабочего дня = Общий фонд рабочего времени
I Расчет: План 1000 · План 250 · План 8 = План 2000 Расчет II — Расчет I = = Фактор влияния численности работников: 1800 — 2000 = — 200 тыс. чел.-ч
II Расчет: Фактически 900 · План 250 ·   = Условный 1800
III Расчет: Фактически 900 · Фактически 260 · План 8 = Условный 1872 Расчет III — Расчет II = = Фактор влияния количества дней работы 1 работника: 1872 — 1800 = = +72 тыс. чел.-ч
IV Расчет: Фактически 900 · Фактически 260 · Фактически 7,8 = Условный 1825 Расчет IV — Расчет III = =Фактор влияния продолжительности рабочего дня: 1825 — 1872 = = — 47 тыс. чел.-ч
И т о г о: — 200 + 72 — 47 = — 175 тыс. чел.-ч.

Прием абсолютных разниц

Влияние численности работающих Разница между фактической и плановой численностью работающих умножается на плановое количество рабочих дней и плановую продолжительность рабочего дня
Влияние отработанных человеко-дней Разница между фактическим и плановым числом дней, отработанных одним работником, умножается на фактическое количество работников и на плановую продолжительность рабочего дня
Влияние продолжительности рабочего дня Разница между фактической и плановой продолжительностью дня умножается на количество фактически отработанных всеми работниками человеко-дней

Численность работников (см. табл. 1.1) уменьшилась по сравнению с планом на 100 чел. При прочих неизменных условиях это должно привести к сокращению фонда рабочего времени на 200 тыс. чел.-ч (— 100 · 250 · 8).

Среднее количество дней, проработанных одним работником, увеличилось на 10, что привело к увеличению фонда рабочего времени на 72 тыс. чел.-ч (+10 · 900 · 8).

Продолжительность рабочего дня была ниже плановой на 0,2 ч, это вызвало сокращение фонда рабочего времени на — 47 тыс. чел.-ч (— 0,2 · 900 · 260).

И т о г о: — 200 + 72 — 47 = — 175 тыс. чел.-ч.

Прием относительных (процентных) разниц

По сравнению с планом численность работников сокращена на 10 %. При прочих неизменных условиях это должно привести к уменьшению фонда рабочего времени также на 10 %: Приемы изучения причинно-следственных связей - student2.ru = — 200 тыс. чел.-ч.

При недоукомплектовании работниками на 10 % общий фонд отработанного времени в человеко-днях уменьшается против плана на 6,4 %. Следовательно, за счет увеличения количества дней, отработанных одним работником, общий фонд времени возрастает на 3,6 % (— 6,4 — (— 10,0)), т.е. Приемы изучения причинно-следственных связей - student2.ru = 72 тыс. чел.-ч.

Общий фонд отработанного времени в человеко-днях меньше запланированного на 6,4, а в человеко-часах — на 8,8 %. Следовательно, за счет уменьшения продолжительности рабочего дня общий фонд отработанного времени сокращен на — 47 тыс. чел.-ч: Приемы изучения причинно-следственных связей - student2.ru .

И т о г о: — 200 + 72 — 47 = — 175 тыс. чел.-ч.

Наши рекомендации