Тема 11. информация, неопределеность и риск

11.1. Неопределённость качества и рынок «лимонов».

11.2. Рыночные сигналы.

11.3. Спекуляция и риск.

Неопределённость качества и рынок «лимонов»

Асимметрия информации (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важ­ной информацией, а другая часть нет.

Впервые проблему неопределённости качества на рынке подержанных автомобилей поставил в 1970 г. Джордж А. Акерлоф .

Предположим, на рынке подержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше среднего — хорошие и ниже среднего — плохие (на американском жаргоне — "лимоны"). Цена первой категории для продавцов — 3000 долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.

Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. является заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев "лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые радужные ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок подержанных автомобилей подвергнется существенной дефор­мации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Пред­ложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хоро­шей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов на автомобильном рынке останутся только "лимоны".

Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается, од­нако, в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинте­ресован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Оче­видно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обра­титься к услугам страховых компаний прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоро­вых людей от страхования. Таким образом, спираль "высокая цена — опасные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск (moral hazard) – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полнос­тью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует рас­слабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повы­шает риск и делает более вероятным то событие, от которого чело­век застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечест­ным людям за счет честных и порядочных. Это тем более относится к таким людям, которые в расчете на большую страховку созна­тельно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разби­вают надоевшую машину и даже убивают родственников.

Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компа­нии пытаются минимизировать моральный риск:

1)осуществляя более тщательный отбор кандидатов, класси­фицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые взносы);

2)не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживав­шимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).

3)идя на частичное возмещение ущерба (т. е. разделяя с кли­ентом опасность морального риска).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и мораль­ным риском являются рыночные сигналы.

Рыночные сигналы

Рыночные сигналы –это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации и качестве продукции и услуг.

Концепция рыночных сигналов была впервые разработана аме­риканским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по эко­номике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметрич­ность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (рекла­ма, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертифика­ты качества, гарантии, поручительства и т.д.).

Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образованиеработников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престиж­ностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Од­нако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работни­ков, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы име­ют в виду производительность труда, а работники — уровень оплаты труда.

На рынке товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины, компьютеры, телевизоры и т. д.) в роли рыночных сигналов выступают сертификатыкачества, гаран­тии, поручительства, престижирепутацияфирмизготови­телей. Каждая фирма посредством гарантий и поручительств стремится привлечь покупателей к своим товарам как наиболее надежным и качественным.

Таким образом, рыночные сигналы уменьшают асимметрич­ность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффектив­ность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления вы­год и издержек от ее использования.

Спекуляция и риск

Спекуляция(speculation) — деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи по более высокой цеце. Купить подешевле, продать подороже — в этом заключается смысл спекуляции. Его открыли еще в XVI—XVIII вв. меркантилисты — первая школа в политической экономии. Деньги — товар — деньги с приростом: Д-Т-Д' — такова всеобщая формула капитала. Важно подчеркнуть, что она связана с риском. Спекуляция — это пример осознанного риска.

Любопытно другое, что спекуляция распространена гораздо шире, чем об этом принято думать. Каждый из нас живет не одним днем. Вольно или невольно мы думаем о будущем и... занимаемся спекуляцией. Высокие темпы инфляции заставляют нас делать не­которые запасы. Мы платим за образование в надежде повысить квалификацию и, следовательно, продать свои трудовые услуги в будущем по более высокой цене.

Спекулянты выполняют важную функцию посредников, достав­ляя товары и услуги от тех, кто владеет ими с избытком, к тем, кто остро нуждается в них. Тем самым спекуляция приводит к сдвигу потребления в пространстве. Более того, ей удается осуществить сдвиг потребления и во времени. Остановимся на данном вопросе подробнее. Закупая сельскохозяйственные продукты в урожайный год, спекулянты продают их в неурожайный. Вывод очевиден: они наживаются на стихийных бедствиях. Однако так ли это плохо на самом деле? Разберем это на простом примере.

