Общественные блага и частные блага

В зависимости от набора признаков, которым характеризует­ся благо в потреблении, все экономические блага делятся на час­тныеи общественные.

Критерии классификации благ:

♦степень доступности блага потребителям в потреблении (невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в по­треблении блага, обладание благом кем-либо исключает его дос­тупность для других);

♦характер распределения полезности блага среди потреби­телей в процессе его потребления (выгоды от потребления недо­ступны никому).

Чистыечастные блага— блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только его владельцу.

Признаки чистого частного блага:

♦исключаемость блага в потреблении (вытекает из критерия
степеньдоступностиблага потребителям);

♦избирательность конкурентности блага в потреблении (вы­текает из критерия характерраспределенияполезности блага среди потребителей).

Чистые общественные блага— блага, предоставление кото­рых отдельному лицу без обеспечения ими остальных людей и потребляемые сообща (национальная оборона, пожарная служба, почта, органы правопорядка).

Признаки чистого общественного блага:

♦ неизбирательность в потреблении, когда никто не может быть исключен из числа потребителей (вытекает из критерия степеньдоступностиблага потребителям);

♦ неисключаемость при потреблении, т.е. потребление его од­ним субъектом не ограничивает его полезность для других (вытекает из критерия характерраспределенияполезнос­тиблага среди потребителей).

Однако присущие общественным благам признаки могут про­являться вразнойстепении в различных комбинациях, выделя­ют такие их виды, как:

♦ блага совместного потребления(общие блага), которые ха­рактеризуются высокой степенью избирательности и низ­кой степенью исключаемости;

♦ исключаемые общественные (коллективные блага), которые обладают высокой степенью исключаемости и низкой степе­нью избирательности;

♦ перегружаемые блага, неконкурентность в потреблении ко­торых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей;

♦ клубные блага, потребление которых ограничивается узким кругом потребителей во избежание перегрузки.

Особенность чистых общественных благ состоит в том, что:

1) потребление этих благ всегда сопровождается положитель­ными внешним эффектами;

2) все пользователи потребляют одно и то же количество чис­того общественного блага;

3) предельные издержки предоставления блага дополнитель­ному потребителю равны нулю, т.к. потребление блага «сооб­ща» не корректируется потребностью в нем каждого потреби­теля.

Суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распре­делении, а в обеспечении оптимального объема их производства.

Если все потребители общественного блага потребляют одина­ковое его количество, то объем потребления блага каждым по­требителем равняется объему его предложения, а для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потреб­ления представляет собой сумму всех предельных индивидуаль­ных полезностей. Поэтому объем совокупного спроса на обще­ственное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.

Кривая спроса на общественное благоимеет нисходящий на­клон, как и в случае с чистым частным благом, она формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования инди­видуальных кривых спроса.

Так как потребление чистого общественного блага сопровож­дается положительными внешними эффектами, а включение в процесс его потребления дополнительных потребителей не связа­но с дополнительными предельными издержками, общество за­интересовано в обеспечении такими благами всех потенциальных потребителей, достигая при этом эффективного объема производ­ства чистого общественного блага.

Общественные блага и частные блага - student2.ru

Рисунок 1. Частное благо Рисунок 2. Общественное благо

Эффективным является такой объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды, выражен­ные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны пре­дельным общественным издержкам производства блага.

При потреблении чистого общественного блага потребители руководствуются принципом равенства индивидуальных пре­дельных выгод и предельных издержек, поэтому достижение эф­фективного объема производства такого блага требует коопе­рации потребителей, а применение единой ставки оплаты чис­тых общественных благ для имеющих разный уровень предель­ной полезности потребителей не является эффективным. Так как предоставление общественного блага одним лицам не пре­пятствует его потреблению другими, у потребителей возникает склонность уклоняться от участия в финансировании произ­водства общественных благ, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и к более низкому по сравне­нию с эффективным объему его производства. Наличие такой склонности, получившей название проблемы «зайцев» или «без­билетника», существенно ограничивает возможности рыночного механизма в обеспечении общественными благами, а иногда делает это невозможным вообще.

Решение проблемы уклонения от участия в финансировании производства общественных благ может быть достигнуто путем интернализации возникающих в процессе их потребления вне­шних эффектов при помощи таких способов, как:

♦ ограничение доступа к благу (введение платы, заключение частных контрактов);

♦ создание организаций по совместному использованию блага;

♦ взаимообусловленное финансирование (увязывание предос­тавления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, продажа побочных продуктов);

♦ субсидирование за счет добровольных пожертвований граж­дан и организаций.

В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ вне­шние эффекты не поддаются интернализации, предоставление общественных благ может быть обеспечено только государством, а финансирование их производства — за счет взимаемых в при­нудительном порядке налогов.

Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе ин­дивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем при­нятия политических решений через установленные политичес­кие институты.

Решение вопроса о выборе механизма предоставления благ — посредством рынка или государства — должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, которыми сопровождается каждый из способов производства благ.

Наши рекомендации