Если бы не было спекулянтов, на рынке при спросе D и предло­жении S1 равновесие в урожайный год установилось бы на уровне Е1. В неурожайный год мы имели бы соответственно D, S2, Е2. Деятельность спекулянтов, сокращая объем реализации с Q1 до Q1*, поднимает равновесную цену в урожайный год с P1 до Р1 *. Однако созданные запасы увеличивают предложение в неурожайный год с Q2 до Q2* и сбивают цену с Р2 до Р2*.

Таким образом, спекуляция приводит к выравниванию цен и к сдвигу потребления от периода относительного изобилия к периоду относительной ограниченности потребительских благ. Благодаря спекулянтам выравниваются сезонные колебания (осень—весна, зима—лето и т. д.). А разве домашние хозяйки, занимаясь консервированием овощей и фруктов, не уподобляются спекулянтам, заготавливая продукты летом и осенью, с тем чтобы потребить их зимой и весной? Ведь они покупают их, когда они стоят дешево, а потребляют тогда, когда они стоят дорого.

тема 11. информация, неопределеность и риск - student2.ru

Рисунок 1. Спекуляция: сдвиг потребления во времени

Конечно, спекулянты рискуют. Но они расплачиваются за риск собственным благосостоянием. В надежде получить прибыль они покупают риск у тех людей, которые не склонны рисковать. Фьючерс (futures) — это срочный контракт о

поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговорен­ной цене. Бизнесмен, занятый производством какого-либо товара (на­пример, хлеба), стремится обезопасить себя от резких колебаний цены. Поэтому он сегодня заключает соглашение о поставке определенного количества товара (например, муки) к некоторому сроку в будущем по той цене, которая сложилась в настоящее время. Фьючерсные цены выступают, таким образом, в качестве прогноза будущих теку­щих цен. Первоначально они охватывали товарные рынки (пшени­цы, кукурузы, кофе, сахара, меди и т. д.), а позднее распространи­лись и на фондовые рынки (казначейских векселей, облигаций и т.д.).

Сделка с премией, или опцион (option), — это разновидность срочного контракта (фьючерса), согласно которому одна сторо­на приобретает право купить или продать что-либо в будущем по заранее оговоренной цене с уплатой комиссионных (премии). Сделка с премией — специфически спекулятивный вид сделки. Она дает право (однако отнюдь не обязывает) купить товар в назначен­ный срок. Если это выгодно (цены поднялись), сделка осуществля­ется, если нет (они не изменились или даже упали), то спекулянт отделывается лишь уплатой комиссионных.

Следует заметить, что подобные сделки (не только опционы, но и фьючерсы) могут осуществляться людьми, далекими от произ­водства. Здесь важно другое. Выполняя функцию посредников, спе­кулянты способствуют выравниванию цен, обеспечивая продавцов и покупателей лучшими вариантами.

Хеджирование (hedging) — операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опцио­нов используются для компенсации одного риска другим. Хеджирование — это своеобразная форма страхования рисков. Ее специ­фика состоит в том, что риски изменения цен на данный товар не объединяются, а перекладываются на спекулянта. Польза спекуляции заключается прежде всего в передаче необходимой информации от тех, кто ею обладает, к тем, кто в ней нуждается. Спекулянты производят и поставляют информацию о тенденциях экономического развития. Их ожидания ценовых сдвигов чутко улавливают перелив ресурсов из отрасли в отрасль, изменения экономи­ческой и политической конъюнктуры. Цены, образующиеся в ре­зультате их деятельности, являются своеобразным барометром. Они подсказывают всему обществу перспективные направления развития. Дешево производя ценную информацию, они способствуют повышению эффективности общественного производства и тем самым увеличивают богатство нации.

ТЕМА 12. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ И
МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

12.1. Общественные блага и частные блага.

12.2. Права собственности и трансакционные издержки.

12.3. Модели общественного выбора.

Наши рекомендации